Как выбрать профессию подростку, чтобы он стал счастливым взрослым
Позаботиться об образовании наследников — важная задача для каждого родителя. Особенно если человек добился заметного успеха и накопил капитал. В таком случае от качества образования и способностей ребенка зависит не только его собственный жизненный путь, но и судьба семейного дела.
Совсем недавно казалось, что выстроить карьерную траекторию для детей обеспеченных родителей несложно: достаточно отправить старшеклассника учиться за границу, обеспечив путевку в один из самых престижных мировых вузов. Об остальном должна была позаботиться выстроенная система образования.
Однако сегодня родительский фокус смещается. Взрослые больше не ждут от детей беспрекословного подчинения, а дают им возможность выбрать дело по душе. Уровень академических знаний не столь принципиален — родители хотят, чтобы ребенок развивался как лидер и творческая личность, повышал эмоциональный интеллект. Новейшие тренды формируют иные представления о том, каким должно быть образование и профориентирование. Как же помочь детям выбрать профессию так, чтобы в дальнейшем подросток смог самостоятельно зарабатывать и получать удовольствие от работы?
В какой момент выбирать будущую профессию
В России учителя призывают детей и их родителей задумываться о будущем в 14–15 лет. В это же время в школах выделяют специализированные классы с тем или иным уклоном. До 7–8 класса все дети обычно учатся по общей программе. Этот тренд меняется на наших глазах: наиболее подкованные родители обсуждают с детьми тему предстоящей карьеры с самого раннего возраста.
«Родители стали задумываться о карьере ребенка раньше, подходить к этому вопросу более ответственно. Мы все чаще получаем запросы на помощь с подбором профессии для детей 11–12 лет, — рассказывает Надежда Максина, руководитель проекта «Образование» в Sber Private Banking. — Родители говорят, что не хотят навязывать детям выбор профессии. Им хочется, чтобы ребенок нашел себя и раскрыл свои таланты, сильные стороны. Если начинать с раннего возраста, можно помочь с профориентацией так, чтобы к 15 годам он точно понимал, чего хочет: в какую сторону развиваться, в какой стране учиться».
Такой подход помогает минимизировать число конфликтных ситуаций, когда желания ребенка и родителя касательно карьеры не сходятся. По словам эксперта, обычно подобные несовпадения становятся критичными в 15–16 лет. «Когда ребенку 12, еще есть время, чтобы соединить его интересы его с родительскими, найти точку компромисса. В раннем возрасте дети более открыты миру», — объясняет Максина.
Почему не существует одного правильного пути
Второй значимый тренд — разворот в сторону самого ребенка. Речь не только о том, чтобы наметить карьерный путь в более раннем возрасте — теперь родители не пытаются выбрать этот путь за ребенка, а вовлекают подростка в принятие решения и позволяют ему многое определить самостоятельно.
Чтобы обнаружить истинный потенциал, необходимо тщательно изучить ребенка как личность: интроверт он или экстраверт; комфортно ли ему в спокойной атмосфере или в условиях противостояния, кипит ли в нем энергия или ему больше подойдет монотонный труд, в котором он способен достичь успехов.
«Родители все чаще понимают: будущее ребенка зависит от того, будет ли он заниматься любимым или нелюбимым делом, — рассказывает Надежда Максина. — Задача в том, чтобы помочь понять, кем он хочет быть. Для этих целей мы создали сервис «Образование», в рамках которого мы сначала проводим подробнейшее исследование талантов, целей и желаний ребенка, определяем зону его интересов и только после этого приступаем к построению персонализированного академического маршрута».
Изучать способности и интересы ребенка стоит с долей аккуратности, не задавая прямых вопросов. Такую рекомендацию дает Павел Кузнецов, руководитель лаборатории образовательных траекторий Study SbS. «Не спрашивайте ребенка, кем ты хочешь быть или где ты хочешь учиться, — вы рискуете получить неосознанный или социально одобряемый ответ», — советует эксперт.
Кузнецов предлагает подойти к задаче глубже и поговорить с детьми об их ценностях, о том, что для них важно в повседневной жизни: «Мы верим, что у ребенка могут быть предрасположенность не только к типу деятельности и направлению, но и к среде и к другим, незаметным на первый взгляд деталям. Уделите этому внимание, чтобы избежать разочарования в будущем».
Зачем снижать ответственность
Одно из устаревших представлений о карьере заключается в том, что профессия выбирается один раз на всю жизнь. Это накладывает на ребенка огромную ответственность, тяжесть которой может негативно сказаться на желании детей задумываться о карьере и вообще учиться. Павел Кузнецов рекомендует снять этот груз с себя и подростка.
«Когда мы говорим о профессии для ребенка, важно помнить, что это всего лишь выбор первой профессии в его жизни, — считает эксперт. — Сегодняшний быстро меняющийся мир задает новые правила: теперь мы не принимаем решение один раз и навсегда. Карьера флюидна и гибридна: скорее всего, на отрезке в несколько десятков лет нам предстоит поменять специальность пять-шесть раз. И это нормально».
Осознание изменчивости карьерного пути поможет снизить уровень тревожности, дать ребенку право на ошибку. При этом пускать дело на самотек специалисты тоже не советуют. «Если сейчас не нарисовать себе направление, которому хочется следовать, то карьерная навигация может и не случиться. Да, движение по этому пути всегда может уйти в сторону, но все же более-менее четко намеченная цель помогает лучше отрефлексировать, каким получается маршрут и что делать на следующем этапе», — уточняют в Study SbS.
Что такое профориентация на практике
Специалисты сходятся во мнении, что главным изменением в сфере профориентации в последние годы стал акцент на практику. Хотя существует множество тестов на профессиональное самоопределение, все результаты нужно проверять в реальной жизни. Только так они дадут по-настоящему достоверные результаты.
«Живое общение пока невозможно заменить никакой дополненной реальностью. Если у ребенка есть возможность поговорить с экспертом лично, посмотреть его место работы, посидеть в его кресле, понаблюдать за основными обязанностями и особенно их попробовать — это бесценно», — уверен Павел Кузнецов.
Формулу карьерной навигации специалист формулирует так: «Проба — рефлексия — проба — рефлексия». Согласно методике Study SbS, чем больше профессий подросток попробует к этапу выбора вуза, тем более осознанным будет выбор.
Как грамотно изучить разнообразие профессий
Практический подход не принесет пользы, если подростка ограничат в выборе специальностей для изучения. Поэтому, определившись со сферой интересов детей, специалисты по построению карьеры знакомят их со всем спектром профессий в выбранной индустрии. Иногда для этого привлекают целую команду, в состав которой попадают академический и внеакадемический консультант, психолог, а также наставник, общающийся со старшеклассником на равных и помогающий научиться рефлексии. Такой наставник задает наводящие вопросы, чтобы подросток сам осознал и сформулировал, чем ему хочется заниматься в жизни.
Эффективность такого метода доказывают кейсы проекта «Образование» в Sber Private Banking. Один из примеров — история 15-летнего мальчика, родители которого столкнулись с проблемой: подросток категорически не хотел выбирать профессию, мечтая все время уделять компьютерным играм. Консультанты убедили его познакомиться с тем, как индустрия игр выглядит изнутри. Для подростка устроили персональную экскурсию в ИТ-компанию, провели встречи с разработчиками, менеджерами и художниками.
«На этом этапе работы внимание ребенка переключается довольно часто — и человек способен по-другому взглянуть на интересную ему сферу. В этом помогает опытный ментор, который дает взглянуть на свое увлечение как на зону для будущей карьеры», — говорит Надежда Максина. Результат работы консультантов: подросток продолжил увлекаться играми и при этом выбрал профессию гейм-дизайнера. В будущем он сам сможет создавать видеоигры, зарабатывая деньги на своем хобби.
Нередко ребенок отказывается следовать карьерному пути, выбранному родителями, не из-за упрямства, а по причине чрезмерных нагрузок. «Мы работали с 16-летним мальчиком, который активно готовился к выпускным экзаменам в школе, у него было много дополнительных занятий, — вспоминает Максина. — В какой-то момент он оказался перегружен, перестал добиваться успехов, так как учился через силу. В результате он сломался, пришел к отцу и сказал: «Я вообще больше ничем заниматься не буду, ничего не хочу, буду футболистом». Можно представить состояние папы, у которого были совершенно другие представления о будущей карьере сына».
Семья обратилась к специалистам проекта «Образование» в Sber Private Banking, которые начали постепенную работу с подростком. Для мальчика провели масштабный экскурс в мир футбола, познакомив его с реалиями работы тренеров, спортивных комментаторов, футбольных журналистов и даже девелоперов спортивных объектов.
«Таким образом мы раскрыли перед ним огромный спектр идей вокруг футбола, сместив внимание от непосредственно мяча в сторону профессии, связанной с миром спорта, — объясняет Надежда Максина. — В результате парень поступил на спортивный менеджмент в Великобритании. Он учится с удовольствием, у него все получается. Важно, что это был его выбор, а не навязанное родителями решение. Когда у подростка есть мотивация, он может добиться действительно хороших результатов».
На что обратить внимание при выборе вуза
Завершающий этап профориентации — выбор вуза. Сегодня эксперты отмечают рост популярности российского образования даже среди наследников богатейших людей страны, которые прежде предпочитали университеты в других странах. «Российское образование точно не хуже зарубежного, особенно школьное», — уверена Надежда Максина.
Родители, которые все же выбирают для наследников обучение за рубежом, должны учитывать несколько значимых факторов. Во-первых, новые приоритеты иностранных вузов. По словам Надежды Максиной, в зарубежных университетах все меньше обращают внимание на оценки абитуриентов: «Они смотрят не на то, как хорошо ребенок учился в школе. Им важно, что делал ребенок помимо обучения, как он развивался, какие у него были интересы, в каких профессиональных сообществах участвовал, какие блоги вел, какие проекты сделал. Любой университет заинтересован не просто в академически сильном ученике, а в интересной личности».
Составить такой проект ребенку помогают консультанты Sber Private Banking. Под руководством опытного наставника будущий студент сможет создать проект своего первого бизнеса или прорывного приложения на основе новейших технологий. Таким образом ребенок может выбрать интересную ему область знаний и создать значимую работу, которая произведет впечатление на приемную комиссию в любом вузе.
Второй важный фактор при выборе зарубежного вуза — особенности системы и культуры образования в разных странах. В качестве примера Надежда Максина приводит американскую практику: «В США все студенты работают, причем с самого начала обучения, а это далеко не всегда берется во внимание. В Америке не работать, обучаясь в вузе, — неправильно. Причем это делают не только те студенты, кому нужно самим зарабатывать на обучение или жизнь, но и дети обеспеченных родителей. Они работают, чтобы сразу получать опыт в профессии. Российские дети часто оказываются не готовы к такому, когда приезжают учиться в США».
В другой культуре отношение к работе во время учебы может быть прямо противоположным. Например, в Японии распространено мнение, что студент не должен терять время на неквалифицированной работе не по профессии, а все усилия должен концентрировать на учебе.
Для адаптации детей к условиям крупнейших зарубежных вузов специалисты проекта «Образование» Sber Private Banking организуют индивидуальные туры по ведущим университетам мира. Также они проводят летние программы в России и других странах, чтобы подростки совмещали обучение и отдых и параллельно знакомились с реалиями студенческой жизни за рубежом.