Стиль
Впечатления Эль-Гуна-2024: королевство девочек
Впечатления

Эль-Гуна-2024: королевство девочек

Кадр из фильма «Призрачная тропа»
Кадр из фильма «Призрачная тропа»
В египетской Эль-Гуне завершился 7-й международный кинофестиваль. Золотой «Звезды Эль-Гуны» удостоен политический триллер «Призрачная тропа» Джонатана Милле

Фильм «Призрачная тропа» (Ghost Trail / Les fantômes) Джонатана Милле, основанный на реальных событиях, впервые был показан в каннской «Неделе критики». Главный герой — сирийский беженец Хамид, чудом выживший после пыток в тюрьме и ставший членом подпольной организации, выслеживающей в странах Европы бежавших туда сирийских же палачей. Потерявшему семью и превратившемуся в усталого призрака Хамиду удается напасть на след одного из своих мучителей — он узнает его по запаху и голосу, поскольку тот во время пыток надевал своим жертвам мешки на голову. Но смаковать праведный гнев и страшную месть фильм отказывается: Хамид выступает за справедливый судебный процесс, который никого не воскресит и не сделает счастливее, но по крайней мере прервет бесконечную цепь насилия. Исполнивший главную роль Адам Бесса был справедливо назван жюри лучшим актером.

Кадр из фильма «Призрачная тропа»
Кадр из фильма «Призрачная тропа»

Остальные призы жюри, в которое среди прочих входили немецкая актриса Сибель Кикелли («Головой о стену», «Игра престолов») и бывший программный директор каннского «Двухнедельника режиссеров» Шарль Тессон, распределили следующим образом.

«Звезды» Эль-Гуны за лучшую женскую роль была удостоена актриса Лаура Вайсмар, снявшаяся в испанской психодраме «Радуйся, Мария» (Salve Maria) Мар Колл — парадоксальном апдейте истории девы Марии, обернувшейся здесь молодой писательницей, переживающей тяжелое послеродовое психическое расстройство. Помешательство, впрочем, рассеивается, стоит ей развестись с мужем и сбагрить ему новорожденного сына.

Кадр из фильма «Радуйся, Мария»

Кадр из фильма «Радуйся, Мария»

Серебряная «Звезда» Эль-Гуны неожиданно досталась фильму «Королевство» (Le royaume/ The Kingdom) Жюльена Колонна — не слишком оригинальному, но запоминающемуся благодаря экзотической фактуре повествованию о взрослении дочери предводителя мафиозного клана на Корсике. Как и «Призрачная тропа», «Королевство» размышляет на тему необходимости вырваться из порочного круга насилия, но делает это весьма неуклюже.

Кадр из фильма «Королевство»

Кадр из фильма «Королевство»

Дебют индианки Шучи Талати «Девочки будут девочками» (Girls Will Be Girls) добился в Эль-Гуне бронзовой «Звезды». В центре произведения, которое ни при каких обстоятельствах не могло бы быть снято мужчиной, — сексуальное пробуждение 16-летней девушки, предъявленное на экране со всей подобающей скромностью, но тем не менее внятно и без всякого ханжества, легко и свободно.

Кадр из фильма «Девочки будут девочками»

Кадр из фильма «Девочки будут девочками»

Звание лучшего арабского фильма в этом году поделили палестинская картина «Спасибо, что пользуетесь нашими банковскими услугами!» (Thank You for Banking With Us!) Лайлы Аббас и фильм из Туниса «Кому я принадлежу» (Who Do I Belong To) Мерьям Джообер — обе, как видим, поставлены женщинами.

Все призы в Эль-Гуне сопровождаются солидным денежным вознаграждением: конкурсный призовой фонд — $225 тыс. Добавим к этому сумму $400 тыс., которую распределили между 21 участником питчинга, проходящего на платформе CineGouna, и станет окончательно ясно, почему кинофестиваль в Эль-Гуне за короткое время сумел стать плацдармом для ежегодных рандеву кинопрофессионалов из многих стран мира, озабоченных пропагандой и развитием кино бурно развивающегося Арабского региона.

Подписывайтесь на телеграм-канал «РБК Стиль»