Стиль
Индустрия 12 главных событий Недели моды в Москве: от цирка на мосту до fashion-балета
Индустрия

12 главных событий Недели моды в Москве: от цирка на мосту до fashion-балета

Показ Alena Akhmadullina

Показ Alena Akhmadullina

Более 220 российских брендов из 28 городов, дизайнеры из Китая, Турции и Гватемалы, выставка «Родные мотивы» и международный форум BRICS+ Fashion Summit — рассказываем, чем запомнилась пятая Московская неделя моды

Подписывайтесь на телеграм-канал «РБК Стиль»

Масштабное отраслевое событие традиционно объединило ключевых игроков рынка — дизайнеров, основателей брендов, байеров и всех неравнодушных к моде. Более 220 брендов из 28 российских городов, а также дизайнеры из десяти стран (включая Армению, Бразилию, Китай, ЮАР) показали свои коллекции на ключевых площадках столицы — Парящем мосту и Китайгородской стене, в парке «Зарядье», на ВДНХ, Болотной площади и в Государственном музее изобразительных искусств имени А.С.Пушкина. В «Паркинг Галерее» работал маркет, где можно было купить одежду и аксессуары российских брендов, а в павильоне «Заповедное посольство» выступали ведущие эксперты индустрии.

В рамках недели состоялся BRICS+ Fashion Summit — международный форум, в котором приняли участие дизайнеры, предприниматели и эксперты из 65 государств. Участники обсудили, может ли национальный культурный код стать ключом к зарубежным рынкам, как международная повестка влияет на креативные индустрии, а также роль технологий и внедрение ИИ в бизнес-процессы.

Alexander Arutyunov

Воспоминания из детства и Маша Миногарова в образе невесты

Московскую неделю моды открыл дизайнер Александр Арутюнов показом на Парящем мосту в парке «Зарядье». Ностальгическая коллекция была основана на детских воспоминаниях. Одним из них стал цирк в Тбилиси, куда отец водил маленького Сашу. К этому отсылали платья с объемными юбками, напоминающими бумажные шары или помпоны, и сочетание белых, черных и красных полосок, как на костюмах мимов. О черной королеве из «Алисы в Зазеркалье» напомнили скульптурный блейзер и юбка с принтом «гусиная лапка». Пилотки, в которых вышли модели, были завязаны под подбородком на манер детских шапочек, а к низу кожаных микрошорт пришита трогательная оборка. Все вещи созданы из архивных тканей Alexander Arutyunov, и Александр, чьему бренду в следующем году исполняется 15 лет, называет это «своей формой кровопускания», способом проверить, возможно ли создавать, ничего не создавая заново.

По подиуму прошли Анна Александрова и Алена Водонаева, а закрывала шоу в образе невесты Мария Миногарова (спустя несколько дней телеведущая вышла замуж за Александра Горчилина в платье от Alexander Arutyunov).

Alena Akhmadullina

Женщины-птицы, царевны и архивные платья

Главный апологет русского стиля на международной модной арене, бренд Алены Ахмадуллиной в этом году отмечает 25 лет. Коллекция «Метасказка», показанная на Китайгородской стене, стала одновременно и ретроспективой, и заявкой на новую главу. Впервые она была намеренно разложена на блоки, каждый из которых служил отражением кодов модного дома. Не обошлось и без архивных моделей, демонстрирующих впечатляющий путь бренда.

По подиуму прошли ахмадуллинские царевны в архитектурных платьях, расшитых жемчугом, сирины и другие мифические женщины-птицы. При создании образов из перьев ни одна птица не пострадала — они сделаны из органзы, каждое перо вырезано и наколото вручную. Прямая отсылка к знаменитой коллекции «Садко» — вечерние платья и комплекты из полос денима, создающих узоры в виде волн (деним вручную рвут на полосы и потом настрачивают на основу из сетки). Изразцы и мотивы старинной керамической росписи нашли отражение в стеганых атласных платьях и пальто дутых форм. За каждой моделью в коллекции стоят сложные техники и ручной труд: вручную собраны платья из крупных кожаных «пайеток», белый орнамент на черных норковых шубах выложен в технике интарсии.

На подиум вышли друзья дома и героини красных дорожек: Елена Летучая, Виктория Шелягова, Анна Александрова, Светлана Бондарчук.

Gapanovich

Танцевальный перформанс, балет и блестящие блузы

Еще одна блестящая (в прямом и переносном смысле) коллекция — «Предчувствие бала» мурманского дизайнера Александры Гапанович, героини проекта «РБК Визионеры». В качестве приглашения на шоу гостям рассылали настоящие балетные пуанты — дизайнер Анастасия Козлова, которая уже несколько сезонов занимается аксессуарами для бренда Gapanovich, нашла их в ДК Рыбинска, своего родного города.

Показ начался танцевальным перформансом в постановке Виктора Крамера. Сама коллекция получилась цельной и непривычно нарядной. Уже не первый сезон Саша работает с народным костюмом Севера и интерпретирует крестьянскую блузу с объемными рукавами и воротником-стойкой. На сей раз блузы были выполнены из шелковой тафты с напылением, напоминающей блестящую конфетную обертку. Также в коллекции появились шорты с баской по мотивам юбки-пачки из стеганого серого трикотажа, ветровки из сатина, лонгслив из пайеток. Шнуровки, стразы, ленты, объемные силуэты, гетры, обувь, стилизованная под пуанты, также отсылают к балетной эстетике (коллекцию обуви для бренда по традиции сделал петербургский бренд RXB). Нежные тона с резкими акцентами — повод поразмышлять о внешней девичьей мягкости и скрытой внутренней силе.

Как Александра Гапанович увидела в культуре и природе Крайнего Севера отправную точку для создания фольклорного кутюра

Ruban

Повседневный кутюр, сумки-омияге и пение птиц

Легкие, струящиеся ткани из коллекции Ruban весьма органично смотрелись в саду музея-усадьбы Льва Толстого, где проходило шоу. Модели двигались по дорожкам в неспешном, размеренном темпе под природный саундтрек — из динамиков доносился щебет птиц. Розовый, молочный и черный шифон и органза соседствовали с серым и черным трикотажем — это любимое сочетание дизайнера Алисы Рубан, поскольку трикотаж снижает градус нарядности кутюрных вещей и позволяет носить их в повседневной жизни. Пример «с подиума» — кутюрная юбка из лент, украшенных аппликацией из органзы, в паре с серой футболкой и трикотажными шортами.

«Коллекция посвящена девушке, которая оторвалась от реальности и позволила себе с легкими мыслями проживать солнечные дни», — поясняет Алиса. Идею беззаботности поддерживают многослойные полупрозрачные вещи, а стежки по шелку и аппликации в виде хаотично извивающихся линий намекают на тонкие душевные струны. В коллекции также много узлов — будто героиня небрежно завязала ткань на платье, накинула сверху замшевую куртку и надела вьетнамки. Она не участвует в гонке за продуктивностью и, кажется, в совершенстве постигла искусство быть в моменте. Потенциальный хит коллекции — японские сумки-омияге из замши и кожи.

404 Not Found

Романтический гранж, шелковые юбки и большие подушки

Петербургский бренд, который модные девушки из Северной столицы полюбили за уютные худи и макси-платья с овальным вырезом на спине, провел свой первый показ в Москве. Дизайнер Алена Феликсова описывает стиль бренда как романтический гранж: в нем мирно уживаются женственные вещи вроде ярусных шелковых юбок, элегантных блейзеров и ультраоблегающих сетчатых платьев с принтованными оверсайз-футболками и худи. К слову, принты у марки тематические и печатаются вручную под каждую коллекцию.

В Москве Алена показала коллекцию «Бессонница», посвященную пограничному состоянию между сном и реальностью. Модели выходили на подиум так, словно одевались в полусне: футболка поверх пайеточного лонгслива, кружевное платье поверх брюк, перекрученные вещи, рубашки, надетые только на одну руку. Эклектичный стайлинг и тему коллекции поддержали аксессуары — большие шелковые подушки и кружевные повязки на глазах.

Unke

Пуховики, словно испачканные краской, и много драпировок

«Одевайся как художник», — призывает молодой тверской бренд Unke. Платья и юбки из новой коллекции «Метаимпрессионизм» выполнены в виде фартуков с карманами для кистей, пуховики словно испачканы краской, платья с асимметричными драпировками вызывают ассоциации со скульптурными этюдами. На ткани — от плотного денима до технологичной плащовки и полупрозрачных вечерних материалов — нанесены принты в виде живописных мазков краски и карандашных штрихов.

Отдельного внимания заслуживает костюмная группа: необработанные швы костюмов и пальто символизируют, что творчество — это процесс, который хорош даже в своей незавершенности.

Sasha Barbakov

Винтажные ткани, дачная эстетика и юбки в единственном экземпляре

Молодой дизайнер, герой проекта «РБК x «Сбер». Визионеры. Новое поколение» Саша Барбаков запустил свой ностальгический бренд всего два года назад, начав с одной-единственной вещи — кружевного пиджака. В этом году он дебютировал на Московской неделе моды с полноценной коллекцией (по условиям участия, необходимо было показать не менее 22 образов).

Коллекцию «Цветут сады в душе» Саша посвятил бабушке, у которой проводил каждое лето в деревне. Модели выходили на подиум с кружевными салфетками на голове: такие же лежали у бабушки на телевизоре. Юбки с цветочными принтами в коллекции сшили из винтажных советских отрезов: их отдала дизайнеру клиентка бренда. Получилось восемь юбок, каждая в единственном экземпляре. Основой для принтов на футболках стала советская штора. Также в коллекции можно найти оверсайз-жакет и брюки с заломами на ткани, которые создавались специально. Это уже отсылка к частым переездам родных: вещи в чемодане часто мялись, поясняет дизайнер.

Как Саша Барбаков создал бренд одежды, используя остатки винтажных тканей

Cois

Архитектурный крой, асимметрия и база с акцентными деталями

Молодой бренд Cois cтартовал в 2024 году c запуска сумок в премиальном сегменте, а теперь выходит и на территорию женской одежды с первым дебютным показом на Московской неделе моды.

Креативный директор бренда Кристина Пак делает ставку на архитектурный крой и деконструкцию, а также на интересные детали, которые позволяют выделиться в сегменте брендов с лаконичной базовой одеждой. Особенно хорошо на шоу смотрелись структурированные пальто и жакеты — например, темно-коричневый блейзер с контрастным полосатым воротником, нагрудный карман которого отделан мехом. Еще один характерный прием бренда — асимметрия: у черного макси-платья и топа ворот нарочно смещен в сторону.

При всей строгости подхода бренд не лишен иронии. Так, например, команда представила свою версию популярных в этом сезоне бельевых юбок и топов с отделкой кружевом. У Cois вместо настоящего кружева принт, который Кристина Пак нарисовала вручную.

Masterpeace

Платья в технике петчворк, ажурное кружево и хор Театра Моссовета

Одним из самых зрелищных стал показ Masterpeace на Варварке. Шоу прошло на площадке у исторического памятника архитектуры — Старого Английского двора.

Создавая второй дроп капсульной коллекции «Сказка в стиле бохо», основательница и дизайнер бренда Евгения Линович обратилась к 1970-м годам, цыганской эстетике и народному костюму. Подчеркивая, что бохо — максимально интернациональный стиль, Евгения добавила русского духа: саундтреком стали фрагменты из спектакля «Женитьба» в исполнении хора Театра Моссовета (в частности, там звучит историческая тема «Улетай на крыльях ветра», в оригинале написанная для оперы «Князь Игорь»).

Летящие кружевные платья с ручной вышивкой, которые уже стали визитной карточкой бренда, были дополнены вещами из натуральной замши и выполненными в стиле петчворк. Хайлайтом коллекции стал костюм из гладкой ткани лаке — приталенный блейзер с увеличенной линией плеч и юбка миди. Закрыла показ в платье невесты беременная Рома Милова.

Bitte Ruhe

Спорт, пайетки и зефирные цвета

Пять лет назад основательница московского бренда Bitte Ruhe Ксения Кудряшова сшила для себя свитшот с рукавами-буфами и рельефными швами, имитирующими корсет, — модель завирусилась в соцсетях настолько, что пришлось запускать бренд. С тех пор марка обзавелась изрядным количеством поклонников — мест для всех желающих попасть на показ в парк «Зарядье» не хватило.

В новой коллекции Ксения осталась верна своей любви к спортивному стилю, блесткам и зефирным цветам: на подиум выходили модели в анораках и олимпийках с басками и в облегающих пайеточных брюках или узких юбках из цветного кружева. Потенциальный хит коллекции — вельветовое пальто прямого кроя с отложным воротником, о его спортивной ДНК напоминает только контрастный кант в швах.

Новый сезон, по версии Ксении Кудряшовой, будет сложного лилово-синего цвета, который вряд ли можно будет найти у других брендов: многие ткани для Bitte Ruhe окрашиваются под заказ — такое у локальных марок встречается нечасто.

«Мандрагора. Al-коллекция 1869/2025. Цифровое наследие»

Самое необычное шоу недели моды — показ костюмов к цифровой опере «Мандрагора» — прошло на Парящем мосту в «Зарядье» и привлекло внимание как москвичей, так и иностранных гостей. Мистическую оперу Петр Ильич Чайковский придумал вместе с другом, профессором ботаники Сергеем Рачинским, но не успел дописать. В этом году, юбилейном для классика, произведение завершили композитор Петр Дранга и сразу несколько нейросетей от «Сбера». GigaChat помог написать либретто, SymFormer доработал музыкальную ткань, а Kandinsky создал визуальные и сценографические решения.

Премьера первой в мире AI-оперы состоялась на Новой сцене Мариинского театра в июне. Все решения искусственного интеллекта были реализованы под художественным контролем и с уважением к стилю эпохи — так, например, работу Kandinsky контролировали художник по костюмам Сергей Новиков и художник-сценограф Александр Кудрявцев.

Выставка «Родные мотивы»

Помимо деловой части в рамках BRICS+ Fashion Summit прошла выставка «Родные мотивы». На ней представили образцы подлинного традиционного костюма народов России и модели одежды от современных дизайнеров, которые активно работают с национальным наследием своих регионов. Выставка — ответ на большой тренд на переосмысление традиционного костюма в моде.

Как четыре fashion-бренда работают с наследием Республики Саха

Костюмы народов России — от Архангельска до Якутии, от Бурятии до Кабардино-Балкарии — были найдены в частных собраниях. Предметы одежды, аксессуары и обувь датируются периодом с середины XIX века до 1960-х годов, многие из них выставляются впервые. Среди старинных экспонатов — платье второй половины XIX века, украшенное чеканными монетами, и прообраз современного анорака — эскимосский дождевик камлейка, сшитый из кишок морских животных и отделанный мехом, ему больше ста лет.

Выставка «Родные мотивы»

Выставка «Родные мотивы»

Куратором выступила обозреватель моды, автор телеграм-канала Front Fashion, член экспертного совета проекта «РБК Визионеры» Ольга Михайловская, а продюсером — Евгения Филиппова. Вместе они работают над проектом Front, который с 2020 года вместе с дизайнерами со всей страны и не только создает современные вещи на базе народного костюма.

От Карелии до Кореи: как проект Front заново влюбляет в народный костюм

Специально для выставки создали видеоролик (Марал Фаталиева — ИИ-контент, Павел Шишкин — музыка), в котором онлайн-экспозиция Российского этнографического музея, посвященная народному костюму, вписана в современные реалии. 

Авторы
Теги
Наталья Янчева