Сам себе парфюмер: эксперты — о том, как наслаивать ароматы

Модный бьюти-тренд, зародившийся в TikTok под хэштегом #perfumetok, демонстрирует интерес потребителей не только к коллекционированию ароматов, но и ношению более одного аромата на себе одновременно. Зачем это нужно? Во-первых, это дает возможность создать уникальный аромат, которого нет ни у кого, во-вторых, такие миксы, как правило, держатся на коже дольше, а в-третьих, в смешивании ароматов есть и медитативная часть, помогающая расслабиться.
В парфюмерном сообществе уже не первый год употребляется термин «лееринг» (англ. layering — наслаивание). Согласно опросу Boston Consulting Group, 73% покупателей из поколения Z и миллениалов регулярно используют три или более ароматов, а 69% накладывают ароматы друг на друга. Причем искусство смешивания ароматов не ново, на Ближнем Востоке миксы из ароматных масел используются с древних времен.
Интересно, что сегмент парфюмерии по-прежнему остается пока самым небольшим в индустрии, но его популярность растет активно, как показывают исследования. По словам представителя TikTok, хэштег #perfumetok показал рост 110% в годовом исчислении за первые 10 месяцев 2024 года. По данным отчета исследовательской компании Circana, в прошлом году ароматы были самой быстрорастущей категорией косметики: продажи выросли на 14% по сравнению с 2023 годом. Для производителей сегодняшний рынок — это не только окно возможностей, но и вызов.

Илья Волков, парфюмерный эксперт сети парфюмерии и косметики Molecule
«Быстрота и доступность выбора парфюмерии вкупе с влиянием социальных сетей обеспечила наибольший прирост продаж в нишевом сегменте. Традиционные схемы продвижения ароматов перестают работать, так как покупатели все чаще приобретают товары онлайн. Огромное число проектов, создаваемых крупными компаниями с большими бюджетами, оказались провальными, а малоизвестные марки и парфюмеры вдруг попали на вершины рейтингов.
Во-первых, изменяется культура потребления. Раньше парфюмерия была предметом роскоши, а за последние 20 лет она превратилась в нечто обязательное, в мастхэв. Сегодня духи — неотъемлемый ежедневный атрибут, не менее важный, чем одежда, создающая образ.
Во-вторых, растет запрос на индивидуальность. Особенно это заметно у молодой аудитории. Они не боятся экспериментировать, любознательны и любят ассоциировать себя с брендом, с определенными ценностями. Параллельно выросло влияние различных лидеров мнений, блогеров и других представителей социальных сетей. Иметь подборку любимых и нелюбимых духов стало модно. Мы замечаем значительный рост интереса к небольшим маркам, часто без мировой славы, но с продуктом высокого качества, предназначенным для узкой аудитории. Почувствовать себя частью этой аудитории, противопоставить себя широкой массе хотя бы с помощью парфюмерии — один из господствующих сегодня стимулов к покупке аромата. Например, бренд Vilhelm Parfumerie прославился парфюмерными водами, которые до неузнаваемости меняются на коже. Еще совсем недавно такая особенность была бы провальной, ведь всем было приятно, когда их духи узнавали, а сегодня это стало залогом коммерческого успеха.
В-третьих, изменились сами бренды. Раньше парфюмерия была неким рекламным дополнением к моде или промоушеном какой-либо знаменитости. С появлением нишевых марок мы наблюдаем настоящий ренессанс парфюмерных домов, то есть компаний, для которых выпуск парфюмерной продукции является единственным либо основным бизнесом. Еще совсем недавно дизайнерские марки занимали до 90% парфюмерного пространства в магазинах, сегодня их доля значительно снизилась, в некоторых случаях более чем наполовину. Аудитория стала воспринимать парфюмерию гораздо серьезней, наравне с модой и ее трендами, поставив знак равенства между дорогими духами и столь же дорогой одеждой. Некоторые производители отреагировали очень показательно: так Clive Christian, известный интерьерный бренд, окончательно превратился в парфюмерный дом, закрыв остальные направления бизнеса. И практически все его последние ароматы стали успешными».


Как определить, что хорошо «сидит» на коже
Наше обоняние может со временем привыкнуть к определенным запахам. Это явление называют обонятельной усталостью. Наслоение в парфюмерии помогает ей противостоять: чередуя или наслаивая духи с различными обонятельными характеристиками, можно продлить сенсорное удовольствие. К тому же комбинации взаимно дополняющих нот могут лучше раскрываться на коже и создавать персонализированный индивидуальный профиль. Аромат — это личный опыт, который зачастую приобретается не без ошибок.

Екатерина Зинченко, создательница инклюзивного парфюмерного бренда Pure Sense и парфюмерного ателье Private Sense, героиня проекта «РБК Визионеры»
«Если раньше большинство выбирало духи непосредственно по запаху, то сейчас их все чаще заказывают в интернете по художественному описанию или отзывам. Хотя многие пытаются опираться на ноты, не осознавая, что это лишь общее направление аромата. Ноты не равно состав, а от изменения пропорций одних и тех же веществ сама композиция может радикально измениться. Поэтому до сих пор лучший способ выбрать духи — послушать вживую и нанести на кожу. Обращайте внимание на вашу первую эмоцию при знакомстве с верхними нотами аромата — их вы услышите первыми. Важно разносить аромат хотя бы один-два часа, чтобы увидеть композицию в полном раскрытии, а не бежать в порыве страсти на кассу.
Наше восприятие меняется и зависит от множества факторов: климата, настроения, гормонального фона и даже питания. Поэтому я рекомендую иметь несколько ароматов, чтобы была возможность выбирать, опираясь на свои ощущения в каждый момент. Известно, что цитрусовые поднимают настроение, фруктовые возвращают в детство и вызывают радость, древесные ноты, такие как сандал, успокаивают, заземляют, свежие заставляют дышать глубже, обновляют мысли и дарят свободу, а пудровые вызывают прилив окситоцина, наполняют нежностью и теплом.
Если выбираете парфюм в подарок, беспроигрышным вариантом станет сет из нескольких ароматов, сейчас такие есть у многих брендов. В них композиции можно как смешивать, так и носить по одному».

Сет ароматов P S travel combo, Pure Sence
Пирамида аромата
Создав правильную гармоничную комбинацию, можно собрать немало комплиментов, а для этого не нужно бояться экспериментировать. В этом деле нет правильного или неправильного, нужно пробовать.
Чтобы разобраться в сочетаемости, сначала нужно понять слои в ароматах.
- Верхняя нота — это то, что мы чувствуем при распылении сразу.
- Средняя нота — сердце аромата, обычно она более теплая и мягкая.
- Базовая нота — то, что развивается последним и остается на коже в течение нескольких часов, после того как верхние ноты исчезли.

Тимур Солодов, парфюмер, основатель NŌSE perfumes
«С точки зрения химии, любой запах — это ароматические молекулы. Один аромат содержит их больше, другой меньше. Например, гераниол можно встретить и в розе, и в лаванде, и в кардамоне, и еще в десятках ароматических растений. Поэтому при смешивании молекулы объединяются и создается совершенно новая композиция. Можно иметь несколько видов ароматов на каждый день в разных направлениях: например, свежие, чистые ароматы могут подойти на каждый день, они нейтральны, ненавязчивы и могут иметь уклон в акватику, фрукты или пудровость. Обычно в таких ароматах используют сочетания амбры, белых мускусов, сандала, ириса.
Я бы выделил отдельно аромат для утра. В нашем случае это аромат Morning Rowing, который строится на сочетании зелени мяты и герани с пряностью аниса, помогая взбодриться. Для особых случаев, где хотелось бы чуть больше индивидуальности, подойдут более нестандартные композиции, например, белые цветы на фоне кожи с черным чаем и виски, или что-то нарочито подчеркивающее — землистый ветивер или пачули, эфирное масло которого использовали хиппи-шестидесятники для противостояния буржуазному классу своих родителей. И всегда пригодится хотя бы один сложносочиненный, густой и теплый аромат для вечерних выходов или просто прогулки в холодную погоду».

Аромат Morning Rowing, NŌSE perfumes
Секреты наслаивания
- На сухой коже ароматы плохо держатся, поэтому позаботьтесь о ее увлажнении. Как вариант, сначала используйте средства в кремовой консистенции в качестве основы, а поверх них — спреи.
- Наложение ароматов не обязательно означает распыление двух духов непосредственно друг на друга. В качестве первого слоя можно нанести ароматизированный лосьон или масло после душа.
- Распыляйте на разные пульсовые точки: на запястье, шею, мочки ушей или в изгиб локтя.
- Выбирайте не противоречащие, а дополняющие друг друга ароматы. Плюсом станет наличие общей ноты. Сначала нанесите более легкую композицию и дайте ей высохнуть, прежде чем наносить более сильные поверх. Это позволит каждому аромату полностью развиться и предотвратит их запутывание.
- Используйте твердые духи под жидкими для увеличения долговечности.
- Поиграйте с различными комбинациями и не бойтесь экспериментировать.
- То, как ведут себя многослойные ароматы, во многом зависит от формулы аромата и химии кожи. Чтобы увеличить продолжительность аромата на коже, обратите внимание на состав аромата. Чистые масла имеют тенденцию сохраняться дольше, поскольку спиртовая основа быстро испаряется.
- Знайте меру. Наложение более трех ароматов может вызвать дисгармонию и головную боль не только у вас, но и у всех, кто находится на близком расстоянии.

Если вы поклонница цветочных нот, попробуйте смешать розу и жасмин. В этом классическом сочетании романтическая сладость розы соединяется с нежным жасмином, создавая богатый и чувственный цветочный букет. Еще одна беспроигрышная классика: нероли и лаванда. Свежий цитрусовый нероли дополняет успокаивающий аромат лаванды — словно вы только вышли из спа-салона.
Любители цитрусовых нот могут смешать ноты бергамота и грейпфрута. Сочетание пикантного и яркого бергамота с энергичным и острым грейпфрутом освежает и бодрит. А лимон или лайм добавят сверкающее послевкусие.
Если предпочитаете древесные ноты, попробуйте смешать теплые и сливочные ноты сандалового дерева с земляными ароматными пачулями.
А ценители ароматов с характером могут рассмотреть интенсивную комбинацию кедрового дерева и ветивера, которая добавит обладателю мужественности и строгости.
Любители экспериментов могут попробовать соединить два или более противоположных аромата — например, специи и ваниль. «Нет правильного или неправильного, — говорит Лорис Раме, основатель и генеральный директор парфюмерного бренда Bond No. 9. — Создание духов — это часть науки, но на самом деле это искусство — искусство перевода эмоций в чувства».
Читайте все материалы проекта «РБК Wellbeing» здесь.