Стиль
Впечатления 5 фильмов о Великой Отечественной войне и человеке
Стиль
Впечатления 5 фильмов о Великой Отечественной войне и человеке
Впечатления

5 фильмов о Великой Отечественной войне и человеке

Кадр из фильма «Иди и смотри»
Кадр из фильма «Иди и смотри»
Послевоенный советский кинематограф сделал все, чтобы сохранить память о подвиге освободителей. И немалая часть картин, посвященных ужасам войны, обратилась к человеку, солдату, главному участнику событий. Рекомендуем пять таких фильмов к просмотру 9 Мая.

«Судьба человека»

Сергей Бондарчук, 1959 год

Экранизация рассказа Михаила Шолохова о том, как шофер Андрей Соколов (роль исполняет режиссер-дебютант Сергей Бондарчук) потерял в годы войны семью, прошел через ад фашистского лагеря, откуда сбежал и в итоге вернулся на родину, чтобы доживать свой век сиротой и заботясь о сироте. Это классическая история из первых уст, рассказанная за папиросой в ожидании парома, чтобы скоротать время. Поверхностное повествовательное «было и прошло» обременено многотонным грузом пережитого и преодоленного, по сути, без надежды на будущее. Трагедия судьбы человека, сломанной войной. Фильм взял приз на Международном кинофестивале в Москве в год выпуска и через 11 лет получил награду на XII Международном кинофестивале в Карловых Варах.

Кадр из фильма «Судьба человека»
Кадр из фильма «Судьба человека»

«Аты-баты, шли солдаты...»

Леонид Быков, 1977 год

Последняя режиссерская работа Быкова, фильм-эпитафия, проникновенная ода самоотверженности советского солдата и одновременно настоящее супергеройское произведение в этом списке. Сценарий пестрит «гэгами», которые давно обрели бессмертие: «Мужчины не плачут. Мужчины огорчаются», «Цыганочка с выходом», «Не бойся, Хабанера, раньше смерти не умрешь» и так далее. А храбрящийся пафос повествования выстраивается на фундаменте трагических реальных событий: бой, показанный в фильме, действительно происходил в 1943 году под Харьковом. У села Тарановка 25 бойцов под командованием лейтенанта Петра Широнина уничтожили 16 танков, десять броневиков и более сотни вражеских солдат.

Кадр из фильма «Аты-баты, шли солдаты...»
Кадр из фильма «Аты-баты, шли солдаты...»

«Альпийская баллада»

Борис Степанов, 1965 год

Нет повести печальнее на свете, чем повесть об Иване и Джульетте. А точнее, о подвиге пленного русского солдата Ивана ради спасения жизни пленной итальянки-коммунистки Джульетты. Если посмотреть на эту картину, снятую по произведению Василя Быкова, с высоты циничного и раскормленного зрительского опыта, присущего современности, не охватишь и долю тех альпийских гор и трав, выполняющих роль исполинской отчужденности. Тут бы пригодился широкоэкранный формат, каким располагает последний фильм Терренса Малика «Тайная жизнь». Связь у этих картин, разделенных друг от друга полувековым временным промежутком, не только тематическая (война, фашистская Германия, история любви и гибели), но и, очевидно, пейзажная. Но советская «Альпийская баллада», снятая на студии «Беларусьфильм», демонстрирует и разрыв между ними — трагических размеров, обусловленный неизбежной отдаленностью от реальных событий. Произведение, созданное Степановым, — это всеобъемлющее полотно о лишении, страданиях и подвиге. И любви, которая на пару с волей к жизни расцветает на самой непригодной почве.

Кадр из фильма «Альпийская баллада»
Кадр из фильма «Альпийская баллада»

«Восхождение»

Лариса Шепитько, 1976 год

Последняя картина Шепитько, тоже снятая по повести Василя Быкова, рассказывает о двух партизанах, офицере Сотникове и солдате Рыбаке, которые попадают в плен к полицаям в белорусской деревне. Допросы сменяются пытками, пытки — казнью. Ей предшествует библейское по сути предательство, и один из героев превращается в Иуду, а второй обретает лик Христа. Местный Понтий Пилат в исполнении Анатолия Солоницына — назидательный пример губительности принципа гибкой морали, ведущей к благим намерениям в отношении собственной лишь жизни, когда предельно простые установки обращаются в сложносочиненные и истребляют в человеке совесть и честь. «Восхождение» — первый советский фильм, удостоенный «Золотого медведя», высшей награды Международного кинофестиваля в Западном Берлине.

Кадр из фильма «Восхождение»
Кадр из фильма «Восхождение»

«Иди и смотри»

Элем Климов, 1985 год

История 16-летнего паренька Флеры, который отправляется воевать к партизанам и сталкивается с войной во плоти. Пройдя через карательные отряды немцев, увидев гибель своих родных и заглянув в глаза смерти и омерзения, Флера буквально стареет за несколько дней. Нет картины о войне более шокирующей и более убедительной, чем «Иди и смотри». Климов изначально назвал ее «Убейте Гитлера», призывая таким образом к уничтожению дьявольского начала в человеке, но в ходе многолетнего производства картины переименовал ее — это было единственное изменение, на которое пошел режиссер. Фильм, выполняющий миссию ужасающего свидетельства войны и напоминания о мире, получил две главные награды Московского международного кинофестиваля в 1985 году и «Золотого льва» Венецианского кинофестиваля в 2017-м.

Кадр из фильма «Иди и смотри»
Кадр из фильма «Иди и смотри»

Вспоминаем фильмы-лауреаты Каннского фестиваля последних 10 лет.