Стиль
Жизнь Не учат в школе: эксперты — о том, чего недостает школьному образованию
Стиль
Жизнь Не учат в школе: эксперты — о том, чего недостает школьному образованию
Жизнь

Не учат в школе: эксперты — о том, чего недостает школьному образованию

Не учат в школе: эксперты — о том, чего недостает школьному образованию
Детский психолог, литературный критик и бизнесмены рассказали, зачем в школьном расписании нужны медитативные практики и почему основы риторики и психического здоровья важнее тригонометрии.

«Мне это в будущем не пригодится» — одна из самых частых фраз школьников на уроках. И в чем-то они правы: навряд ли многие из нас с лету назовут все три закона термодинамики, да и развитый эмоциональный интеллект сегодня ценится выше школьного аттестата.

При помощи онлайн-школы «Фоксфорд» мы решили узнать у экспертов в области образования и просто успешных людей, какие навыки действительно могут пригодиться ребенку и о каких пробелах в школьном образовании они жалеют сами.

Основы физического и психического здоровья

Не учат в школе: эксперты — о том, чего недостает школьному образованию

Лариса Осинкина,
клинический психолог, кандидат Московского общества детской психоаналитической психотерапии

На уроках физкультуры в школе не уделяют внимания контакту человека со своим телом. Когда от ребенка требуют сделать то, что вызывает негативные эмоции (например, прыгнуть через страх), от него требуют отключиться от ощущений. Но научиться понимать и распознавать свои чувства и не прыгать, если страшно, не менее важно. Саморегуляция, основы эмоционального интеллекта, контакт со своими ощущениями, медитативные практики — этому можно обучать в школьном возрасте.

Школьная система не может отозваться на эмоциональные потребности конкретного ребенка, а ребенок еще слишком мал, чтобы сформулировать их. Если тревога в школьном возрасте сильная, и ее никто не помогает переживать, то она затрудняет учебный процесс и может вызвать агрессию в адрес учителей, школьной системы, учебы. Школьные правила и взаимодействие с учителями часто таковы, что они эту тревогу не уменьшают, а только усиливают. Тогда ребенок ощущает, что в школе ему дают что-то «ненужное».

Не учат в школе: эксперты — о том, чего недостает школьному образованию

Максим Спиридонов,
сооснователь и генеральный директор «Нетология-групп»

Сейчас, оглядываясь назад с высоты определенного опыта продуктолога в области образования, я бы хотел, чтобы сперва меня научили понимать собственное тело, заботиться о нем и о собственном физическом, а также ментальном здоровье. Научили медитировать: не для религиозной практики, а для того, чтобы освобождать и успокаивать сознание, научили общаться, научили слышать.

Дхарма-маркетинг: как медитация стала мейнстримом и так ли она всесильна

Не учат в школе: эксперты — о том, чего недостает школьному образованию

Федор Катасонов,
врач-педиатр

Совершенно удивительно, что медицины нет в школьной программе. Какие-то биологические основы преподаются слишком поздно, когда картинки репродуктивной системы напрочь отбивают мысли об учебе. В курсе медицины должны быть азы анатомии и физиологии, должны даваться понятия о разных болезнях: инфекциях, опухолях, сердечно-сосудистых заболеваниях. Кроме этого необходимы основы статистики, чтобы понимать, на чем строятся доказательства. Обязательно — адекватное половое воспитание, просвещение о наркотиках, краткий курс истории, философии и этики медицины и, наконец, практические занятия по оказанию первой помощи. Это базовые вещи, касающиеся каждого, в отличие от множества интересных, но мало полезных в обычной жизни тем: тектонических плит, интеграла или правила буравчика. Базовое медицинское образование, бесспорно, оздоровило бы нацию и оставило куда меньше места мракобесию и заболеваниям, передающимся половым путем.

Не учат в школе: эксперты — о том, чего недостает школьному образованию

Ксения Кнорре-Дмитриева,
журналист и руководитель пресс-службы поисково-спасательного отряда «Лиза Алерт»

На уроках ОБЖ мы учили вес ракет «Минитмен-II», и я до сих пор не понимаю, как это должно было обезопасить нашу жизнедеятельность. Но мы почти каждый день сталкивались с ситуациями, когда практические знания, как себя защитить, нам бы очень пригодились: толпа на стадионе, уличная перестрелка, наркотики в подворотне, теракт в метро, насильник в парке, уличные мошенники и так далее. Мне жаль, что нас не учили защищать себя от этого и что мы почти ничего не знали о жизни, в которую входим.

Увы, мне кажется, вопрос обучения правилам безопасности до сих пор не решен. К сожалению, литература не готовит к жизни, а на уроках ОБЖ и сейчас часто учат тому, что не имеет отношения к реальности. Школа так и не научилась говорить о важном и актуальном, и ребенок ищет ответы на свои вопросы у друзей, в интернете, у видеоблогеров, на улице, и хорошо, если эти поиски заканчиваются благополучно.

Фото:  CSA Images / Gettyimages

Ораторское искусство и навыки коммуникации

Не учат в школе: эксперты — о том, чего недостает школьному образованию

Светлана Винокурова,
организатор TEDxNovosibirsk и руководитель школы ораторского мастерства «Человек слова»

Способность выйти на аудиторию, в том числе и взрослую, смотреть в глаза, ясно выразить свою мысль — это про уверенность и лидерство. Навыки аргументации, построения речи — это то, что пригодится потом и в учебе, и в любой работе, и в жизни. Я знаю взрослых людей, которые не выбирали более ответственную должность только потому, что боялись выступать.

Не учат в школе: эксперты — о том, чего недостает школьному образованию

Галина Юзефович,
литературный критик и преподаватель

Важнейший навык, который мне пришлось осваивать задним числом, уже во взрослом возрасте, параллельно с другими предметами и фактически самостоятельно, но который можно было бы без проблем освоить в школе, — это, как ни смешно, основы риторики. У нас риторику понимают по большей части как искусство произносить пафосные речи, но на самом деле это наука о корректном, максимально эффективном и адекватном построении собственного высказывания, как письменного, так и устного. Многим кажется, что главное, чтобы была «суть», а форма — это что-то вторичное, несущественное. Но в действительности никакая «суть» не живет без четких, корректных, емких и удобных для слушателя или читателя формулировок. И, на мой взгляд, если бы в школьной программе нашлось место для подобной дисциплины, это бы сильно облегчило жизнь всему обществу — например, мы стали бы куда лучше понимать друг друга.

Как мы читаем: литературные критики — о собственных методиках и ритуалах

Не учат в школе: эксперты — о том, чего недостает школьному образованию

Марина Аксенова,
директор детского фонда «Солнечный город»

Мне кажется, очень важно научить коммуникации. Этого не было в школе ни тогда, ни сейчас. Один из главных навыков, которым нужно обучать подростков, — это понимание, что каждый человек является полноценной личностью. Нужно учить эффективно коммуницировать с разными людьми.

Даже сегодня в школе ты молодец только тогда, когда у тебя 100 баллов на ЕГЭ. Но умение ошибаться, искать решения и снова ошибаться, становится чуть ли не самым главным в формуле успеха из-за скорости, с которой происходят изменения во всех сферах жизни сегодня.

Не учат в школе: эксперты — о том, чего недостает школьному образованию

Владимир Алешин,
исполнительный директор онлайн-школы «Фоксфорд»

Гораздо ценнее не знания, которые можно быстро получить с помощью телефона, а навыки, нацеленные на решение сложных задач, навыки командной работы. Вообще, львиную долю времени школа должна тратить на то, чтобы не разобщать, а объединять детей. Учить их взаимодействию, открытым взглядам на жизнь и отсутствию каких-то предрассудков.

Не учат в школе: эксперты — о том, чего недостает школьному образованию

Леонид Пашковский,
путешественник

Недостаточно понимать друг друга на уровне языка — важно осознавать, какой смысл человек вкладывает в слова. Сейчас межкультурную коммуникацию чаще всего изучают только с точки зрения применения в бизнесе. Но я уверен: понимание того, что народы по-разному воспринимают реальность из-за различий в культурных кодах, приведет к уменьшению числа конфликтов на национальной почве.

Фото:  CSA Images / Gettyimages

Уверенность в себе

Не учат в школе: эксперты — о том, чего недостает школьному образованию

Митя Алешковский,
общественный деятель, журналист, председатель совета благотворительного фонда «Нужна помощь» и создатель портала «Такие дела»

Я всегда был двоечником. Причем не потому что я туп, как сибирский валенок, а потому что моя молодость проходила слишком бурно и у меня были совершенно другие интересы. Чистая случайность, что я не попал в мир криминала и наркотиков в то время, когда я учился в школе. Так что, на мой взгляд, самое важное, чему могут научить в школе ребенка, — это найти, понять и раскрыть себя. Как это будет выражено, не имеет серьезного значения. Главное, чтобы ребенок чувствовал себя уверенным, а не забитым и загнанным зверем. Для меня спасительным стал опыт участия в школьном театре, кому-то поможет опыт работы волонтером, кто-то найдет себя в спортивных соревнованиях. Главное, чтобы ребенок получал поддержку в своих начинаниях и любовь, а не розги и понукания.