Стиль
Впечатления Что не так с гостиничными премиями и как они влияют на отели
Впечатления

Что не так с гостиничными премиями и как они влияют на отели

Победители The World’s 50 Best Hotels 2025
Победители The World’s 50 Best Hotels 2025
В Лондоне прошла церемония награждения 50 лучших отелей 2025 года The World’s 50 Best Hotels. «РБК Стиль» обсудил с экспертами, как подобные премии влияют на востребованность отелей и почему все не так однозначно

По каким рейтингам оцениваются отели за рубежом

The World’s 50 Best Hotels

Ежегодная премия The World’s 50 Best Hotels, отмечающая выдающиеся достижения в индустрии гостеприимства, существует почти 20 лет. Победителей определяют по результатам анонимного голосования опытных путешественников со всего мира, приглашенных членами Академии The World’s 50 Best Hotels (сами члены академии в голосовании не участвуют). В ее состав входят около 800 экспертов — журналисты, представители гостиничного бизнеса и тревел-индустрии. Подсчетом голосов и формированием финального рейтинга занимается компания William Reed, специализирующаяся на аналитике данных в HoReCa (сфера гостеприимства, включающая отели, рестораны и кафе — Hotel, Restaurant, Catering/Café) и владеющая брендом 50 Best.

Названы 50 лучших отелей мира в 2025 году

Отель Rosewood Hong Kong, возглавивший The World’s 50 Best Hotels 2025
Отель Rosewood Hong Kong, возглавивший The World’s 50 Best Hotels 2025

Tripadvisor Travelers’ Choice

Не менее известную награду — Tripadvisor Travelers’ Choice — с 2002 года ежегодно вручает отелям американский портал Tripadvisor. Участие в премии возможно, если объект размещен на платформе не менее 12 месяцев. Победителей определяют на основе количества и качества отзывов, а также средней оценки гостей, выраженной в виде круглых значков — «пузырьков». По данным портала, отели с этой наградой входят в топ по бронированию, причем лишь 1% отелей удостаивается звания Best of the Best («Лучший из лучших»).

World Travel Awards

Премия была учреждена в 1992 году и нередко называется «Оскаром» в сфере туризма. Ее вручают представителям всей индустрии — от регионов и достопримечательностей до транспортных компаний и отелей. Отели могут подать заявку на участие самостоятельно. В случае одобрения оргкомитет выносит объект на общественное голосование.

Вручение премии World Travel Awards Europe в 2025 году
Вручение премии World Travel Awards Europe в 2025 году

The World Luxury Hotel Awards

С 2006 года отели класса люкс участвуют в борьбе за британскую премию The World Luxury Hotel Awards. Победителей определяют по итогам открытого онлайн-голосования, которое проходит на официальном сайте премии в течение трех недель и ежегодно привлекает внимание около 300 тыс. путешественников. Принцип отбора схож с системой World Travel Awards: оргкомитет предоставляет номинантам промопакет — кнопку для голосования, тексты с призывом поддержать отель и рекомендации по продвижению. Регистрационный взнос для участия в конкурсе составляет £990 в год. Кроме того, отель может пригласить представителей премии на трехдневное проживание, чтобы они лично оценили качество сервиса и убедились, что гостиница достойна номинации.

La Liste

Французский ресторанно-гостиничный гид La Liste с 2015 года ежегодно выбирает 1 тыс. лучших отелей мира. Кроме того, он вручает специальную премию за самые заметные новые открытия, инновационные подходы к гостеприимству, выдающийся дизайн и ответственное отношение к окружающей среде. По данным официального сайта, отбор проводится на основе «тысяч публикаций, сотен гидов и миллионов онлайн-отзывов». Все источники стандартизируют и оценивают по балльной системе, после чего для каждого отеля рассчитывают средний результат. Финальный список утверждает международный консультативный совет La Liste, в который входят журналисты, писатели, фотографы, а также винные и гастрономические критики.

Michelin Keys

В 2025 году ряды гостиничных премий пополнил другой ресторанный гид — Michelin. Компания утвердила собственную премию Michelin Keys. Первая глобальная церемония награждения прошла в октябре в Париже. Принцип отбора аналогичен тому, что используется при составлении ресторанного гида Michelin: отели оценивают анонимные инспекторы, только вместо привычных «звезд» победителям присуждают «ключи».

Michelin и другие: за что критикуют, а за что любят гиды и рейтинги

Отель Bürgenstock Hotel & Alpine Spa, отмеченный Michelin Keys
Отель Bürgenstock Hotel & Alpine Spa, отмеченный Michelin Keys

Журнальные премии

Премии отелям присуждают и ведущие зарубежные издания. Так, Time ежегодно публикует список The World’s Greatest Places, в который по итогам опроса собственных корреспондентов со всего мира входят 100 выдающихся локаций — от отелей и ресторанов до круизов и достопримечательностей.

С 1995 года журнал Travel + Leisure вручает награду World’s Best Awards, определяя лучших на основе онлайн-голосования читателей. Помимо отелей, премия отмечает спа-центры, транспортные компании, города, острова, природные парки, туры и сафари.

Редакторы Condé Nast Traveller ежегодно на основе личного опыта составляют The Gold List, в который входят курорты и отели по регионам. Также с 1987 года издание присуждает ежегодную премию Readers’ Choice Awards отелям и курортам, за которые проголосовали читатели на официальном сайте и в соцсетях.

Forbes Travel Guide Star Award — одна из старейших наград в туристической индустрии. Премия вручается с 1958 года по результатам проверок, которые проводят анонимные инспекторы. В рейтинге предусмотрены четыре категории: «пять звезд», «четыре звезды», «рекомендованный отель» и «отель, которому скоро будет присвоена оценка» — статус для перспективных объектов.

Номер в отеле Gstaad Palace, вошедшим в The Gold List 2025 журнала Condé Nast Traveller

Номер в отеле Gstaad Palace, вошедшим в The Gold List 2025 журнала Condé Nast Traveller

Кто оценивает отели в России

С 2014 года лучшие российские отели получают премии Russian Hospitality Awards. Конкурс проходит в три этапа, решение принимается по результатам тайных проверок экспертным жюри. Заявку на бесплатное участие отель подает самостоятельно. Есть 20 номинаций, например, «Лучший сити-отель» и «Лучший pet-friendly отель», «Лучший управляющий».

Еще одна ежегодная всероссийская премия WhereToTravel Hotels Award (ее основала Ирина Тиусонина, эксперт проекта «РБК Визионеры» в категории «Путешествия»). Награду также может получить отель любой «звездности», однако выдвигать кандидатов вправе только члены экспертной коллегии на основе собственного опыта. Главная премия — всероссийская — присуждается десяти отелям. Также выбирают лучших в регионе — на Северо-Западе, в Москве и Центральной России, на Северном Кавказе и Юге, Урале и Приволжье, в Сибири и Дальнем Востоке. Есть отдельные номинации для лучшего спа-отеля и глэмпинга, лучшего генерального менеджера, шеф-повара и лучшего завтрака.

Ежегодная премия — «Путеводная звезда» — также есть у правительства Москвы. Отели могут бесплатно подать заявку, заполнив шаблон презентации на сайте. Лучших выбирает жюри по трем номинациям: «Лучшая гостиница 5 звезд», «Лучшая гостиница 4 звезды» и «Лучшая малая гостиница».

Номер отеля Four Seasons Lion Palace St. Petersburg, победителя WhereToTravel Hotels Award 2024
Номер отеля Four Seasons Lion Palace St. Petersburg, победителя WhereToTravel Hotels Award 2024

За что ругают отельные премии и рейтинги в 2025 году: мнение экспертов

Результаты премий и рейтингов нередко становятся предметом споров среди экспертов. Больше всего критики за годы существования досталось Tripadvisor — за то, что при присуждении наград он учитывает анонимные отзывы.

В 2019 году британская организация по защите прав потребителей Which? проанализировала 250 тыс. отзывов на Tripadvisor, сосредоточившись на пятизвездочных отелях, и обнаружила, что многие из них имеют признаки недостоверности. Так, более половины отзывов с наивысшими оценками («5 пузырьков») двух отелей в Лас-Вегасе, возглавивших топ‑10 в регионе, были оставлены новыми пользователями Tripadvisor. А 40% отзывов об отелях британской сети Travelodge были опубликованы с аккаунтов, которые не оставляли других комментариев до или после. Одному из объектов этой сети Tripadvisor уже выносило предупреждение за манипулирование отзывами. Согласно последнему отчету Tripadvisor, в 2024 году 2,7 млн. отзывов были признаны фейковыми, а 214 тыс. из них — сгенерированными при помощи ИИ. 8,87% всех отзывов по этой причине были удалены модераторами сервиса.

Не все так однозначно и с новой премией Michelin Keys. Накануне оглашения итогов руководство Michelin, как пишет Bloomberg, собрало отдельную пресс-конференцию и официально признало факт, о котором многие участники отрасли догадывались: национальные советы по туризму разных стран и регионов платят Michelin за возможность направлять туда анонимных ресторанных инспекторов. При этом компания подчеркнула, что авиабилеты и проживание она оплачивает самостоятельно и по полным тарифам и что оплаченные приглашения не гарантируют ни ресторанных звезд, ни гостиничных ключей.

Журналисты Bloomberg обратили внимание еще на один момент: часть отелей, получивших «ключи», доступна для бронирования на платформе Tablet, купленной Michelin в 2018 году. С каждой брони компания получает комиссию около 15%. Michelin отмечает, что размещение на Tablet не является обязательным условием для получения «ключей», однако ведущие иностранные СМИ уже обсуждают возможный конфликт интересов.

Лауреаты Michelin Keys 2025

Лауреаты Michelin Keys 2025

По словам Вадима Прасова, вице-президента Федерации рестораторов и отельеров России по гостиничному бизнесу, объективность любой премии во многом зависит от достоверности представленных данных. «Значение имеет сама логика конкурса — сколько в нем номинаций и участников, насколько их вообще можно сравнивать между собой, — отмечает Прасов. — Бывает, что в одной категории оказываются совершенно неравноценные отели. Например, проект только открылся и уже получает номинацию лишь за этот факт».

Проект только открылся и уже получает номинацию лишь за этот факт.

Станислав Ивашкевич, руководитель Ivashkevich Hospitality, управляющей и консалтинговой компании в сфере гостиничного бизнеса, отмечает, что в жюри нередко попадают непрофильные эксперты — например, представители компаний-поставщиков, для которых важнее продвигать свой товар, чем объективно оценивать отель.

Он, как и Вадим Прасов, подчеркивает, что процесс отбора часто непрозрачен и нелогичен. «Рейтинги и премии, безусловно, полезны, но игрокам рынка нередко не хватает подробной информации о системе номинирования и подсчета баллов, — говорит Ивашкевич. — Иногда с московским пятизвездочным отелем конкурирует региональный двухзвездочный санаторий лишь потому, что у него такой же средний балл. А этот балл совпадает случайно: санаторий дешевый, и других аналогичных объектов в регионе нет. При этом чем дороже отель, тем строже оценки и ниже рейтинг, потому что гости ожидают большего за свои деньги. В итоге формируется необъективная картина».

Как премии и рейтинги влияют на судьбу отелей в 2025 году: мнение экспертов

Как рассказала «РБК Стиль» Эмма Слейт, руководитель отдела контента The World’s 50 Best Hotels, иногда награда определяет судьбу отеля. Например, в 2023 году премию The World’s Best Hotel получил независимый итальянский отель Passalacqua — всего через год после открытия. Это событие моментально обеспечило ему международный успех.

Интерьер отеля Passalacqua, получившего премию  The World’s Best Hotel в 2023 году
Интерьер отеля Passalacqua, получившего премию The World’s Best Hotel в 2023 году

Александр Ешмеков, директор по работе с отелями платформы бронирования TravelLine, отмечает, что хотя данных о прямой зависимости между участием в премиях и ростом бронирований в компании нет, номинирование часто становится стимулом для улучшения сервиса. «Если отель стремится завоевать награду, сотрудники начинают готовиться — прежде всего, приводят в порядок внутренние процессы, — говорит Ешмеков. — Без этого невозможно повысить качество сервиса, а без хорошего сервиса сложно улучшить узнаваемость, получить высокие оценки на «отзовиках» и, как следствие, повысить суточную цену». По его мнению, награды влияют и на HR-бренд: при прочих равных сотрудник скорее пойдет работать в отель, у которого есть награды и стремление к победе.

Если отель стремится завоевать награду, сотрудники начинают готовиться — прежде всего, приводят в порядок внутренние процессы.

Гостиничные премии могут не только способствовать успеху отдельного отеля, но и стать дополнительным драйвером туристического развития региона, особенно если речь идет о люксовых объектах. Так произошло с пятизвездочным Casa Palacio Don Ramón в Севилье, который в 2024 году получил премию World Travel Awards сразу в двух номинациях: «Лучший в мире новый бутик-отель» и «Лучший в Европе новый бутик-отель». По мнению экспертов туриндустрии, эти награды внесли вклад в продвижение андалузского туризма в целом и сегмента люкс в частности.

В 2025 году сразу три отеля в Атланте — Forth Hotel, Hotel Clermont и Stonehurst Place — получили «ключи» Michelin, что, по мнению аналитиков, заметно повлияло на популярность города и штата Джорджия среди взыскательных путешественников.

Отель Stonehurst Place в Атланте с «ключом» Michelin

Отель Stonehurst Place в Атланте с «ключом» Michelin

Как гости выбирают отели в 2025 году

Отзывы и рейтинги играют ключевую роль в выборе отеля. При этом Эмма Слейт, руководитель отдела контента The World’s 50 Best Hotels, подчеркивает, что отзывы гостей дают объективную картину, но могут быть эмоционально окрашенными и противоречивыми. Надежный маркер качества — сочетание стабильных положительных отзывов с рейтингами из авторитетных источников.

Павел Николаев, основатель консьерж-агентства The Fixxer, добавляет: «Опытный турист всегда ориентируется на разные отзывы, но фильтрует их на адекватность и релевантность».

Надежный маркер качества — сочетание стабильных положительных отзывов с рейтингами из авторитетных источников.

По мнению Вадима Прасова, средняя оценка гостей на агрегаторах лучше всего отражает реальность. «Гости сначала смотрят на общую оценку, затем — на средние баллы по категориям (сервис, чистота, расположение) и только после этого читают отзывы», — делится он наблюдениями. Что касается премий, то их влияние на выбор отеля не столь значимо, как в ресторанной индустрии: «Три звезды Michelin у ресторана нередко служат поводом для того, чтобы поменять маршрут. В гостиничном бизнесе это происходит реже — отель сам по себе обычно не становится целью поездки. За редким исключением, его выбирают исходя из цены и качества», — отмечает Прасов.

Отель Singita Kruger National Park, отмеченный The World’s 50 Best Hotels за дизайн

Отель Singita Kruger National Park, отмеченный The World’s 50 Best Hotels за дизайн

Александр Кулиш, совладелец PR-агентства Be Spoken, эксперт проекта «РБК Визионеры», убежден, что престижная награда — это своего рода сертификат качества. Получить ее приятно, почетно и полезно для пиара и маркетинга, но работает это, в первую очередь, с отелями класса люкс. Большинство путешественников, по его наблюдениям, не проверяют страницы The World’s 50 Best Hotels или гида Michelin — они ориентируются на агрегаторы.

От «космической базы» до палаццо XIX века: 10 новых вау-отелей

С ним согласен Франческо Пуччи, основатель компании по продвижению независимых отелей Lux World Representative. В разговоре с «РБК Стиль» он отмечает, что значение любой награды зависит от ниши, которую занимает конкретный гостиничный проект: «Для отелей класса люкс признание Michelin может стать настоящим преимуществом. А вот для бутик-отелей и объектов среднего сегмента платформы с отзывами гостей — такие как Booking.com, Google или TripAdvisor — оказывают более прямое влияние на решения путешественников».

Марианна Нойманн, управляющая Dom Boutique Hotel (Санкт-Петербург), добавляет, что помимо премий для отеля важно быть представленным в рейтингах и гидах СМИ, особенно если речь идет о нишевых категориях — например, лучшие отели для проживания с детьми или лучший гостиничный дизайн. При этом, по ее мнению, ключевыми остаются агрегаторы и сервисы бронирования: «Раньше главным ориентиром были рейтинги Booking.com и Tripadvisor. Сейчас мы ориентируемся также на отзывы в «Яндекс.Путешествиях», «Островке», «Броневике». Нужно быть в топе, иметь высокую оценку и хорошие отзывы. Это порой важнее, чем любые другие знаки отличия».

По мнению Франческо Пуччи, в ближайшем будущем выбор отеля будет определять комбинация факторов: престижные премии останутся знаком качества и маркером исключительного сервиса, а отзывы гостей и соцсети — источником самой актуальной и объективной информации. Именно эта комбинация станет надежным компасом для путешественника. 

Авторы
Теги
Мария Желиховская