Стиль
Впечатления Как устроить музыкальный фестиваль и привезти в Россию Metallica и Билли Айлиш
Стиль
Впечатления Как устроить музыкальный фестиваль и привезти в Россию Metallica и Билли Айлиш
Впечатления
Как устроить музыкальный фестиваль и привезти в Россию Metallica и Билли Айлиш
Фестиваль «Пикник "Афиши"»
Rammstein, Кристина Агилера, Die Antwoord, Foals, Эд Ширан, Майкл Киванука — нет, это не лайн-ап корпоратива мечты «РБК Стиль», а лишь малая часть артистов, выступивших в Москве в этом году. Разбираемся, кто и какой ценой поставляет их в Россию.

Лето 2019-го в Москве и Санкт-Петербурге выдалось не в пример музыкальным. Что ни уик-энд, то либо пай-мальчик Джеймс Блейк в советских декорациях Московского дворца пионеров, либо фестиваль урбан-культуры на парковке, либо мэтры британского рока The Cure и человек-амфибия от рэпа (иначе его безграничную дыхалку и умение звучать вживую не хуже, чем на записи, объяснить трудно) Пуша Ти в «Коломенском». А перечислять щедрые сольники мировых звезд, от Metallica до Билли Айлиш, и вовсе не хватит пальцев. Организаторы плотно утрамбовали летнюю концертную сетку. Чего это стоило зрителям, понятно: многие хотя бы раз за три месяца проголосовали рублем и сердцем за цепляющий лайв. Куда более интересный вопрос, чего это стоило людям по ту сторону сцены.

 

В начале было слово

И слово это — «букинг», то есть резервирование артистов на даты концерта, фестиваля или брендированного мероприятия. Система везде одна.

Договариваться о приезде исполнителя лучше за полгода до события (хотя российские промоутеры могут спокойно букировать артиста и за месяц, что неверно). Прежде чем отправить агентам вожделенного музыканта оффер, организаторы прикидывают свои возможности, распределяют бюджет (существенная часть которого в случае фестиваля отходит, естественно, хедлайнеру). Дальше начинаются смотрины: организаторы шерстят предполагаемые туры артистов на предмет свободных дат либо принимают предложения агентств.

«С некоторыми агентами складываются доверительные отношения, — поясняет Владимир Зубицкий, руководитель компании SAV Entertainment, аксакалов концертного бизнеса, привозящих на русскую землю тяжеловесов типа U2, Scorpions, Kiss и Агилеры. — Так получилось с представителями Depeche Mode. Кроме того, мы являемся партнером крупнейшей компании Live Nation, которая, помимо прочих, ведет группу Metallica. Таким образом, мы обладаем "правом первой ночи": как только артисты планируют тур, агенты первым делом предлагают даты нам». В случае когда агенты не готовы по большой любви отдать своего подопечного одному-единственному российскому промоутеру, начинается бег с препятствиями.

Пуша Ти на Summer Stage «Пикника "Афиши"», 3 августа

«Промоутеры-конкуренты устраивают торги, доходящие порой до абсурда, — добавляет Зубицкий. — Мы боремся за музыканта, но без фанатизма. Конечно, можно отдать баснословную сумму, но тогда придется задирать цены на билеты, чтобы окупить выступление, а за 15 тыс. руб. в танцпартер никто не придет. Последний раз подобная ситуация произошла с концертом Bon Jovi: молодая компания с потолка предложила сумму, но мы дали больше, чтобы получить контракт. Без конкурентов рокеры обошлись бы намного дешевле, но, слава богу, концерт получился вполне успешным».

Важный момент: заполучить исполнителя, отправившегося в тур, все равно проще, чем пребывающего в отпуске или годами записывающего альбом. «Обычно агенты приходят с установкой: "У артиста выходит новый материал, хороший он или нет — дело десятое. Зато появился повод для тура. Брать будете?"» — описывает положение дел Станислав Панков, совладелец агентства Unity, ответственного в том числе за Пушу Ти на «Пикнике "Афиши"». Случается, что артист, выпустивший альбом, резко дорожает. Так произошло с рэпером Tyler, The Creator: после релиза пластинки Flower Boy его букинг вырос в цене вдвое. Значит ли это, что «отдыхающие» коллеги становятся дешевле? Ничуть. «Когда артист не турит, это называется one-off, — продолжает Панков. — Букировать его гораздо сложнее и затратнее, чем коллегу с удачной гастрольной логистикой. Человеку просто невыгодно лететь 15 часов в Россию ради одного выступления».

Но любая проблема решается деньгами. Допустим, музыкант хочет вернуться из поездки с €200 тыс. в кармане. Промоутеры, желающие заполучить его на мероприятие, могут отдать сумму единолично, а могут дождаться, когда агенты договорятся о выступлениях исполнителя в Европе или в странах СНГ, чтобы разделить выплату гонорара меж­ду несколькими организаторами. С сольниками похожая схема, только тут промоутер сам организует приглашенной звезде «чес» по российским городам и весям. Например, тяжеловесы привозов агентство Pop Farm (восторги и благодарности насчет концертов Эда Ширана, Билли Айлиш, Jungle, Imagine Dragons, лайн-апа «Боли» и главной сцены «Пикника "Афиши"» — им), забукировав Hurts на фестиваль «Ласточка» в 2016 году, обеспечили сладкоголосым британцам тур по России на 2017-й.

Концерт Билли Айлиш в «Мегаспорте», 27 августа

«На составление лайн-апа мероприятия, помимо нового материала исполнителей, во многом влияет фестивальный календарь, — поясняет партнер Станислава Панкова по Unity Мария Пирумова. — Например, Primavera Sound, открывающий европейский сезон фестивалей, стал важным ориентиром для других, менее крупных событий, идущих за ним. Фестивали, в принципе, обязаны поставлять свежий контент. Привозить одних и тех же артистов из года в год — моветон».

Один из организаторов самого запоминающегося электронного фестиваля России Present Perfect Festival Дмитрий Агалаков соглашается: «Наш фестиваль в первую очередь музыкальный. Ежегодно его посещают более 15 тыс. человек, и каждый год мы стремимся расширить свои музыкальные границы — в каком-то смысле это просветительская миссия, нам нравится привозить новые имена, знакомить с ними аудиторию». Например, лайн-ап 2019 года получился, пожалуй, самым интересным за все пять лет: голландский психоделик-рок Dollkraut, легендарный джаз-банд из Бразилии Azymuth, итальянцы Ninos Du Brasil с барабанным перформансом, британцы Эндрю ­Уэзеролл или Анти Фло с группой, петербургский шугейз-коллектив Pinkshinyultrablast — в общей сложности 68 абсолютно разноплановых артистов. «За время своего существования фестиваль заработал хорошую репутацию, существует определенный уровень доверия нашему выбору, — продолжает организатор Present Perfect Festival. — Мы привозим музыкантов, полагаясь на свой вкус и собственное видение музыкальной сцены. Делать ставки на суперизвестных артистов просто неинтересно».

Понятно, что, несмотря на просветительские амбиции промоутеров, громкие имена на главной сцене любого фестиваля быть обязаны — это часть игры. Но громкие имена громким именам рознь. Хедлайнерами Present Perfect Festival в прошлом году были Рой Айерс (как утверждают организаторы фестиваля, самый семплируемый артист в мире хип-хопа) и крестный отец хаус-музыки Ларри Херд. «С экономической точки зрения это не всегда оправданно, — подчеркивает Агалаков. — Пионеров знают слушатели, глубоко интересующиеся культурой. В то время как каждый год появляются новые имена, которые за несколько лет взбираются на вершину популярности. Сколько они там продержатся — сказать сложно, но их ценники в несколько раз превосходят контракты действительно значимых людей».

The Cure на «Пикнике "Афиши"», 3 августа

 

Риски и экономика

Подписанный контракт — еще не гарантия приезда артиста. Музыкант может заболеть (что, слава богу, является страховым случаем, и агентство не потеряет деньги), уйти в запой или забыть паспорт. «Если случился форс-мажор и артист отменил выступление за несколько дней до фестиваля, его реально заменить коллегой с русской визой, например. Это вопрос доступности артистов и твоего знания рынка, — комментирует Агалаков. — Если не прилетает хедлайнер, переносим его на следующий год. Это стандартная практика». Букировать запасного исполнителя заранее и рассылать предложения нескольким агентам сразу не вариант. Иначе придется давать задний ход и нести репутационные риски. К счастью, отмена артистов скорее исключение из правил.

От чего у организаторов действительно дергается глаз, так это от курса валют. «Самая большая проблема в том, что мы работаем с иностранной валютой, — разводит руками Зубицкий. — Раньше доллар стоил 30 руб., сейчас — больше 60 руб. Прибыль агентства значительно уменьшилась, так как увеличились расходы и, как следствие, цены на билеты. Добавьте тот факт, что даже крупные артисты порой приносят огромные убытки, а агентство должно еще и зрителей страховать, и выплачивать 5% РАО (Российскому авторскому обществу. — "РБК Стиль"), и, само собой, оплачивать артистам дорогу, проживание, аренду и техническое наполнение площадки. Итог: наш бизнес — большой риск».

Выступление Metallica на Большой спортивной арене, 21 июля

 

За чей счет банкет?

За спонсорский. Например, «Пикник "Афиши"» и фестиваль Alfa Future People (нижегородский электронный угар) проходят под эгидой Rambler Group и Альфа-банка соответственно. Кроме того, есть спонсоры, поддерживающие сцены фестивалей и открывающие именные зоны. Что касается сольных привозов, то здесь концертные агентства вкладывают собственные средства, но и от помощи не отказываются. «Бывает, к нам приходят представители компаний и говорят, чей концерт хотят поддержать, — рассказывает Владимир Зубицкий. — Depeche Mode выступили на стадионе "Открытие Арена" при участии банка "Открытие", а Райффайзенбанк поддержал Metallica».

Фестивальные партнеры, помимо прокрутки логотипа на сцене, в идеале должны быть заинтересованы в более органичном привлечении посетителей. К примеру, на Alfa Future People онлайн-библиотека My Book возвела аудиостену и предложила посетителям послушать книги через фонендоскоп, а онлайн-кинотеатр ivi.ru устроил киномарафон. Бренд Levi’s разбил островок осознанного потребления на «Пикнике "Афиши"»: посетители фестиваля могли отдать ненужную одежду из денима на переработку. Все для людей.

$10 млн потратил Альфа-банк на проведение первого фестиваля Alfa Future People в 2014 году

$1 млн составил, по данным РБК, гонорар группы Depeche Mode за выступление в Мос­кве в 2017 году

$500 тыс. получила, по данным РБК, группа Red Hot Chili Peppers за концерт в Москве в 2016 году

Вмешиваются ли спонсоры в подбор артистов? Нет. Максимум, что могут предложить промоутеры, — синергию между ДНК бренда и музыкальным наполнением сцены. Условно, заключив партнерство с Toyota, организаторы фестиваля привезут двух классных японских артистов. А вот изменения уже подтвержденного лайн-апа спонсоры не любят. «Пикнику "Афиши"» повезло: спонсоры подтверждаются задолго до объявления лайн-апа, — раскрывает карты Пирумова. — Более молодым фестивалям сложнее: они оглашают спонсорам весь список артистов. Бренд должен понимать, за что платит. Бывает, организаторы вначале обещают A$AP Rocky, а на деле выступает GONE.Fludd».

Преступное несоблюдение KPI, само собой, влетает начинающим промоутерам в копеечку: в лучшем случае клиент потребует уменьшить спонсорский взнос, в худшем — никогда не вернется или подаст в суд.

Помогает ли Москва рублем фестивалям, как Хельсинки знаменитому Flow Festival? Едва ли: отношения с городом заканчиваются на согласовании площадок с префектурами. Радует, что находятся неравнодушные люди на местах. Например, Департамент транспорта Москвы обзавелся зоной на «Пикнике "Афиши"» и установил там макет первого вагона новенького поезда «Иволга», оборудованный USB-портами, сиденьями, фотозоной с живыми растениями и неоновой подсветкой.

Концерт Эда Ширана на стадионе «Открытие Арена», 19 июля

 

Взлеты и падения

Как бы букеры ни разбирались в трендах, предугадать, ожидает ли успех приглашенного артиста, удается не всегда. В 2004 году SAV Entertainment, забукировав известного музыканта, согласилась взять у того же агента еще и ­Гару (исполнителя роли Квазимодо во французском мюзикле «Нотр-Дам-де-Пари»). «Подумаешь, какой-то канадец, перепевающий чужие песни, Джо Кокера в основном. Мы на него больших ставок не делали», — пожимает плечами Зубицкий. А зря: Государственный Кремлевский дворец, где проходило выступление, выкупили до последнего кресла, люди стояли в проходах и только что не были готовы душу дьяволу продать за вечер с Гару.

Бывали и обратные случаи. В 2010-м SAV Entertainment привезла 50 Cent. В январе того же года Американская ассоциация звукозаписывающих компаний (RIAA) присвоила его альбому Before I Self Destruct золотой статус, что не уберегло Кертиса Джексона (настоящее имя рэпера) от фиаско: сольник, анонсированный в «Олимпийском», в срочном порядке пришлось переносить в клуб «Б1 Maximum»: продали не больше 2 тыс. билетов.

Группа Rammstein в «Лужниках», 29 июля

 

Музыка и протесты

В конце июля — начале августа параллельно с музыкой по Москве лилась волна протестов в связи с недопуском независимых кандидатов к выборам в Мосгордуму. В дни митингов в парке Горького прогремели придуманные за несколько дней до даты своего проведения фестивали: «Бургер Фест» (27 июля), «Шашлык Live» (3 августа), Meat & Beat (10 августа). Организацией занимался подрядчик мэрии Москвы «Инсталл Профи». Лайн-ап менялся на лету: некоторые заявленные артисты были даже не в курсе своего участия и отказались выступать. На этом фоне стрелы полетели в организаторов «Пикника "Афиши"», который пришелся на 3 августа, день проведения несогласованной акции протеста в Москве. В частности, PR-специалист в сфере проведения концертных мероприятий Елена Шапкина написала на своей странице в Facebook: «В моем идеальном мире… фестиваль пишет что-то типа "Ребята, вы простите, но сегодня наше место — там. И ваше тоже"».

«Если в структуре, организующей фестиваль, между прочим, сложносочиненной структуре, где работают люди на зарплатах, появится такой отчаянный деятель-революционер, все рухнет, — недоумевают по этому поводу в агентстве Unity. — Мало того что отмена мероприятия, подтвержденного за полгода, обернется плачущими людьми, неподъемными долгами и, вполне вероятно, тюрьмой, так и смысла в отмене фестиваля в пользу митинга нет. Станет ли легче организаторам митинга, если промоутеры попадут на десятки миллионов рублей? Протесты же — из-за отсутствия свобод, а на фестивалях эта самая свобода и рождается. Вот в Тбилиси отменили вечеринки — люди вышли на танцевальный протест We Dance Together, We Fight Together. А если будет наоборот — какая-то искаженная картина получится».

Кстати, на фоне мероприятий, организованных мэрией Москвы в парке Горького, можно оценить масштабы проведения коммерческих фестивалей. «Открытые медиа» выяснили, что на проведение фестивалей «Шашлык Live» и «Бургер Фест» компания «Инсталл Профи» получила из городского бюджета по 6,5 млн руб. «Вообще недорого, — посмеивается Станислав Панков. — Фестиваль на 10–15 тыс. человек с зарубежными артистами в 10, а то и в 15 раз дороже». И неудивительно, ведь один только исполнитель категории А стоит от 1 млн условных единиц.

Фото: Константин Кондрухов; Jens Koch Fotografie; Pop Farm; Евгений Шапкин; пресс-службы.