Стиль
Впечатления Короче, 10 лет: как прошел фестиваль короткого метра в Калининграде
Стиль
Впечатления Короче, 10 лет: как прошел фестиваль короткого метра в Калининграде
Впечатления

Короче, 10 лет: как прошел фестиваль короткого метра в Калининграде

Фото: ПРЕСС-СЛУЖБА
В Калининграде завершился десятый кинофестиваль короткого метра «Короче». Рассказываем, о чем снимали и говорили на нем в этот раз

Что такое короче? Сравнительная форма прилагательного, каждый август частенько звучащая в контексте тающих в пользу ночи дней, меткое вводное слово, стремящееся подвести итог, а еще целый фестиваль, который появился на кинофестивальной карте страны десять лет назад. Обрамленное кавычками и превращенное в название, из привычной для него среды устной разговорной речи каждый год на несколько дней слово «короче» перебирается в мир короткого метра, не менее для себя органичный. Короткометражное кино для этого фестиваля не часть программы, не уступка законам жанра, а цель и суть. К нему все эти годы и прирастало то, что принято называть фестивальной жизнью. Органная музыка в кафедральном соборе, танцы, как в последний раз, выезды на берег закатного Балтийского моря и извечные разговоры о судьбах индустрии. Еще одной приметой места и времени здесь всегда было ощущение, будто фестиваль длится не несколько дней, а целую неделю как минимум. На церемонии открытия «Короче» внимание на этот факт обратил один из членов жюри, драматург Евгений Гришковец. Зал отозвался одобрительным подтверждением, а Гришковец на правах давнишнего калининградца продолжил свой монолог о городе, людях и кино.

Десятилетие «Короче» ознаменовалось несколькими большими новостями. Во-первых, полномочия решили сложить с себя президент фестиваля Сергей Сельянов и бессменный до нынешнего года председатель жюри Игорь Толстунов. Во-вторых, свою работу возобновит попечительский совет, который возглавит Федор Бондарчук. В-третьих, уже к 11-му году у фестиваля появится отдельная программа дебютов, а отвечать за нее будет программный директор «Кинотавра» Ситора Алиева.

Ну а на этот раз фестиваль стремился к одновременному движению внутрь и вовне: оставаясь смотром короткого метра для профессионального сообщества и расширяя собственные контексты (появилась, к примеру, студенческая программа-лаборатория, а также отдельная программа для закупки контента байерами), он, как и всегда, привлекал внимание калининградцев, которые смотрели кино одновременно с жюри и гостями, а кроме прочего получили в подарок большой городской концерт группы «Чиж & Co». К слову, их же выступление на открытии тоже вызвало немалый зрительский ажиотаж. Композиции группы стали чем-то вроде проверки на идентичность — тексты знали все собравшиеся, а коль скоро любой момент единения в нынешние времена оказывается самобытен и ценен, подпевать зрители не стеснялись. А ответ на поставленный одной из песен вопрос — «А не спеть ли мне песню о любви» — оказался очевиден.

Группа «Чиж & Co»
Группа «Чиж & Co»

О любви (а также об ипотеках, кредитах, трудностях перевода, космосе, исторической памяти, юности, смелости и других магистральных для кинематографа темах, чувствах и эмоциях) речь зашла и в конкурсной программе. Ее участниками стали 25 работ, а судило их жюри в составе режиссера Жоры Крыжовникова, актрисы Юлии Пересильд, актера Александра Робака, оператора Сергея Астахова, киноведа Ситоры Алиевой, режиссера Владимира Мункуева, а также драматурга и писателя Евгения Гришковца.

Фото: ПРЕСС-СЛУЖБА

Разброс жанров в основном конкурсе оказался велик, а параллели, зашифрованные в программе отборщиками смотра Вадимом Рутковским, Надеждой Королевой и Артемом Рыжковым, одновременно ироничными, символичными и приметными. Начавшись историей про молодость и чувства («Кажется, навсегда» Алены Олейник), днем позже конкурс завершился фильмом с лаконичным названием «Просрал» (режиссер — Павел Курандин), который можно счесть легким намеком на то, что не стоит упускать пресловутое «здесь и сейчас». Пока кто-то из героев стремился установить контакт с внеземными цивилизациями («Контактеры» Анастасии Ворониной), а то и вовсе выходил в открытый космос («Унесенный в звездную глубину» Сергея Афиногентова), другие сталкивались с проблемами вполне земными. Кредиты (к примеру, «Зожесть» Максима Кадушева), увольнения («Слезы капали в фо-бо» Сергея Филатова) и прочие трудности из сюжетов не исчезли, как, впрочем, и вечные ценности. Любовь, допустим, всегда будет дороже пальто, каким бы дорогим оно ни было («Веселый понедельник» Софьи Райзман). У некоторых сюжетов нашлись и литературные «вдохновители». Для «Тук-тук-тук» Андрея Гордина таким стал, к примеру, Рэй Брэдбери с рассказом «Посещение» из сборника «У нас всегда будет Париж». Задумывались авторы и о теме памяти — коллективной и личной. Неизбежные травмы, диктуемые памятью исторической, отразились в сюжете «Отпечатков» Серафима Ореханова, где героиня Ксении Раппопорт вынуждена стирать лица людей из чужой и собственной памяти — в самом прямом из смыслов.

И пока одни авторы говорили о важном интонацией, не предполагающей юмора или иронии, другие выбирали иной путь, как, к примеру, Виталий Дудник в своем фильме «Как с Максимом х(пип)ня случилась». Себе изменять нельзя — пытается научить героя жизнь весьма замысловатым образом.

Программа этого года и итоги конкурса, помимо прочего, говорят о том, что не стоит бояться учиться (студенты киношкол оказались и в числе победителей), а также что бюджеты, студийные размахи и прочие индустриальные бонусы не главное, когда есть идея и желание ее реализовать. Самое примечательное тому подтверждение — анимационный фильм «Унесенный в звездную глубину» Сергея Афиногентова, придуманный, срежиссированный, отрисованный и смонтированный автором в одном лице.

Вручая свои награды, жюри неоднократно обращало внимание на то, что призы — при всей их желанности — не главное. Жора Крыжовников — режиссер счастливой творческой судьбы, который однако не раз уезжал с фестивалей без наград, чтобы потом собрать целую их россыпь, — знает об этом не понаслышке. Главное, как водится, — попытаться добраться до самой сути. Как в жизни, так и в кино. Тем и займемся.

Режиссер Софья Райзман и актриса Мария Карпова получают Приз за лучший фильм
Режиссер Софья Райзман и актриса Мария Карпова получают Приз за лучший фильм

Лауреаты X Российского фестиваля короткометражного кино «Короче»:

  • приз за лучший фильм — «Веселый понедельник», реж. Софья Райзман;
  • приз за лучший сценарий — Виталий Дудник, «Как с Максимом х(пип)ня случилась»;
  • приз за лучшую режиссуру — Георгий Болдугеров, «Рыбалка»;
  • приз за лучшую операторскую работу — Антон Дорушенков, «Калачакра»;
  • приз за лучшую анимационную работу — «Унесенный в звездную глубину», реж. Сергей Афиногентов;
  • специальный приз — «Слезы капали в фо-бо», реж. Сергей Филатов;
  • диплом — «Красная Заря», реж. Евгений Добророднов;
  • приз специального жюри — «Унесенный в звездную глубину», реж. Сергей Афиногентов.