Нетерпимые и нетерпеливые: как мы стали воспринимать время в цифровую эпоху
Наш внутренний спидометр податлив по многим причинам. Незнакомая дорога всегда кажется длиннее. Восприятие времени — сложный психологический процесс. Как отмечал французский философ Анри-Луи Бергсон, время не является однородным: его качество меняется в зависимости от наших внутренних состояний. Когда мы ожидаем завершения чего-то неприятного, кажется, что время замирает, — вспомните ожидание очереди на паспортном контроле, когда опаздываете на рейс. Напротив, когда мы поглощены чем-то увлекательным, время пролетает быстро. Это явление, известное как «относительное восприятие времени», исследовалось психологами, например Уильямом Джеймсом, утверждавшим, что время кажется длиннее, когда мы учимся или сталкиваемся с новым опытом.
Но как выглядит восприятие времени сегодня, когда мир изобилует не только новыми, но и мгновенными решениями, будь то фаст-трек в аэропорту, доступ в мессенджерах 24/7 или доставка продуктов через 15 минут? Мы привыкли к моментальному доступу к информации и услугам, а это меняет наши ожидания касательно того, как быстро должны происходить события в нашей жизни. Это может привести к ускорению нашего восприятия времени, когда мы неосознанно ожидаем мгновенного результата во всем, что делаем. Мы становимся нетерпеливыми и нетерпимыми к медленным действиям.
Мгновенное удовлетворение
Экранное время как функция смартфона, демонстрирующая пользователям, сколько времени они проводят с приложениями и сайтами, может служить зеркалом нашего цифрового поведения. Но чаще оно не просто отражает нашу активность, а бьет в набат. Технологии буквально сжимают время: мессенджеры, стриминговые сервисы и социальные сети обеспечивают непрерывный поток информации, изменяя наше ощущение продолжительности времени. Одно из исследований, изучавших влияние воздержания от социальных сетей на восприятие времени у людей, выявило, что после диджитал-детокса наблюдается искажение восприятия времени в сторону увеличения. Другими словами, хочешь выиграть время — прекрати думскроллить.
Макс Родин, основатель проекта Deep Mind (помогает командам поддерживать эффективное состояние сотрудников через внедрение осознанности), утверждает, что самое главное в нашем восприятии времени — это то, как работает наше внимание: «Если постоянно переключать внимание с объекта на объект, потреблять быстрый клиповый контент, который требует выработки дофамина, то сохраняется чувство какой-то новизны и внимание хоть устает и истощается, но за счет дофамина от этого контента не выходит из этого порочного круга». Просмотр мемов в непрекращающейся ленте кажется непродолжительным, а на самом деле может увлечь на несколько часов, которые вы не заметите. «Если мы успокаиваем свое внимание, например, наблюдая за птицами, смотрим на горы, изучаем листики на деревьях, то наше внимание не так быстро прыгает с объекта на объект, успокаивается, снижается выработка дофамина, и мы замечаем, что прошло две минуты, а ощущение, что как будто уже полчаса», — заключает Макс Родин.
Лаконичный, привлекательный, легко усваиваемый контент приводит к ускоренному и фрагментированному потреблению информации и становится нормой, которая сказывается на традиционно неспешных процессах, например обучении. Кирилл Пшинник, СЕО онлайн-университета «Зерокодер», подтверждает мысль о связи внимания и восприятия времени: «Наша образовательная модель построена по принципу микролернинга: это короткие образовательные блоки, которые могут удерживать внимание учащихся лучше, чем длинные лекции. Сегодня такой формат делает процесс обучения более динамичным и интересным, отчего ученики отчетливее ощущают ритм обучения».
Ожидание = реальность?
Мгновенные реакции кардинально меняют наше отношение к ожиданию. Если раньше оно было сопряжено с предвкушением и радостью, то теперь воспринимается как нечто ненужное или даже обременительное. Отправляя сообщение в мессенджере, мы рассчитываем на сиюминутный ответ, хотя прежде спокойно допускали временнýю дистанцию между отправителем и адресатом. Возможность общаться в режиме реального времени снижает нашу терпимость к задержкам и ожиданию.
Мгновенное удовлетворение потребностей через интернет-шопинг или потоковые сервисы лишило нас процесса ожидания, который раньше сопровождал походы в книжные магазины или появление нового эпизода любимого сериала. Когда-то волнение придавало особую ценность этому опыту, но так ли значимо ожидание и предвкушение сейчас? Кажется, нет — в нынешних обстоятельствах томительное ожидание стало рудиментом, который не отвечает запросу современных поколений, оставшись романтикой для бумеров. Нейропсихолог и психотерапевт Алена Ванченко добавляет, что здесь важно разделять понятия «терпение» и «сила воли»: «Терпение — это то, что было когда-то нужно для выживания внутри наших исторических реалий; способность наступить себе на горло и как-то терпеть ситуацию, выживать, сохраняться внутри нее. А сила воли — это совершенно другая вещь, умение преодолевать препятствия на пути к цели. Это не какое-то перманентно статическое состояние, а когда в движении ты сталкиваешься с задачей и внутри движения эту задачу решаешь на пути к какой-то цели, к которой тебя ведет мотивация».
На смену ожиданию и предвкушению приходят другие характеристики, например способность грамотно распределять часы, сохраняя баланс между быстрым темпом жизни и умением находить время для замедления. Алена Ванченко называет это «временным интеллектом», навыком доставать информацию из временнóго ресурса и применять в своей жизни.
Растущая популярность практик замедляющих медитаций и осознанности демонстрирует, что время воспринимается как ценный ресурс. Михаил Селезнев, практик и преподаватель буддийской дхармы, говорит, что обычно человеку стоит остановиться и перевести дух для того, чтобы ощутить самого себя существующим: «И тело, и ощущения, и чувства, где я нахожусь, в какой форме я нахожусь, с чем я сейчас в контакте, где я стою, на кого я смотрю, дышу ли я, в каком состоянии мой ум, мое сердце. Для этого обычно нужна пауза и остановка, переключиться с автоматизма на живое состояние, соприкоснуться со всем, в чем ты живешь, с телом, с людьми, с комнатой, и войти в здоровый и ясный контакт со всем, в чем ты живешь».
Вместе с тем Михаил Селезнев предупреждает, что есть риск привязаться к таким паузам: «Когда ты в замедлении, тебе хорошо, а когда эта пауза прекращается, тебе снова становится плохо, потому что все захватывает и уносит к чертовой бабушке». Очень важен синтез. То, чему человек учится в этой паузе, нужно уметь плавно переносить в обыденную жизнь с обычной скоростью. Иначе чем больше мы привязаны к замедлению, тем более болезненно воспринимаем все, что за пределами этой медитативной паузы.
Люди, умеющие ценить время и использовать его осознанно, часто демонстрируют более высокий уровень удовлетворенности жизнью. Это подтверждается работами психологов, таких как, например, Дэниел Канеман и Марк Виттманн, которые исследуют взаимосвязь между восприятием времени и счастьем.
В амбивалентном мире, где время кажется одновременно сжатым и безграничным из-за технологических инноваций, где присутствуют непрерывная суета и сиюминутное удовлетворение желаний, умение ценить время и эффективно распоряжаться им становится связующим звеном на пути к довольству жизнью. И уверенности в том, что ты не тратишь ее впустую.