Стиль
Жизнь От гида на Шпицбергене до менеджера по счастью: как получить необычную работу
Стиль
Жизнь От гида на Шпицбергене до менеджера по счастью: как получить необычную работу
Жизнь

От гида на Шпицбергене до менеджера по счастью: как получить необычную работу

Лифдефьорден, Шпицберген
Лифдефьорден, Шпицберген
Каково это, профессионально путешествовать за чужой счет, и что чувствует обнаженная натурщица перед толпой студентов? Кристина Резникова изучила рынок необычных профессий и выяснила, существует ли «переворачиватель пингвинов» на самом деле

Кто не мечтал занять место смотрителя маяка где-нибудь в Портленде? От одного только описания этой вакансии уже веет духом свободы. Кажется, такая работа — пропуск в другую реальность, где не существует вечных пробок, евро по 100 рублей, отчетов для босса, очередей в окно «Почты России» и Instagram-ленты, наполненной кадрами жизни, такой красивой и такой не своей. Необычные вакансии — редкость, но нет-нет да и разбавляют череду поисков разношерстных менеджеров, как будто делая рынок труда чуть лучезарнее и добрее. Прямо сейчас компании по всему миру, к примеру, ищут дегустатора печенья и взломщика квартир в Шотландию, «обнимателя» котов в Ирландию, тестировщика развлечений в Санкт-Петербург, человека-браузера (мемолога), бармена-смотрителя в Испанию, слушателя криминальных подкастов в США. И хотя из-за закрытых границ мечта о работе пастухом где-нибудь в Новой Зеландии кажется совсем неосуществимой, на самом деле при более благожелательной эпидемиологической обстановке она может стать явью. 

Как стать профессиональным путешественником

Периодически Рунет взрывают «вирусные» вакансии, на которые из чистого любопытства пробуются даже те, кто никуда не собирается уходить с насиженного места. Пару лет назад популярной и новой для рынка была вакансия happiness-менеджера от компании Aviasales. Предполагалось, что человек полетит на Пхукет, где расположен ее офис, и будет круглогодично развлекать разработчиков на вилле у моря. Главное условие — человек должен быть веселым и харизматичным. Не мечта ли? Сегодня, впрочем, поисками обаятельного оптимиста уже не удивить: таких сотрудников ждут в Nestle и других корпорациях.

А в прошлом году только ленивый не переслал другу вакансию «профессионального путешественника» от тревел-агентства «Билетик Аэро», который должен был путешествовать за счет компании, получая за это неплохие деньги, а взамен — лишь публиковать контент. Звучит заманчиво — неудивительно, что в ответ на вакансию в «Билетик Аэро» пришло свыше 1,5 тысячи анкет, и учредители решили выбрать вместо одного человека сразу двенадцать, каждый из них должен был отправляться в командировку раз в месяц. Одним из успешных кандидатов оказался фотограф Юрий Ким-Серебряков, который прошел все этапы отбора и полетел работать на Мальдивы.

«Как, наверное, и многие, сначала я подумал, что это маркетинговый трюк, но анкета была несложной, и я заполнил ее за себя и за жену. Скорее всего, в первом туре ответили всем заполнившим анкету — нам с женой пришло письмо с просьбой пройти второй этап. Здесь уже задача усложнялась: нужно было создать свой блог на сайте "Билетик Аэро" и регулярно публиковать в нем уже существующий личный тревел-контент. У меня его было много, и выполнение задания не составило труда. Но я до последнего момента думал, что это какая-то шутка, даже когда мне пришло письмо с уведомлением о том, что я прошел второй тур и компания готова отправить меня в путешествие», — вспоминает фотограф.

Фото: Юрий Ким / http://travel.yurikim.ru/

Если первый тур вызывал у пользователей вопросы относительно схемы отбора, второй был более-менее прозрачным: на платформе существует система рейтинга, основанная на количестве постов, просмотров, лайков и комментариев, так что лидеры блогов были очевидны. Условия для избранных путешественников четко оговаривались на берегу: он/она выбирает страну, пишет сценарный план поездки и отправляется туда на 10 дней. Заключался договор, по которому в течение 15 дней после возвращения работник должен был предоставить текстовые статьи, не менее одной на 5000 знаков за каждый день путешествия, фотографии — не менее 50 в день, и видео — не менее пяти сюжетных смонтированных роликов за каждый день поездки. В договоре была подробно расписана обязательная программа: путешественник описывал подготовку к поездке, аэропорт, самолет, трансфер в отель, сам отель, кафе и рестораны, валюту и ее обмен, сувениры и прочее. Упор делался на туристические лайфхаки и способы сэкономить. Художественность текстов не оговаривалась, предусматривалось, что это будет публицистика с лирическими отступлениями. Качество оценивалось администраторами. По возвращении следовал финансовый отчет по тратам, а неиспользованная сумма возвращалась. После сдачи контента и всех финансовых отчетов путешественнику на счет поступала зарплата в размере 100 тыс. руб.

С одной стороны, чем не работа мечты? С другой — задумаешься, в силах ли снимать и монтировать пять роликов в день и писать целые полотна текста. К тому же, путешествие не предполагало «золотой карты»: контент-мейкер должен был рассказывать об альтернативном отдыхе на Мальдивах, поэтому вместо пяти звезд — скромный гестхаус на бюджетном острове Тодду. Арифметика путешествия ограничивалась суммой в 35 тыс. руб. на билет туда-обратно и такой же — на отель, плюс командировочные из расчета 10 тыс. руб. в день. Превышать лимит можно было только за свой счет.

Однако Юрий сотрудничеством остался полностью доволен: «Для меня это привычная деятельность, я часто летаю по работе: например, банальный выезд — на съемку свадьбы куда-нибудь на Кипр. В случае с "Билетик Аэро" все было так, как и планировалось: приключение, путешествие, деньги. Мы остались полностью довольны друг другом, и я им предоставил даже больше контента, чем было необходимо». С тех пор в такую рабочую поездку успели съездить еще трое путешественников, после чего компания приостановила практику, по всей видимости, из-за пандемии.

Фото: Юрий Ким / http://travel.yurikim.ru/

Злые языки могут сказать, что все затевалось ради хайпа вокруг бренда, но HR-специалист «Лаборатории Алены Владимирской» Анна Платэ так комментирует подобные «вирусные» вакансии: «Чаще всего такие вакансии — действительно нужда работодателей, а PR — это скорее приятный бонус, сопровождающий интересные и необычные позиции. Вот вы знали, что в штате Техас есть бар, в который искали няню для песиков? А что есть бар, в котором есть специальные песики? Нет? А сможете ли вы теперь взять и не зайти туда, если проездом окажетесь в Техасе? Разумеется, поток людей на такие позиции довольно большой. Но если вы укажете свое УТП (уникальное трудовое предложение — "РБК Стиль"), то заметно отличитесь от других соискателей. Нужно ли няне для песиков помимо наличия любви к ним иметь опыт обращения с собаками, а в идеале — кинологическое образование? Нет, но при вале писем такой пункт существенно повысит шансы. Особенно если его отразить в резюме и дополнить сопроводительным письмом. А вот что их снизит до нуля, так это письмо без темы, резюме, зато с восторженным "Я хочу у вас работать! Люблю песиков!"».

Что ждет экскурсовода на Шпицбергене

Пока одни создают контент на островах в теплом Индийском океане, другие стреляют из ружья, чтобы разогнать полярных медведей на Северном Ледовитом — так Виктория Грудинская долгими полярными ночами работала арктическим гидом на Шпицбергене. Горящих желанием занять такую вакансию не так много, как в предыдущем случае, но все-таки и спрос, и предложение растут: каждый туристический сезон, который начинается в феврале, на Крайнем Севере требуется персонал.

«Изоляция посильнее, чем на карантине». Истории людей экстремальных профессий

Началось с того, что Виктория побывала в Арктике как турист и была настолько впечатлена, что связалась с туроператором и попросила взять ее на работу: «В 2016 году компания "Арктикуголь" была еще очень маленькой. Поэтому я нашла прямой контакт руководителя туристического подразделения и написала ему в Facebook, но сразу получила отрицательный ответ. Так он делает со всеми: это своеобразный тест на упертость и романтизм, чтобы заранее отсеять самых восторженных. Цена ошибки в Арктике высока, в том числе в выборе персонала. Спустя несколько месяцев я решилась повторить попытку, и тогда уже получила конкретные вопросы: когда готова выезжать и на какое время».

Фото: центр "Грумант" / facebook.com/grumant/

Если очень хочется за полярный круг, подобные вакансии можно найти в свободном доступе, например, как раз на сайте "Арктикугля". Также их регулярно репостят разные HR-сообщества. С документами сложностей нет: хотя архипелаг Шпицберген и является частью королевства Норвегия, в Шенгенскую зону он не входит, поэтому виза для россиян не нужна. А процесс трудоустройства и вовсе происходит по обычному договору подряда в РФ. Однако важное условие для гида — знание иностранных языков, преимущественно английского, на котором и проходит собеседование, потому что экскурсионные группы съезжаются со всего света.

«Стандартный функционал по моему контракту — проведение экскурсий по поселку на иностранном языке, работа переводчиком и сопровождение туристов (например, на экскурсии в работающую шахту), а также большой объем разных работ, не прописанных в контракте, но за которые с меня точно так же спрашивали. Вообще, многие методы менеджмента здесь, мягко говоря, архаичны», — комментирует Виктория. Но все же есть и очевидные плюсы: компания решает все бытовые проблемы сотрудника. После устройства на работу предоставляет место на чартерном рейсе к месту работы, выдает квартиру с мебелью и необходимой утварью, авансовую карту на покупку продуктов. По сути, нужно озаботиться только одеждой. Условия, в которых живут обитатели поселка, плюс-минус одинаковые, огромной разницы между зарплатами линейного персонала и топ-менеджмента нет, доступ к товарам и услугам сильно ограничен в силу территориальной изоляции острова, служебные квартиры похожи друг на друга, а частная собственность отсутствует — социализм, да и только. «На тот момент зарплата гида была 35 тыс. руб. до налогообложения (налоги на Шпицбергене 8%). В принципе, этого хватало на скромную жизнь — примерно как у всех в поселке», — добавляет гид.

Фото: центр "Грумант" / facebook.com/grumant/

«Самой дикой, пожалуй, была зима на законсервированном руднике Пирамида. Это заброшенный шахтерский поселок на 79-м градусе северной широты. Всего 30-40 лет назад здесь располагался комфортный советский городок на тысячу жителей, но в 1998 году его закрыли, а всех жителей вывезли на материк. Зимой 2017-го там жило восемь человек: главный инженер, горничная, два кочегара, два повара, бармен и я. Главная особенность и очарование поселка тех дней — это отсутствие связи, телевидения и интернета (в 2019-м ограниченный доступ к Сети все же появился — "РБК Стиль"). Из всего городка к системе обогрева и электричества были подключены только два здания: отель и гараж, он же котельная. В них мы жили и работали. У меня была отдельная квартира-студия на втором этаже отеля, каждое утро в любую погоду я шла пешком 2 км до условного места, где можно поймать слабый сигнал GSM и позвонить в офис туроператора. Так я узнавала информацию о прибывающих туристах. С ружьем наперевес я возвращалась обратно — все передвижения за пределами двух жилых зданий возможны только при наличии ружья или ракетницы, чтобы иметь возможность отпугнуть белого медведя. Я передавала полученную информацию на кухню ресторана и горничной. К обеду обычно приезжали первые снегоходные группы туристов. Я проводила гостям двухчасовую пешую экскурсию по поселку с заходом в законсервированные здания, помогала объясниться с кухней во время обеда и сделать покупки в небольшом сувенирном магазинчике, которым тоже заведовала я. После кто-то уезжал, кто-то оставался на ночь и проводил время в баре отеля».

Несмотря на суровые погодные условия, отсутствие привычных развлечений и необходимость обмундирования в несколько слоев одежды из термобелья, ветрозащиты, флиса и пуха, Виктория продлевала контракт и не раз возвращалась, чтобы помочь друзьям в пик сезона. «В мегаполисах мы часто путаем счастье с изобилием. Здесь второе исключено. Ограничено передвижение, питание, количество людей и досуговых мест, привычная мера успеха — деньги — не важна, все твои достижения на материке стерты и никому не нужны. Вечность за окном и отсутствие отвлекающих факторов позволяет рассмотреть себя как следует. Не факт, что тебе понравится то, что увидишь. Но это однозначно опыт, который преображает. А еще я не знаю, как и где могла бы встретить столько путешествующих и влюбленных в свое дело людей. Я сама много путешествую, но это лучшее место, чтобы ощутить себя частью чего-то непостижимо большого и почувствовать, как Земля вращается под ногами», — заключает девушка.

Фото: центр "Грумант" / facebook.com/grumant/

Кто ищет сталкеров, киборгов и инопланетян

HR-специалист Анна Платэ рассуждает о частоте появления подобных вакансий: «Не сказать, чтобы такие вакансии встречались нам в практике действительно часто, но мы стараемся их выискивать для нашего Telegram-канала, чтобы разбавить серьезность основной массы вакансий топ-менеджмента. Поэтому среди директоров по маркетингу и руководителей направлений попадаются смотритель острова в Великобритании, дворецкий за 1 млн руб. в месяц или актриса на роль бабушки-киборга». К слову, зачастую сами работодатели не идут классическим путем поиска через рекрутеров, HR-платформы или сообщества, вместо этого подключая сарафанное радио или фантазию.

Генеральный директор международной сети интерактивных развлечений «Клаустрофобия» Владимир Жиганов делится опытом поиска актеров, режиссеров и сценаристов на свои квесты: «У нас часто бывают "особые" запросы, а вообще поиск сотрудников — это наш собственный квест. Режиссеров мы часто перехватываем на успешных проектах, например, на одной из локаций у нас работают ученики Кирилла Серебренникова, с которыми мы познакомились в "Гоголь-центре". Что до актеров, их подбором занимается режиссер — либо ищет их на различных агрегаторах вроде "Кинолифта", либо ходит по театральным постановкам. Уровень не так важен — талантливого артиста можно найти на громком спектакле, а можно и в театральном институте. Важно, чтобы сошлись два фактора — наш бюджет и профессионализм сотрудника. Мы можем позвонить Найшуллеру (режиссер Илья Найшуллер — «РБК Стиль»), но один разговор с ним будет стоить как целый квест. Поэтому большая удача — найти неограненный талант, который еще не успел о себе заявить. Мы смотрим на типаж, характер актера и специально под него подбираем героя квеста. Однажды искали актера на роль опытного сталкера, которому на вид 50 лет, а на самом деле — 18, ведь "жизнь на ядерной пустоши очень тяжела"».

Режиссеры зарабатывают в «Клаустрофобии» в районе 100 тыс. руб. за проект (сейчас меньше из-за кризиса), а вот у сценаристов и гейм-девелоперов выплаты очень сильно разнятся: бывает от 150 тыс. руб. за проект, а бывает до 70 тыс. руб. Также есть «творческий KPI»: сценарист получает больше, если написал текст для квеста, который взлетел. Актеры же, в основном, получают оплату за проект, причем чем он сложнее, тем больше. За одну обычную игру актер может заработать от 1 тыс. до 3,2 тыс. руб., на выездном мероприятии — около 3-5 тыс. руб. и больше, а с необычного, эксклюзивного корпоратива вернется с 7 тыс. руб.

В сфере искусства априори необычных вакансий весьма много: иногда можно встретить объявления, что кому-то требуются статисты, на которых будут выставлять свет операторы; специалисты, способные из подручных средств сделать еду для кадра «аппетитной»; модели, которые изобразят труп определенной комплекции или инопланетянина, с которого снимут слепки для дальнейшего использования на проектах — в кино, спектаклях или на фестивалях. Денис Райков, основатель студии пластического грима и спецэффектов «SPFXгрим», утверждает, что ничего простого в такой работе и нет, поэтому компания сотрудничает только с определенным кругом проверенных людей: «У нас есть несколько постоянных моделей, с которыми я работаю, но часто продюсеры высылают нам своих актеров под определенный проект. А в прошлом месяце мы делали инопланетянина, и нужен был очень высокий человек, да еще и с актерскими способностями. Нашли бывшего баскетболиста ростом 2,1 м. С нашей стороны главные требования — выносливость, отсутствие аллергий и готовность терпеть тяжелый и долгий процесс гримировки. Грим сильно сковывает мимику — накладки очень тяжелые, поэтому зачастую нужно обладать недюжинным актерским талантом, чтобы этот грим "живить" — на это способен даже не каждый актер, не то что просто человек-модель».

Фото: fxshopstudio.ru

Проходят ли натурщицы специальный кастинг 

Вероника В. переехала в Нью-Йорк в 2016-м, выиграв лотерею Green Card. По основной профессии искусствоведа устроиться на работу было сложно, поэтому девушка начала с малого. «Я сразу искала вакансии в сфере искусства, несмотря на отсутствие требуемого опыта и недостаточного на тот момент уровня языка. Я рассматривала все, от позиции смотрителя галереи до волонтера на проект. В Нью-Йорке огромное количество арт-галерей, больших и маленьких, — они есть повсюду. Я буквально набирала запрос в Google Maps в ближайшем районе и шла по локациям, но нигде особо не требовались люди. На известном сайте по "поиску всего на свете" Craiglist мне попалась вакансия art-model (попросту — натурщица) одной из галерей Сохо с неплохой оплатой от $20 до $60 в час. Не знаю почему, но мне это показалось работой мечты: ничего не делать и получать за это неплохие карманные деньги, еще и крутясь в арт-тусовке. В России я таких вакансий никогда не встречала в открытом доступе, как будто в этом есть что-то постыдное. А в Нью-Йорке их полно. Стоять голым при взглядах на тебя 10-30 пар глаз большинству покажется сверх меры, но ничего вульгарного в этом нет: по сути, натурщицы и натурщики были всегда», — делится опытом девушка. 

Экспаты из России — о жизни и работе в Нью-Йорке

Оказалось, что такому человеку не нужно обладать модельной внешностью. Даже наоборот: неидеальные формы натурщика способствуют развитию навыка академического рисунка у студентов. «На моем первом смотре было порядка 15 моделей: атлет, трансгендер, очень полная дама, спортивная девушка, пожилой мужчина и другие, — вспоминает Вероника. — Когда я увидела, что все такие разные, то вздохнула облегченно, ведь мне казалось, что я "не такая" и могу не подойти. Но после выхода на сцену, где нужно было в течение пяти минут менять позы (я подсмотрела их в интернете), седая дама — владелица галереи — включила меня в плотное расписание занятий. Так я стала работать натурщицей, и мой круг со временем расширился до семи-десяти галерей. Некоторых работодателей я находила в Craiglist, в какие-то галереи сама отправляла e-mail, некоторые, увидев меня на одной сессии, приглашали в другие галереи или школы рисования. Я была очень неподвижной, буквально как статуя, за это меня очень ценили. Иногда рисовали в одежде, иногда только портрет, но чаще всего — в полной наготе».

Вероника проработала натурщицей около пяти месяцев, выходя на подработку примерно три раза в неделю на два-три часа, и получала от $100 до $300 в неделю. Она считает, что с такой подработкой ей невероятно повезло: «Спустя годы я очень тепло вспоминаю это время. Многие спрашивают, не приставали ли к тебе и каково это, когда ты полностью обнажен перед большим количеством людей. Но существует строгий регламент: к моделям нельзя подходить с непристойными предложениями, их всячески оберегает куратор и всегда спрашивает, "все ли в порядке". К тому же в Америке всем на тебя плевать. Голый? Ньюйоркцы видели и похлеще. Да и у человека, обучающегося живописи, утро начинается не с кофе, а с очередного голого тела. А я в свою очередь была приятно удивлена собственной раскованностью, смелостью и отвагой. Через несколько сессий я чувствовала себя буквально королевой: все взгляды прикованы к тебе, ты - самый главный на этом празднике жизни, без тебя сессия не состоится. И вообще когда тебя зовет на работу нью-йоркская богема, это невероятно окрыляет».

Анна Платэ уверяет, что специфика и критерии подбора на «странные» вакансии абсолютно те же самые, что при подборе на более стандартные позиции: «Всегда есть требования, люди, которые им соответствуют, места, где эти люди водятся и способы их найти. Например, была вакансия смотрителя острова в Великобритании. Из обязанностей — поддержка и текущий ремонт дома, а также сопровождение экскурсий и наблюдение за порядком, так как на остров частенько приезжают туристы. Простой анализ говорит нам: это должен быть местный, он должен быть хозяйственным, спокойно относиться как к одиночеству, так и к людям, любить природу и уметь привить эту любовь другим людям, не применяя насилие. Если бы мне нужно было найти этого человека, я бы начала с размещения вакансии в группы в соцсетях, где собираются местные и начала бы с ними знакомиться, узнавая, нет ли среди них подходящего кандидата. Для дворецкого в замок с привидениями где-нибудь в Ирландии — другой путь, а для "переворачивателя пингвинов" — вообще никакой, потому что это шутка».