Стиль
Впечатления Духоподъемная предсказуемость и женская режиссура: итоги «Оскара-2021»
Стиль
Впечатления Духоподъемная предсказуемость и женская режиссура: итоги «Оскара-2021»
Впечатления

Духоподъемная предсказуемость и женская режиссура: итоги «Оскара-2021»

Кадр из фильма «Земля кочевников»
Кадр из фильма «Земля кочевников»
93-я церемония завершилась. Конверты вскрыты, награды розданы, а значит, пришло время поразмышлять, что говорят принятые решения об американской киноакадемии и индустрии. Кинокритик Ярослав Забалуев занялся этим по горячим следам

Запись церемонии «Оскар-2021» смотрите в Okko


На протяжении последнего года на первый план в самых разных сферах жизни вышла ритуальная составляющая. У кинематографистов тоже включилось мифологическое сознание. Осенью из Кристофера Нолана пытались сделать (а он и не сопротивлялся, впрочем) спасителя кинотеатров с «Доводом»  — фильмом про инверсию времени, что было уже непредумышленным символизмом. Этот номер не прошел, индустрия несколько сникла, еще разок перенесла премьеру нового «Бонда» и стала готовиться к «Оскару» — главному, как ни крути, ритуальному действу всех времен существования Голливуда.
Кадр из фильма «Довод»
Кадр из фильма «Довод»

Местом проведения выбрали вокзал Union Station, а красную дорожку проложили представлениями номинантов на лучшую песню, снятых на крыше нового Музея киноакадемии, который откроется для посетителей в сентябре. После долгих лет помпезных церемоний в Dolby Theater, переход в такой экономный режим, как ни странно, ничуть не выглядит сдачей позиций — скорее приведением премии в соответствие с новыми реалиями. И речь здесь, разумеется, не только и не столько о пандемии. Получили слово и спикеры от BLM, и сильные женщины. Не оправдавший надежд «Довод» Нолана забрал приз за спецэффекты, и никто даже, кажется, не пошутил, что раньше того же результата можно было добиться при помощи кнопки обратной перемотки.

Сейчас наверняка будут много обсуждать, что церемония была скучноватой, но рейтинги трансляции «Оскара» рушатся уже долгие годы, а на этот раз ее хотя бы не стали еще больше растягивать при помощи вставных номеров и прочих комических куплетов. Традиционные институты наград в принципе постепенно уходят в прошлое, но даже в этом случае «Оскар» ведет себя несуетливо и достойно. Отдельную благодарность за это (как и за многое другое в современном кино) стоит выразить постановщику церемонии Стивену Содербергу. Он же, кстати, в ответе за изящно перетасованный (очень в духе содерберговского парадоксального монтажа) порядок номинаций: сценаристы вышли вперед, за лучший фильм давали не последнюю награду, а третью с конца.

Фото: instagram.com/theacademy

Как-то само собой получилось, что церемония обошлась без громких сенсаций — едва ли не самым шокирующим фактом стали 36 номинаций у фильмов сервиса Netflix. Что же до основных победителей, то даже интересно, как чувствовали и вели себя букмекеры в ситуации столь величавой предсказуемости итогового расклада.

Лучший фильм: «Земля кочевников»

Главный фаворит прошлого года, фильм Хлои Чжао при всей искренности исполнения безупречно попал в тренды стремящейся к омоложению премии. Судите сами: поэтичное полудокументальное кино про обездоленных, снятое китаянкой, с сильной главной героиней, сыгранной одной из лучших актрис на свете. И это не аналитика задним числом, просто такой уж выдался год, что у «Земли кочевников» не было адекватных конкурентов среди соседей по номинации. «Отец» — фильм, сделанный под Энтони Хопкинса и ни на что больше не претендующий. «Минари» и «Звук металла» — отличные, но слишком частные истории для главной категории. «Девушка, подающая надежды» — чересчур неоднозначна для почтенных киноакадемиков, но вполне заслужила приз за сценарий. «Иуда и черный мессия» и «Суд над чикагской семеркой» — скорее крайне талантливая публицистика, чем кино на «Оскар». Ну а автора «Манка» Дэвида Финчера здесь просто традиционно не любят. Дэвид вряд ли расстраивается — кому бы не хотелось оказаться в ряду других «нелюбимчиков» академии вроде Квентина Тарантино и Мартина Скорсезе?

Кадр из фильма «Земля кочевников»
Кадр из фильма «Земля кочевников»

Лучший актер: Энтони Хопкинс, «Отец»

Награждение 83-летнего британского патриарха выглядит логично, но именно в этой номинации была едва ли не самая сильная интрига. Статуэтку вполне можно было отдать и Гэри Олдману («Манк»), и Ризу Ахмеду («Звук металла»), и Стивену Яну («Минари»). И уж тем более красиво было бы посмертно наградить Чедвика Боузмана (за последнюю роль в фильме «Ма Рейни: Мать блюза»), как это сделали на «Золотом глобусе». Тем не менее статуэтка в руках Хопкинса выглядит совершенно логично и, конечно, заслуженно. Можно спорить о художественных достоинствах фильма «Отец», но бенефис сэра Энтони в роли стремительно теряющего разум старика впечатлил всех зрителей без исключений.

Кадр из фильма «Отец»
Кадр из фильма «Отец»

Лучшая актриса: Фрэнсис Макдорманд, «Земля кочевников»

Здесь академики, пожалуй, выбрали путь наименьшего сопротивления. Второй «Оскар» Виоле Дэвис («Ма Рейни: Мать блюза») был бы красивым, но очевидно конъюнктурным решением. Статуэтка, уходящая к Ванессе Кирби («Фрагменты женщины») или Кэри Маллиган («Девушка, подающая надежды»), — пожалуй, слишком смело. Для Макдорманд эта награда стала уже третьей в карьере (в прошлый раз Фрэнсис выходила на сцену под овации после «Трех билбордов на границе Эббинга, Миссури»). Но, как уже было замечено, она одна из лучших актрис на свете, так что почему нет?

Кадр из фильма «Земля кочевников»
Кадр из фильма «Земля кочевников»

Лучшая мужская роль второго плана: Дэниел Калуя, «Иуда и черный мессия»

Картина Шаки Кинга про схватку ФБР и «Черных пантер» — все-таки слишком яркая с точки зрения тематики, чтобы совсем обойти ее вниманием. Выходом стало награждение исполнителя роли заглавного «черного мессии» — лидера иллинойской ячейки «пантер» Фреда Хэмптона. Судя по лицу включившегося в церемонию по видеосвязи Саши Барона Коэна, он был почти уверен в своей победе (за роль в «Суде над чикагской семеркой»), но… Именно эта номинация была отдана академиками под поощрение фильмов с социальной нагрузкой, и «Иуда» в этом смысле оказался более важным и во многом более традиционным фильмом.

Кадр из фильма «Иуда и черный мессия»
 
Кадр из фильма «Иуда и черный мессия»
 

Лучшая женская роль второго плана: Юн Е-джон, «Минари»

Один из самых трогательных моментов церемонии — выход Юн Е-джон на сцену и радость по поводу встречи (наконец-то) с Брэдом Питтом. Вряд ли кто-то из нас — независимо от пола, возраста и прочих дефиниций — отреагировал бы на такую встречу иначе. Если же оставить в стороне очарование момента (конкурировать с ним мог только тверк от Гленн Клоуз), награда выглядит совершенно заслуженной: бабушка из «Минари» — одна из лучших героинь этого бедного киносезона.

Кадр из фильма «Минари»
Кадр из фильма «Минари»

Лучший фильм на иностранном языке: «Еще по одной»

Томас Винтерберг отдельно поблагодарил за поддержку свою жену, с которой они вместе прошли через смерть дочери, памяти которой режиссер посвятил свою награду. «Еще по одной» — безусловно лучшая трагикомедия прошлого года, веселое кино о том, что иногда жизнь продолжается даже тогда, когда по всем признакам должна бы закончиться. Невероятно интересно, каким будет следующий виток карьеры Винтерберга — бывший соратник Ларса фон Триера вполне может оказаться востребован в Голливуде.

Кадр из фильма «Еще по одной»
Кадр из фильма «Еще по одной»

Лучший режиссер: Хлоя Чжао, «Земля кочевников»

Несмотря на всю предсказуемость этого награждения, выход Хлои Чжао на сцену Union Station все равно оказался едва ли не самым духоподъемным эпизодом. И не в последнюю очередь потому, что она стала всего второй женщиной, получившей приз за режиссуру (первой была Кэтрин Бигелоу с «Повелителем бури»). Что важно, эта награда ничуть не выглядит данью конъюнктуре (Чжао и правда замечательный режиссер) и в то же время безошибочно отвечает требованиям пассионарной части общества.

Хлоя Чжао
Хлоя Чжао

Лучший анимационный фильм: «Душа»

Жизнерадостный мультфильм про загробный мир — безусловно лучшее решение по итогам года. Новый мультфильм Пита Доктера моментально завоевал сердца детей и взрослых по всему миру, никаких конкурентов в этом смысле у него по традиции не было. Ну и нельзя в заключение не отметить, что еще одной наградой «Души» стал приз за музыку — Джону Батисте, Тренту Резнору и Аттикусу Россу. Двое последних в этот раз соревновались сами с собой, сочинив за прошлый год еще и музыку (тоже джазовую) к «Манку» Дэвида Финчера. 

Кадр из мультфильма «Душа»
Кадр из мультфильма «Душа»

Украшения за $6 млн и золотые кроксы: лучшие образы «Оскара-2021»