Каннский фестиваль отменили. Вспоминаем фильмы-лауреаты последних 10 лет
«Белая лента»
2009 год, режиссер Михаэль Ханеке
«Немецкая история о детях» в строгом черно-белом исполнении исследует ни много ни мало природу фашизма. В отдаленной деревне на севере Германии накануне Первой мировой войны происходят зловещие события. Невинные страдают, виновных отыскать невозможно; за благополучным фасадом скрываются неприятные, пугающие тайны, продуцируемые сдерживаемыми страстями, религиозными догмами и эмоциональной глухотой. Ханеке вкрадчиво и въедливо показывает, как чудовища внутри нас пробуждаются под мирный стрекот сверчков.
«Дядюшка Бунми, который помнит свои прошлые жизни»
2010 год, режиссер Апичатпонг Вирасетакул
Первая в истории тайская кинокартина, отмеченная главной наградой Канн. Фильм-сновидение, фильм-миф, энциклопедия магической, потусторонней природы человеческого сознания, оформленная без использования привычных и приевшихся приемов западного кинематографа. В центре сюжета дядюшка Бунми, доживающий свои последние дни, скрасить которые присоединяются призраки его жены и сына. Бунми проводит время в сельской местности, залитой солнечным светом, и размышляет о прожитых годах и совершенных поступках. Фильм Вирасетакула приглашает зрителя познакомиться с особенным киноязыком, полным недосказанности, медитации и волшебства.
«Древо жизни»
2011 год, режиссер Терренс Малик
Консервативная религиозная американская семья переживает страшную трагедию — смерть ребенка. Мать, отец и сын каждый по своему обращаются за ответами к Богу, но тщетно. Терренс Малик представляет эту историю в торжественной симфонической манере, опираясь на мастерство оператора Эммануэля Любецки и композитора Александра Деспла. События накладываются друг на друга в нелинейном порядке и кружат то возносясь к небесам, то припадая к безупречной траве на лужайке дома, где прошло детство главного героя. Малик, словно прачка у реки, полоскает в прозрачной воде сущность детской травмы. Раз за разом на побеспокоенной водной глади отражаются образы деспотичного отца, хрупкой матери и истерзанной жизни.
«Любовь»
2012 год, режиссер Михаэль Ханеке
«Очень страшный фильм и так мизерно сделанный, без всяких пыток и катаклизмов — просто человеческая жизнь», — отзывалась о картине Ханеке режиссер Кира Муратова. «Любовь» рассказывает о пожилой паре, учителях музыки, Жорже (Жан-Луи Трентиньян) и Анн (Эммануэль Рива). Неожиданно для Жоржа у Анн случается паралич половины тела. Супруг окружает страдающую возлюбленную заботой и мучительно наблюдает, как она гаснет прямо у него на глазах. Когда Ханеке взялся снимать картину о старении, оказалось, замыслу благоволили звезды. Он написал сценарий под Жан-Луи Трентиньяна, и совершенно независимо от этого выяснилось, что актер-затворник с большой охотой снимется в фильме. Эммануэль Рива, которая восхищала Ханеке со времен ленты «Хиросима, любовь моя», совершенно случайно пришла на кастинг «Любви».
«Жизнь Адель»
2013 год, режиссер Абделатиф Кешиш
Впервые в истории Каннского кинофестиваля две актрисы (Адель Экзаркопулос и Леа Сейду) получили по «Золотой пальмовой ветви» — жюри в лице Стивена Спилберга, Наоми Кавасэ, Линн Рэмси и Николь Кидман оценили по достоинству все испытания, через которые прошли молодые дарования во время съемок фильма. Сюжет основан на графическом романе Жюли Маро «Синий — самый теплый цвет». Героиня Адель, французская старшеклассница из консервативной семьи, влюбляется в студентку факультета искусств Эмму. Их связь, растянувшаяся на несколько лет, для Адель проходит в отрицании, а для Эммы — в попытке смириться с отрицанием ее возлюбленной. Фильм Кешиша заслужил репутацию скандального и разделил аудиторию на две группы: одна безгранично восхищалась художественным воплощением и глубиной, а другая беспощадно смеялась над этими же категориями.
«Зимняя спячка»
2014 год, режиссер Нури Бильге Джейлан
Седовласый Айдын, бывший актер, владеющий небольшой гостиницей в Каппадокии, ищет компенсации собственного несостоявшегося величия в написании «Истории турецкого театра», но вместо этого сочиняет морализаторскую публицистику в местную газету. Он целыми днями прогуливается по скромным, но безграничным владениям, размышляя о бытии и нравах и попутно терроризируя немногочисленных знакомых собственной напыщенностью и самовлюбленностью. Фильм турецкого режиссера снят по мотивам рассказа «Жена» Антона Чехова. Историей здесь управляет чуждая, скрупулезно детализированная, застывшая и опустошающая стужа. В самом ее эпицентре оказываются заперты три не чужих друг другу человека, от безысходности занятых взаимными истязаниями.
«Дипан»
2015 год, режиссер Жак Одиар
К драме Одиара, частично основанной на сатирическом романе Шарля-Луи де Монтескье «Персидские письма», музыку писал не кто-нибудь, а Николас Джаар — культовый чилийско-американский музыкант. Электроника Джаара плещется по этой необычной истории, подчеркивая ее нарочитую уникальность и непохожесть на другие сюжеты о беженцах. Одиар рассказывает о трех тамилах из Шри-Ланки, перебравшихся в Париж, — боевике из «Тамильских тигров» и бездомной женщине с ребенком, которые выдают себя за семью, чтобы получить политическое убежище. Во французской столице их никто не ждет, а в комплекте к недружелюбному гетто приписывается фальшивая фамилия Дюпан. Одна из особенностей фильма — актеры. Все они тамилы, говорят на родном языке, и для большинства из них проект Одиара стал первой полноценной работой в кино.
«Я, Дэниел Блейк»
2016 год, режиссер Кен Лоуч
Душераздирающая притча о том, как беззащитен простой и, в сущности, хороший человек. Пожилой плотник Дэниел Блэйк пережил инфаркт и теперь, по рекомендации врача, не может полноценно заниматься физическим трудом и зарабатывать на жизнь. Он нуждается в социальной поддержке, но бюрократия безжалостна и бездушна, как и технологии, на которых она паразитирует. Однажды Блэйк встречает одинокую мать с двумя детьми, оказавшуюся в похожей ситуации, и решает ей помочь. Лоуч, главный глашатай социальной несправедливости в мировом кинематографе, констатирует, что незатейливость во взглядах — не то, на чем зиждется современный мир. И это раздражающе печальная истина.
«Квадрат»
2017 год, режиссер Рубен Эстлунд
История о том, как грабили куратора музея современного искусства в Стокгольме. Жизнь главного героя Кристиана укомплектована: по городу его возит модная Tesla, квартира пестрит хай-теком, работа — престижная и уважаемая. Когда на улице он вдруг лишается кошелька и телефона, то обращается к технологиям и выслеживает местоположение пропажи. Имущество, предположительно, заполучил какой-то низкий социальный элемент из бедного квартала, но кто именно — выяснить сложно. Кристиан распихивает по почтовым ящикам местной панельки записки «Я знаю, что ты украл мой телефон и кошелек» и затаивается в ожидании. Он и предположить не может, куда приведет его расследование. Зритель, кстати, тоже: не удивляйтесь, если вдруг обнаружите себя в шкуре Кристиана и поймете, что в ней находиться ужасно неприятно.
«Магазинные воришки»
2018 год, режиссер Хирокадзу Корээда
Бедная японская семья живет на пенсию доброй бабули, которой, разумеется, не хватает на прокорм. Поэтому и дети, и родители нередко воруют в магазинах. Однажды отец семейства подбирает на парковке маленькую девочку и забирает с собой. Домочадцы принимают новенькую, словно не замечая очевидную проблему этого пополнения. Жизнь идет своим чередом: после дождя светят крупные звезды, любовь из воздуха вселяется в тела, солнце греет, ночи успокаивают. Все заканчивается, когда найденыша начинают разыскивать, а бабуля вдруг умирает. Фильм Корээды ставит сложные вопросы, один из которых — «что же на самом деле такое семья?» — вроде бы имеет однозначный ответ, но вроде бы и нет. «Воришки» — это универсальная история о частной проблеме мирового масштаба, понятная на всех языках бушующего Вавилона.
«Паразиты»
2019 год, режиссер Пон Джун-хо
Главный корейский хит последнего года 2010-х, пример по-настоящему мирового фильма — остросюжетный, сатирический, упоительный, пугающий, а главное, невероятно популярный. Семья из четырех человек, живущая практически за чертой бедности в постоянно затопляемом квартале Сеула, буквально лезет из кожи вон, примеряя личины фальшивых репетиторов, психотерапевтов, водителей и домоправительниц, чтобы улучшить свое положение. Пон Джун-хо сталкивает в «Паразитах» две семьи — богатую и бедную — и переплетает их судьбы так, что зритель то покатывается со смеху, то покрывается ознобом. В итоге решение придуманной режиссером замысловатой задачки становится для каждого индивидуальным испытанием на испорченность.