#пронауку: дружба с отличниками помогает студентам учиться лучше
Команда из Института образования ВШЭ и Института социальных наук Амстердамского университета провела анализ социальных связей в образовательной среде, используя метод стохастического акторно-ориентированного моделирования. Он широко используется для изучения эволюции социальных связей и разделения процессов социального отбора и влияния. С его помощью ученые проследили, как успеваемость респондентов меняется в зависимости от их круга общения.
В работе учитывали академические результаты участников и их знакомых: с некоторыми они предпочитали проводить время, с другими — выполнять задания по учебе.
К исследованию привлекли 117 студентов, изучив около 700 социальных связей и построив две модели студенческого поведения. Первая прослеживает связь дружбы с успехами в учебе, вторая показывает влияние совместного выполнения домашнего задания на успеваемость.
Оказалось, что у студентов, которые дружат с отличниками, результаты в учебе лучше, чем у их сверстников, которые практикуют только совместные занятия, предпочитая дружить с близкими по уровню знаний однокурсниками.
«Студенты не усваивают знания через своих помощников по учебе: этот сетевой канал не способствует росту академических достижений», — констатируют авторы исследования. Зато учащиеся, которых просят о помощи с заданиями, повышают свою успеваемость и быстрее обзаводятся дружескими контактами.
«Мы демонстрируем, что неформальные социальные контакты повышают производительность, а вспомогательные — нет. Результаты подчеркивают важность дружбы в образовательной среде и способствуют дискуссии о распространении этого типа поведения и социальных связей», — заключают авторы исследования.