Стиль
Жизнь Пластик-шейминг, Бали-шейминг и другие поводы (не)заслуженно пристыдить знакомых
Стиль
Жизнь Пластик-шейминг, Бали-шейминг и другие поводы (не)заслуженно пристыдить знакомых
Жизнь
Пластик-шейминг, Бали-шейминг и другие поводы (не)заслуженно пристыдить знакомых
© CSA Images
В современном мире стыдно может быть примерно за все, включая вашу безупречную фигуру, отпуск и чашку кофе по утрам. «РБК Стиль» составил ликбез по новым видам шейминга, чтобы попытаться оправдать пристыженных.

Мы оказались в мире, где стыд стал не просто нормой, а нашим фатумом. И совсем не потому, что современный человек чаще ошибается и признает свои промахи — нет. Просто на одного такого человека всегда найдется толпа обвинителей, которая всегда лучше знает, как выглядеть, воспитывать ребенка, что читать, смотреть и как вообще жить. Шейминг принимает множество форм: осудить могут внешность и работу, друзей, количество сексуальных партнеров, ваши хобби и интересы. В конечном счете на любой из подвидов шейминга распространяется одно правило: от шеймеров не застрахован никто, и они будут изощренно подстерегать нас повсюду — в офисе, самолете, в очереди за утренним кофе и в безобидной публикации на Facebook с каким-нибудь милым смешным котиком.

Кофе-шейминг: «Вы пьете столько латте, что на эти деньги уже выплатили бы ипотеку»

В 2019 году в Америке обсуждали высказывание популярного финансиста Сьюзи Орман, которая заявила, что новое поколение «мочится на миллион долларов» — тот, что тратится на их ежедневный кофе. «$1–3 за чашку превращаются в $100 в месяц — если класть их на пенсионный счет, через 40 лет они превращаются в миллион», — экспрессивно объясняла Орман, приравнивая покупку латте к выбрасыванию денег. Впрочем, сегодня только ленивый не припомнит бедным миллениалам чашку капучино в день, которая якобы спасает от кредитов и ипотек. При этом мало кто говорит, что крошечные моменты роскоши вроде отлично сваренного кофе с собой влияют на ощущение счастья, — а кому, как не миллениалам, самому тревожному, депрессивному и одинокому поколению, это ощущение нужнее всего?

© CSA Images

Бук-шейминг: «Вы тратите время на детективы или фэнтези, вместо того чтобы читать великие книги»

Когда экс-министр культуры Владимир Мединский называет чтение комиксов взрослыми людьми «убожеством» — перед нами образцовый бук-шейминг. То же самое касается тех, кто подхихикивает над детективами и фэнтези, и тех, кто не преминет пристыдить товарища за нечтение Фолкнера и Каннингема. Чтение вообще несводимо к стыду, стыдных книжек не бывает — любая может утешить, если подвернется в трудную минуту. В современном мире функция литературы не всегда заключена в том, чтобы повышать нашу самооценку до небес и укреплять элитарность — и заурядный детектив, и засахаренная любовная драма могут просто-напросто приносить удовольствие и помогать отключаться от ежедневных забот.

«После 12-часовой смены на тяжелой работе не каждый захочет читать Гегеля и Янагихару, кто-то отвлечется от бытовых хлопот невесомой беллетристикой — и так же быстро ее потом забудет, а эффект релаксации ничуть не хуже, чем от телешоу» — говорит Евгения Лисицына, литературный критик и автор Telegram-канала greenlampbooks. По словам Евгении, на нее саму, бывает, нападает «нечитуха», когда нет сил и желания браться за хорошие книги: «Тогда я читаю «быстрорастворимую» литературу (по аналогии с мгновенными кашами и «дошираками»). Из запомнившейся «стыдобищи» последним был «Реваншист» Анатолия Дроздова. Это история про попаданца, где болеющий дедушка спился, стукнулся головой и неожиданно попал в собственное тело начала 70-х. И вот он ходит и отыгрывается за голодные и профуканные молодые годы: пишет «Гарри Поттера» раньше Роулинг и зарабатывает огромные деньги, тратя их на разный дефицит. «Ниочемная» книжка, а запомнилась. Уверена, что если о ней напишу всерьез какой-нибудь отзыв в литературном пространстве, то точно такие же дедушки, как персонаж из книги, тут же набегут ругаться, что я могла бы это время потратить на чтение Настоящих Книг, потому что это как раз тот тип сетевого собеседника, который всегда знает лучше тебя, что стоит читать, смотреть, думать и как надо жить».

© CSA Images

Шопинг-шейминг: «Каждую секунду на свалку попадает грузовик ненужной одежды, а вы покупаете еще одно платье»

На фэшн-индустрию приходится 10% всех выбросов углерода в атмосферу — по данным ООН, мода наносит планете ущерб серьезнее, чем международные авиационные и морские перевозки вместе взятые. Каждую секунду на свалку попадает грузовик ненужной одежды, 40% купленного нами надевается не больше одного раза, а в гардеробах британцев хранится, например, 3,6 млрд совсем новых вещей, не надетых ни разу. В защиту жертв шопинг-шейминга заявляем: покупать не стыдно. Особенно если речь идет о вещах превосходного качества, которые прослужат десятки лет и которые при желании можно передать потомству. То же самое с одеждой, перешитой из старых вещей, и с винтажом, которому предсказывают громкое будущее (индустрия ресейла набирает мощь и через 10 лет может перегнать рынок фаст-фэшн).

Совестно может быть разве что при наплевательском отношении к одежде: когда бессмысленно покупаешь в масс-маркете новое платье, просто чтобы поднять себе настроение, а потом отправляешь его на свалку или бежишь за новой вещью, когда можно отремонтировать старую — например, перелицевать в ателье пальто, заштопать любимый свитер или залатать джинсы по старинной японской технике боро или сашико.

© CSA Images

Фит-шейминг: «У вас идеальное тело — с вами точно все в порядке?»

Бодишейминг принимает множество форм. Лишний вес? Фэт-шейминг. Худоба? Скинни-шейминг. И даже человек с конвенционально привлекательной фигурой может несдобровать перед шеймерами: они посмеются над ежедневными тренировками и превосходным прессом, скажут, что вы похожи скорее на киборга, чем на мужчину/женщину, а между делом добавят, что ваша любовь к тренировкам смахивает на психическое расстройство. А даже если и так, согласитесь: постоянный фит-шейминг и высмеивания со стороны никак не помогают человеку выстраивать здоровые отношения с самим собой и окружающим миром.

© CSA Images

Бали-шейминг: «Мы сидим в душных офисах, а вы прохлаждаетесь у океана»

Стать жертвой шейминга в современном мире можно, просто отправившись на каникулы. «В начале года в ленте Instagram все начали извиняться за… свой январский отдых! Каются за красивые закаты, просят прощения за то, что решили задержаться на океане еще на пару дней. Недоумеваю, откуда это чувство вины и почему люди должны извиняться за отпуск? И вообще, за свою счастливую беззаботную жизнь? Наслаждайтесь!» — прокомментировала Бали-шейминг главный редактор Elle Екатерина Мухина.

Впрочем, осуждение подписчиков в соцсетях — это еще полбеды. В Америке, к примеру, проблема стоит острее: с Бали-шеймингом (локация в первой части термина в данном случае условна) борются внутри самих компаний. Согласно одному опросу, почти половина американцев чувствуют себя пристыженными со стороны коллег, когда берут отпуск. 55% граждан США, которые работают как минимум 35 часов в неделю с оплачиваемым отпуском, обычно не используют положенные им дни на отдых целиком. А еще с каждым годом уменьшается количество дней, которые работники проводят в отпуске.

Учитывая, что миллионы сотрудников испытывают тревожность на рабочем месте, а Всемирная организация здравоохранения даже включила синдром рабочего выгорания в Международную классификацию болезней, осуждать отдых кажется совершенным безумием. Ведь безмятежные каникулы — именно то, что возвращает нам силы, успокаивает, повышает творческий потенциал, улучшает память и концентрацию.

© CSA Images

Пластик-шейминг: «Пакет? Соломинка? Вам должно быть стыдно!»

Эта знакомая ситуация: вы просите соломинку, а бариста окатывает вас взглядом, полным презрения. Подписчики в Instagram видят на заднем плане одноразовый стаканчик — и инфлюэнсер моментально теряет репутацию. Есть и более изощренные виды пластик-шейминга. Супермаркет в Ванкувере, устав от покупателей, которые не носят с собой многоразовые сумки для покупок, выпускает специальную тару: теперь клиентам приходится уносить покупки в пакетах с надписью «Оптовая продажа мази для бородавок» или «Заботимся о толстой кишке».

С одной стороны, пластик-шейминг — своеобразная борьба за этичность. С другой — унижение будущих соратников в сражении за прекрасный мир. Кажется, что куда эффективнее начинать с себя и менять мир не высмеиванием других, а своим примером — даже если это будут просто добрые объясняющие слова.

«Сегодня общество и так пресыщено экотемами — упоминание экологии вызывает раздражение (не дай бог заикнуться о Грете Тунберг). А пластик-шейминг только укрепляет мнение, что поклонники экологичного образа жизни — ненормальные, раз готовы пристыдить за такую мелочь, как трубочка в стакане», — делится основательница Telegram-канала «Экологиня». По ее мнению, пластик-шейминг может стать демотиватором для тех, кто старается жить экологично, но у кого пока не все получается: «Чтобы привлечь людей на свою сторону, я бы действовала аккуратно. С близкими всегда можно просто поговорить, попросить их не травмировать вашу психику пакетами и рассказать им о вреде пластика. В случае с посторонними людьми лучше не вмешиваться вообще: только если я замечу интерес, то могу объяснить кассиру или человеку в очереди, что не беру пакет не потому, что у меня нет на него денег. Или рассказать людям за соседним столиком, что у меня за стакан и где я его купила. Заодно добавив, что эта красивая чашка снижает мое потребление пластика, защищает от BPA (Бисфенол А, используется для изготовления пластика. — «РБК Стиль») и дает приятную скидку в кофейнях».

© CSA Images

Флайт-шейминг: «Мир в шаге от природной катастрофы, а вы снова летите в командировку»

Слово «flygskam» дословно переводится с шведского как «летать стыдно» — речь о выбросах углекислого газа во время авиаперелета, ускоряющих глобальное потепление. Впервые термин флайт-шейминга появился на родине Греты Тунберг (экоактивистка отказалась от перелета через Атлантику в пользу парусной лодки). После этого об ответственных авиаперелетах заговорили сами авиакомпании. KLM, к примеру, запустила проект «Fly Responsibly», в котором призвала задавать себе несколько вопросов перед тем, как планировать поездку: «Обязательно ли встречаться лицом к лицу?», «Можно ли заменить самолет поездом?», «Как я могу компенсировать вредное воздействие, которое окажу на планету?»

На самом деле, как бы вы ни ответили, стыдно быть не должно. Наш отказ от каникул два раза в год вряд ли предотвратит катастрофу: о настоящем решении проблемы можно разговаривать только после массового перехода авиакомпаний на биотопливо и коллективного соглашения всех стран.

© CSA Images