Стиль
Впечатления От «Санта-Барбары» до «Мастера и Маргариты»: культурная афиша декабря
Стиль
Впечатления От «Санта-Барбары» до «Мастера и Маргариты»: культурная афиша декабря
Впечатления

От «Санта-Барбары» до «Мастера и Маргариты»: культурная афиша декабря

От «Санта-Барбары» до «Мастера и Маргариты»: культурная афиша декабря
Декабрьские вечера — а вместе с ними утра и дни — заполнятся не только музыкой, чтением книг поездками в Переделкино, но даже самой настоящей «Санта Барбарой»

Дом культуры ГЭС-2 и его первый сезон

С 4 декабря

Москва

Описывать, как терпеливо Москва ждала открытия ГЭС-2, можно долго, но зачем, когда наконец-то можно прийти в этот дом культуры своими ногами, чтобы разобраться в том, что тут происходит и как сплетаются друг с другом виды искусства. Самый разнообразный их синтез — основная повестка ГЭС-2. Музыка и театр, кино и танец, визуальное искусство и опера: все они предстанут в трактовках новых и смелых. За подтверждениями далеко ходить не надо. Свой первый сезон дом культуры нашего времени начинает проектом под названием «Санта-Барбара». Имеет ли к нему отношение тот самый сериал? Разумеется. Задаваться вопросом, как заокеанская мыльная опера повлияла на умы и думы и какие контексты приобрела «на местах», будет исландский художник и перформер Рагнар Кьяртанссон. В состав проекта входит программа настолько масштабная, что осваивать ее москвичам предстоит долго и счастливо. Да, прямо как в сказке и без подвохов, ведь серьезность своих намерений и стремлений фонд V-A-C, зажегший в ГЭС-2 окна, доказал уже давно.

«Санта Барбара», перформанс Рагнара Кьяртанссона
«Санта Барбара», перформанс Рагнара Кьяртанссона

Ярмарка интеллектуальной литературы Non/fiction

2–6 декабря

Гостиный двор

Человек, заходящий на ярмарку Non/fiction и уходящий с нее после лишь с парой изданий в руках, явно обладает немыслимыми выдержкой и самообладанием. Иными словами, купить здесь хочется многое, если не сказать все. Череда книжных премьер — это не только сами по себе стенды издательств со стопками свежеотпечатанных тиражей, но также презентации и дискуссии с участием писателей. Тех самых авторов, которые определяют наше литературное настоящее.

Фото: moscowbookfair.ru

Музыкальный фестиваль «Декабрьские вечера Святослава Рихтера»

1 — 24 декабря

ГМИИ имени А.С. Пушкина

Традиционный фестиваль Пушкинского музея давно стал синонимом зимних московских сумерек. В этом году он обрамлен выставкой «Бывают странные сближенья» куратора Жана-Юбера Мартена. Здесь не найти привычных подписей и этикеток, зато тех самых сближений можно отыскать сполна, гуляя по истории искусств в прямом и переносном смыслах. Что касается музыкального смотра, то здесь тоже обнаружатся новые контексты, объединенные темой «Вариации в свободном стиле». Вариации эти разбежались по 11 полновесным программам. Под музейными сводами можно будет услышать, к примеру, инструментальную музыку Франции XVII века, русский музыкальный авангард, а вместе с тем разобраться в посвящениях Прекрасной Даме — вечном сюжете и литературы, и музыки, и изобразительного искусства.

Фото: theartsmuseum / Instagram

«На близком расстоянии»

В прокате со 2 декабря

Второй полнометражный фильм театрального режиссера Григория Добрыгина, как и любой из его проектов, полнится наблюдениями за временем и его нравами, а вместе с тем иронией — то язвительной, то нежной. На близком расстоянии перед зрителями оказывается талантливая актриса с итальянским прошлым и петербургским настоящим (Ксения Раппопорт) и очутившийся в ее квартире курьер службы доставки (Нурбол Кайратбек). Как и зачем, покажет время, а точнее сюжет, обращенный не в прошлое или будущее, а в наше общее «здесь и сейчас», так что антисептиков, медицинских масок и защитных костюмов здесь в избытке. Так же, как и чувства одиночества. Кто мы, откуда и куда идем в попытках от него скрыться, к каким хитростям прибегаем, чтобы его обмануть, быстро ли готовы бежать и как далеко забраться — вот вопросы, которые мы без устали задаем себе и ответы на которые ищет еще один оригинальный сюжет. Кстати, курьер в фильме снялся самый настоящий, обнаруженный режиссером, как водится в таких случаях, совсем не случайно.

«Мастер и Маргарита»

9, 10, 11 декабря

Театр Наций

Работу театрального режиссера над спектаклем «Мастер и Маргарита» Робер Лепаж называет настоящей опасностью, вызовом и риском, так велика, по его словам, сила этого романа. Спорить с ним мы не возьмемся, ведь и сам сюжет Михаила Булгакова, и его герои давно превратились в настоящий культурный код. Впрочем, такие вызовы и риски канадцу Лепажу явно по нраву. Предыдущая его работа в Театре Наций — постановка «Гамлет|Коллаж» — и вовсе осмысляла трагедию Шекспира. Теперь же мы окажемся в Москве 30-х годов, где творятся (как и на самой сцене) невообразимые чудеса. Мастером и Маргаритой в этом спектакле станут Евгений Миронов и Чулпан Хаматова, номинированные, к слову, на «Золотую маску» за роли Горбачева и Горбачевой из спектакля Алвиса Херманиса.

«Роман "Мастер и Маргарита" — это одновременно история любви, политическая и социальная сатира, пародийная комедия и фантастическая сказка. Это крупнейшее произведение русской литературы и по сегодняшний день остается манифестом, осуждающим конформизм и пропагандирующим творческую свободу», — комментирует режиссер Робер Лепаж.

Фото: theatreofnations.ru

«Условия материальной независимости»

В течение месяца

Дом творчества Переделкино

Дом творчества Переделкино распахнул двери, зажег окна, запустил творческие резиденции. И хоть поводов наведаться сюда можно не искать, так хорошо гулять в местном парке и листать книги в библиотеке, выставка «Условия материальной независимости» куратора Анны Наринской для поездки в Подмосковье окажется причиной весьма основательной. Название проекта отсылает к мысли из письма Максима Горького, в котором он рассуждает, как должны работать и жить художники — в тех самых обстоятельствах отсутствующих забот о мирском, то есть о материальном. Переделкино, его писательские дачи, хитросплетения садовых дорожек и судеб для русской культуры XX века имели контекст определяющий. «Вычитать» его теперь можно не только в романах и автобиографиях, но и в самих комнатах Дома Творчества.

«За годы существования писательского поселка фраза "условия материальной независимости" не то что бы утратила первоначальный смысл (дача в Переделкине все так же была знаком сравнительного благополучия), но еще и наполнилась множеством новых — как прямолинейных, так и ироничных», — говорит куратор проекта Анна Наринская.

Фото: Переделкино / Facebook

«Дягилев +»

23–25 декабря

Пермь

Продолжение и специальный проект Дягилевского фестиваля, «Дягилев +» появился совсем недавно, в прошлом году. Теодор Курентзис, оркестр и хор MusicAeterna решили превратить его не в исключение, а в традицию и на этот раз отправляются в Пермь в декабре. Симфонические и камерные концерты, как всегда, будут сопровождаться историями авангардными, в которых маэстро Курентзис толк знает, как известно, не меньше. «Удиви меня», — гласили надписи на выпущенных фестивалем футболках и новая глава в истории Дягилевского явно не собирается сбавлять оборотов.

Фото: НИКИТА ЧУНТОМОВ


«Онегин»

16–19 декабря

Театр на Таганке

Мюзикл Алексея Франдетти обещает размышления о жизни и любви в форме яркой и музыкальной: «Онегин» — премьера Театра на Таганке — не претендует на новизну сюжета, а вот на свежесть восприятия и новые оттенки смыслов — сполна. Сам режиссер сравнивает роман Пушкина, публиковавшийся по главам, с сегодняшними сериалами, когда мы с нетерпением поджидаем, что же покажут в следующей серии. Впрочем, спектакль на то и спектакль, чтобы увидеть все — и сразу.

Фото: пресс-служба

Sound Up Vocal

24 декабря

Подземная парковка парка «Зарядье»

Фестиваль Sound Up посвящает целый вечер новой вокальной музыке, как всегда, вступая в музыкальный сговор с композиторами-современниками и пополняя мировой репертуар сочинениями Владимира Мартынова, Настасьи Хрущевой, Павла Карманова, Алины Подзоровой и Игоря Яковенко. На импровизированную сцену «поднимется» вокальный ансамбль Intrada, который также исполнит сочинения Стива Райха. Иными словами, настоящее и будущее вокальной музыки — вот оно, пишется прямо здесь и сейчас. 

Фото: sound_up_russia / Instagram

Концерт группы Zoloto

26 декабря 

«Главклуб»

То, что любой концерт — приглашение во вселенную музыкантов, где все подчинено особой, заведенной ими логике, — не новость. Тем не менее, открывать эти вселенные мы не устаем и таких открытий жаждем. Щедрая на самобытность и поэтику группа Zoloto убедиться в этом на предновогоднем концерте. Кстати, теперь все их альбомы можно услышать и на коллекционном виниле, который будет продаваться в пространстве «Рихтер». 

Фото: zzoloto / Instagram

Концерт группы Artemiev

29 декабря 

Песни группы Artemiev полнятся настроениями, для предновогодней поры подходящими как никакие другие: легкие и меланхоличные одновременно, они и про светлую тоску по прошлому, и про предвосхищение будущего, и про силу момента. Так что зимняя акустика, которая прозвучит в этот декабрьский вечер, точно окажется в шкатулке впечатлений уходящего года. 

Фото: artemiev___ / Instagram

«История года»

25–31 декабря
Центр имени Вс. Мейерхольда

В этой «Истории» время идет своим чередом, день за днем, месяц за месяцем, а чудеса происходят тут и там. Спектакль, придуманный Антикварным цирком, полон тех самых чудес, которых мы все ищем в жизни, а находим порой на театральной сцене. Легко и не без хохота гимнасты взмывают здесь под потолок, музыка не смолкает, а зал то и дело отзывается искренним и громким «ах».

Фото: Екатерина КРАЕВА / ЦИМ

От батутов до серфинга: 5 спорт-развлечений под крышей