Стиль
Жизнь «Super solo»: почему японцы отказываются от традиционной общности
Стиль
Жизнь «Super solo»: почему японцы отказываются от традиционной общности
Жизнь
«Super solo»: почему японцы отказываются от традиционной общности
Журналисты BBC начали серию публикаций Gen J о новом поколении японцев, чтобы выяснить, почему все больше жителей Страны восходящего солнца меняют свой образ жизни и добровольно становятся «социальными сиротами».

«РБК Стиль» не так давно писал о том, как живут японцы, и начал исследовать поколение 20-летних в России. В свою очередь британские журналисты с помощью коллег из Токио решили разобраться, какие изменения происходят в японском обществе сегодня. Первая публикация из этой серии — «The rise of Japan's 'super solo' culture» («Зарождение японской культуры "супер соло"»), подготовленная Брайаном Лафкиным и Йоко Иситани. «РБК Стиль» передает краткое содержание материала.

«В начале 2010-х в стране возник культурный феномен, получивший название "benjo meshi", или "обеды в туалете", — утверждает Брайан Лафкин. — Это явление возникло из смущения японцев собственным неожиданным одиночеством: студенты, школьники и офисные работники, не имевшие возможности разделить с кем-либо свой обед — совершить один из важнейших ритуалов социального взаимодействия, — прятались с едой от публичного "позора" в туалетных кабинках».

К концу десятилетия смущение растворилось в огнях большого Токио, где открылось множество «соло-ориентированных» заведений. «Например, уютный бар Hitori в районе Синдзюку с пониманием относится к одиночкам и охотно предоставляет им свое небольшое пространство», — говорит автор статьи. «Некоторые люди хотят получить удовольствие от одиночества, другие — попытаться завести новые знакомства», — описывает гостей бармен Мики Татеиси. Он считает, что политика крошечного бара помогает гостям, которых отпугивают шумные компании, отнимая шанс самостоятельно решить, вступать ли в контакт.

Экономика, в частности гастрономическая и барная жизнь города, а также другие сферы бизнеса обернулись в сторону hitori («одиночек»). Туркомпании успешно продают туры для хитори, а продуктовые магазины — наборы на одного. За десять лет в Японии расцвело движение «охиторисама», примкнувшие к которому наслаждаются уединенным образом жизни, презрев чужое мнение на этот счет.

Вечеринка для одного

«"Охиторисама" в приблизительном переводе означает "вечеринка для одного"», — поясняет Брайан Лафкин. В Instagram по соответствующему хештегу найдутся тысячи фотографий: накрытые на одну персону столы, походы в кино, кемпинг, путешествия в одиночестве. Даже караоке — один из самых популярных и распространенных видов группового досуга в Японии — трансформируется в развлечение для одиночек. «Спрос на соло-караоке увеличился на 40%», — говорит Дайки Яматани, менеджер по продажам в сети заведений 1Kara в Токио. Ночная жизнь японцев, обычно проходившая в компании коллег или друзей, фрагментируется. «В последние 18 месяцев "охиторисама" стабильно прибавляет в числе последователей. Что приводит к таким переменам?» — задается вопросом автор статьи.

Во многих странах феномен одиночества не кажется проблемой: например, в декабре американская актриса Кристина Хендрикс опубликовала в соцсетях фотографии своего похода на концерт с хештегом #solodate и получила одобрительные комментарии. Британская актриса Эмма Уотсон публично заявила о своей любви к одиночеству и стремлении стать партнером для самой себя. В СМИ появляются руководства для любителей «одинокого отдыха», а соло-путешествия сделали карьеру для бесчисленных Instagram-инфлюэнсеров.

Однако в Японии принадлежность к группе всегда ценилась очень высоко. Социальные привычки японцев напрямую зависят от географических обстоятельств: 125 млн человек втиснуты в архипелаг, уступающий по размеру Калифорнии. При этом 75% территории покрыты горами и возвышенностями, непригодными для массового заселения. Проблема пространства давно стоит на первом месте в политической и социальной жизни Японии, поэтому в стране традиционно сохраняются принципы общинности и общности.

«Япония — маленькая страна, в которой должно найтись место всем. Нации необходимо сосредоточиться на жизни в гармонии, поэтому давление со стороны родственников и сверстников по части соответствия каким-либо правилам поведения всегда высокое», — говорит BBC социолог Мотоко Мацусита из консалтингово-исследовательской компании Nomura Research Institute. Наряду с экспансией социальных сетей, затрагивающей в том числе формирование сетевой репутации, традиции общности оказали удушающий эффект на современных японцев. Мацусита считает, что противостояние этому давлению и породило рост популярности «охиторисамы» как образа жизни.

По мнению экспертов, в последние годы в Японии наблюдается снижение негативного социального восприятия одиночества. Опрос 10 тыс. японцев показал, что в обществе возрос уровень уважения к частной жизни и гибкости института семьи. Все меньше граждан ставят на первое место брак как способ соответствия традиционному укладу, и все больше склоняются к мысли, что развестись можно даже при наличии детей, а хранить секрет от супруга лучше, чем делиться всеми тайнами.

Общество суперодиночества

Резкий в масштабах истории поворот в сторону уединения сказывается на демографических данных: уровень рождаемости в Японии падает. В 2019 году он достиг самых низких показателей с 1899 года — родилось всего 864 тыс. детей. Растет число домохозяйств с одиночками: перепись населения показала, что с 25% в 1995 году показатель достиг 35% в 2015-м. Постепенный отказ от брака способствует росту числа граждан, которые живут одни, все больше пожилых людей становятся вдовами и вдовцами. В результате меняется поведение потребителей и их обслуживание.

По словам экономиста и исследователя Казухисы Аракавы, сотрудника одной из крупнейших рекламных компаний, к 2040 году 50% японцев в возрасте от 15 лет и старше будут жить в неполных семьях. Уже сейчас «охиторисама» дает всем, кто вырос или состоит в традиционной семье, возможность побыть наедине с собой — пуститься в путешествие или запереться в кабинке с микрофоном, монитором и музыкой. Исследование 2018 года показало, что каждый третий семейный японец практикует такие способы уединения.

Говоря о пожилых хитори, Мотоко Мацусита замечает, что женщины в этой группе чаще обладают психологической сопротивляемостью в отношении появления в обществе без спутника. При этом поведение молодого поколения постепенно расширяет эти границы. «Все может измениться, особенно если маркетологи, продвигающие услуги для одиночек, поймут, что пенсионеры — это группа населения, у которой есть и деньги, и время», — уверена социолог.

Не только Япония претерпевает общественные перемены. Снижение рождаемости и заключения браков, а также старение населения во многих странах сопровождается ростом числа приверженцев существования в одиночестве. Независимая лондонская маркетинговая компания Euromonitor International в 2019 году опубликовала исследование, предсказавшее рекордный рост «единоличных» домохозяйств — до 128% в период между 2000 и 2030 годами.

«В этих условиях ориентировать бизнес исключительно на семьи больше нельзя, — говорит Мотоко Мацусита. — Эскалация "охиторисамы" в Японии наглядно демонстрирует силу новой экономической истины. Именно сочетание демографических сдвигов и гибких взглядов на социализацию помогло процветанию новой парадигмы. Еще 10 лет назад люди запирались с обедами в туалетах из-за стыда. А теперь они увидели выгоду в одиночестве».

«В консервативном японском обществе все идет к тому, что люди ищут новые способы коммуникации и комфортной жизни за пределами обособленного дома — и начинают с себя», — подводит итог автор статьи.