Стиль
Жизнь От рисунка к смыслу: что такое скрайбинг и зачем он нужен
Стиль
Жизнь От рисунка к смыслу: что такое скрайбинг и зачем он нужен
Жизнь

От рисунка к смыслу: что такое скрайбинг и зачем он нужен

Фото: Cecilie_Arcurs / Getty images
Что такое «скрайбинг» и «скетчноутинг»? «РБК Стиль» выяснил у лектора Высшей школы экономики и бизнес-тренера Анны Горбань, почему скрайбинг становится все более популярным и как его применить в повседневной жизни.

Что такое скрайбинг

Тем, кто часто бывает на конференциях, привычно видеть рядом со сценой человека, стоящего спиной к залу и что-то рисующего на больших листах. Если поинтересоваться, чем он увлечен, вы получите ответ — скрайбингом. Он делает конспект того, что говорят спикеры. Переводит с вербального на визуальный.

Еще пять-шесть лет назад такие слова, как «скрайбинг» и «скетчноутинг», вызывали недоумение. Подобные бизнес-инструменты тогда только начинали использоваться на нашем рынке. Были попытки адекватного перевода англоязычных терминов: появились «бизнес-рисунок», «бизнес-графика», «бизнес-визуализация», но «скрайбинг» так и остался «скрайбингом», и со временем способ структурирования информации при помощи слов и картинок становился все более популярным. Скрайбинг призван решить простую в формулировке, но сложную в реализации задачу: помочь большому числу людей одновременно, быстро, а главное точно, обменяться мнениями и принять верное решение.

Фото: Westend61 / Getty images

Скрайбинг в бизнесе и повседневной жизни

Сегодня скрайбинг по праву называют «социальным искусством XXI века». Нам повезло наблюдать и принимать участие в интереснейшем процессе — становлении новой профессии и дисциплины. Первоначально скрайбинг использовался в бизнес-процессах, помогая создавать наглядные шпаргалки. Но, в отличие от других способов принятия решений, такой подход оказался настолько широконаправленным, что нашел применение и за пределами консалтингового рынка.

Как красочное и необычное сопровождение мероприятий скрайбинг стали использовать на конференциях, фестивалях, вечеринках и разнообразных околопрофессиональных тусовках. В бизнес-педагогике оформление контента в визуальной форме стало синонимом профессионализма. Поклонники скрайбинга используют его для обучения и запоминания. Рецепты, путеводители, планировщики задач в стиле скрайбинга — объясняющие плакаты начинают плотно входить в нашу повседневную и рабочую жизнь.

Фото: Westend61 / Getty images

Почему скрайбинг стал так популярен

Скрайбинг значительно облегчает восприятие и повышает доходчивость любого материала. Происходит это за счет того, что задействуются сразу три области работы мозга. Первая, символическая, обращается к речевым навыкам. Краткие тезисы, зафиксированные в скрайбе, сокращают речь или текст до приемлемого минимума. Вторая, визуальная, запускает механизмы распознавания объектов. Как известно, визуальное восприятие происходит в разы быстрее, чем вербальное, поэтому скрайб позволяет схватывать содержимое практически моментально. И третья, схематическая, наглядно показывает взаимосвязи, последовательности и приоритеты, включает ассоциативные зоны коры головного мозга, отвечающие за планирование действий.

Получается, что при вдумчивом рассматривании скрайба наш мозг включается почти целиком, как новогодняя гирлянда. Неудивительно, что исследования на объем запоминания показали разницу между восприятием текста и скрайбом в размере 73%.

Чтобы пользоваться скрайбингом, не обязательно заканчивать художественную школу и знать, как построить композицию. Достаточно уметь рисовать простые объекты. И вот увидите — вас поймут!