Стиль
Впечатления Ругать нельзя помиловать: каким получился фильм Кристофера Нолана «Довод»
Стиль
Впечатления Ругать нельзя помиловать: каким получился фильм Кристофера Нолана «Довод»
Впечатления

Ругать нельзя помиловать: каким получился фильм Кристофера Нолана «Довод»

Кадр из фильма «Довод»
Кадр из фильма «Довод»
Отечественный прокат пополнился «Доводом» — фильмом Кристофера Нолана, в котором есть и русские злодеи, и ядовитые капсулы, и погони. Ярослав Забалуев размышляет, стоит ли идти на этот блокбастер с намеками на Джеймса Бонда.

Незадолго до выхода на экраны «Довода» Кристофер Нолан написал открытое письмо, опубликованное в газете The Washington Post, в котором призвал зрителей спасти кинотеатры, с трудом оправляющиеся после пандемии коронавируса. В этом прочувствованном тексте режиссер называет кинематограф сигналами, которые объединяют человечество, помогая противостоять невзгодам и чувствовать общность. Самое важное здесь, пожалуй, это терминология, дающая ключ к восприятию Ноланом реальности. Он видит мир взглядом суперкомпьютера, разбирающего окружающую реальность на элементарные частицы. И тем интереснее, что больше всего его занимают субстанции, имеющие в массовом сознании явный эзотерический оттенок.

Он уже снимал кино про вселенную («Интерстеллар»), сновидения («Начало»), магию («Престиж»), память («Помни»). Он на протяжении трех фильмов лишал Бэтмена возможности летать, разбирая его психотип в почти что полном отрыве от свойственной герою машинерии. Паузы между его фильмами тоже вполне объяснимы — Нолан не поэт, а аналитик, столь скрупулезные исследования требуют времени. Собственно, нет ничего удивительного в том, что именно физические свойства времени стали предметом исследования в его новом фильме «Довод».

Во время схватки с террористами в киевской опере безымянный главный герой-спецагент (в титрах Джон Дэвид Вашингтон заявлен просто как «Протагонист») видит нечто странное: пуля одного из боевиков залетает обратно в ствол штурмовой винтовки. Осмыслить случившееся у Протагониста нет времени — попав в плен, он под пытками умудряется проглотить ядовитую капсулу. Однако смерть не наступает. Очнувшись, он получает новое задание, и большая часть его пока что покрыта мраком. Начальство сообщает, что в мире идет холодная война, оружием в которой служит обратная энтропия — явление, благодаря которому пули, в частности, и залетают в ствол. Противником Протагониста становится русский миллионер Андрей Сатор (Кеннет Брана), а ставка в противостоянии — существование всего мира.

Какие ваши доводы, мистер Нолан? Тест о режиссере и его фильмах

«Довод» — это одиннадцатый фильм Нолана, и за два с лишним десятилетия, которые длится его режиссерская карьера, у зрителей сформировался неизменный пакет претензий к постановщику. Режиссера дежурно обвиняют в холодности, механистичности, бездушии и элементарном занудстве. Его фильмы больше похожи на схемы, а герои — на сигналы-импульсы, цель которых не самостоятельная жизнь, а иллюстрирование идей автора. Нолан снимает очевидно интеллектуальное кино, но единственный носитель независимого интеллекта в каждом проекте — это он сам. Ну и еще, пожалуй, Майкл Кейн — актер-талисман режиссера, для которого почти в каждом фильме находится хоть небольшой эпизод. Все это в полной мере применимо и к «Доводу».

Кадр из фильма «Довод»
Кадр из фильма «Довод»

Протагонист — многофункциональное пустое место, наделить которое персональным обаянием у Джона Дэвида Вашингтона не получилось. Этот герой не пытается разобраться в происходящем, а лишь направляет взгляд зрителя. Да и сюжет здесь тоже не более чем удачный повод для разговора о механике и физике времени. Настоящая интрига заключается не в том, сумеет ли Протагонист спасти мир, а в том, сумеет ли человек в мягком кресле кинозала так настроить свое восприятие, чтобы перестать сходить с ума и уяснить, почему некоторые люди на экране ходят и разговаривают задом наперед.

В некотором смысле это не развлекательное кино, а что-то вроде приглашения к научному эксперименту. Все разговоры про мировую угрозу, русских людоедов (в этом качестве кроме Кеннета Браны фигурирует Юрий Колокольников в синих наколках), плутоний и прочее — не более чем декорации, расставленные с явной поспешностью.

Кадр из фильма «Довод»
Кадр из фильма «Довод»

Эксперимент этот, что и говорить, довольно увлекательный (хоть иногда и кажется, что Нолан два с половиной часа экранизирует встречное движение эскалатора), но мучительный. От просмотра «Довода» можно всерьез устать, не получив взамен какого-то элементарного чувственного заряда.

Хорошие новости заключаются, впрочем, в том, что заряд этот в картине присутствует — только надежно спрятан. С годами Нолан, несмотря на снобизм и педантизм, несколько ослабил хватку и стал позволять себе иронию, что-то вроде шуток и даже проявления чувств. Обратите внимание на то, как он весь первый час изящно пародирует бондовские клише. Как в финале ссылается (кажется) на «Властелина колец». Наконец, на то, какой пронзительной получилась линия русского негодяя в исполнении Браны — человека, который почти стал богом и даже свою гибель попытался превратить в гибель всего человечества. Глядя на этого героя, нет-нет да и подумаешь, что мегаломан и интеллектуал Нолан понимает про себя гораздо больше, чем может показаться заносчивым критикам.

Сезон воительниц и Джеймсов Бондов: 15 самых ожидаемых фильмов осени.