Стиль
Впечатления Зачем идти сотни километров пешком. История путешествия из Португалии в Испанию
Стиль
Впечатления Зачем идти сотни километров пешком. История путешествия из Португалии в Испанию
Впечатления

Зачем идти сотни километров пешком. История путешествия из Португалии в Испанию

Фото: коллаж: Валерия Сноз
По просьбе «РБК Стиль» журналист Галина Окулова рассказывает, каково это — идти пешком по шоссе, проселкам и козьим тропам, чтобы понять, зачем современный человек становится пилигримом и как его меняют пройденные километры.

О Камино-де Сантьяго я впервые услышала года три назад: в большой компании шапочная знакомая обронила, что в списке ее больших планов на «когда-нибудь» значатся випассана, рассвет в Мачу-Пикчу, сафари в Танзании и Путь святого апостола Иакова. Что ж, список хороший: на Мачу-Пикчу я уже поднималась и встретила там не рассвет, но грандиозный закат в окружении чванливых лам, в набитый львами и бегемотами кратер Нгоро-Нгоро в Танзании спускалась, випассана пока явно не моя тема, а вот идея пройти паломническим путем по Европе запала в душу.

Истории этого пути почти 2000 лет. После описанных в Новом Завете событий апостол Иаков Старший (Зеведеев) отправился проповедовать на Иберийский полуостров — теперь его принято изображать странником с посохом с привязанной к нему флягой из тыквы-горлянки, в длинном плаще и широкополой шляпе. Вернулся во Святую землю, был убит, тело пустили в лодке по морю, и волны принесли суденышко в полюбившуюся апостолу при жизни Галисию. Мощи апостола Иакова обрели в начале IX века, когда над ними чудесным образом засияла звезда. Над гробницей возвели собор, а вокруг него вырос Сантьяго-де-Компостела, город «святого Иакова под звездой». Сюда потянулись пилигримы из разных уголков средневековой Европы: поклонившись мощам, короли и клирики, аристократы и простолюдины уносили домой подобранную на берегу раковину морского гребешка, служившую доказательством совершенного паломничества.

К концу XX века, впрочем, Камино оказался почти забыт. Как ни странно, новый всплеск интереса ему обеспечил прошедший этим путем Пауло Коэльо — литературная ценность опубликованного в 1987-м «Дневника мага» спорная, но, так или иначе, благодаря эзотерическому трипу бразильца по древнему маршруту тысячи читателей вскинули на спину рюкзаки и отправились в поисках просветления. С познанием истины, само собой, у всех складывается по-разному, но грандиозный опыт трекинга по горам и проселочным дорогам, пастбищам и виноградникам, старинным городам и утопающим в цветах деревням в любом случае гарантирован.

Собор Сантьяго-де-Компостела, Испания
Собор Сантьяго-де-Компостела, Испания

Дальше все развивалось по нарастающей: так, по данным офиса паломников в Сантьяго-де-Компостела, в 2017 году Камино прошли 300 000 с лишним человек — христиан, представителей других мировых конфессий и атеистов. Сходящихся у собора святого Иакова маршрутов десятки — на любой вкус и уровень физической подготовки, но самым знаменитым остается 800-километровый Камино Франсез, или Путь французских королей, стартующий в Сен-Жан-Пье-де-Пор. Из начинающихся в Испании особенно известны горный Камино Примитиво («Первоначальный»), которым следовал из Овьедо в IX веке король Альфонсо II Благочестивый, а также Камино дель Норте («Северный») и Камино де ла Плата («Серебряный»).

Впрочем, никто не заставляет проходить маршрут целиком — можно выбрать отрезок себе по силам. Среди россиян, например, популярен несложный и хорошо сбалансированный 300-километровый участок Португальского пути от Порту до Сантьяго (есть две вариации: береговая и внутренняя), который можно вместить в двухнедельный отпуск. Его-то я и выбрала.

Брага — Гоайнш

Очередная козья тропа с желтой стрелкой-указателем уходит в кроны деревьев вверх под углом 30 градусов, и сколько она будет тянуться, непонятно. Португальская глушь. Пекло. Рюкзак весом 9 кг, два из них — привязанные снаружи ботинки; иду пока в трекинговых сандалиях. Хочется плакать, но вся вода вышла с потом. Камни осыпаются под ногами.

Стартовать после обеда было глупо, но этого я пока не знаю. Мне 36 лет, максимум спортивных достижений — беговая десятикилометровая дистанция, и в законные восемь дней отпуска я решила втиснуть относительно короткий участок португальского Камино де Сантьяго. Выбрала точкой старта расположенную несколько в стороне от основного маршрута Брагу, купила в городском турофисе за € 3 креденсиаль — паспорт паломника в виде гармошки, дающий среди прочего право останавливаться в муниципальных приютах-альберге, поставила в него первый штамп и зашагала по руа де Боавишта.

По дороге встречаются стихийные мемориалы из раковин морского гребешка — старинного символа Камино де Сантьяго

По дороге встречаются стихийные мемориалы из раковин морского гребешка — старинного символа Камино де Сантьяго

Раскаленный адок пригородов быстро сменяется виноградниками, запах эвкалиптовых рощ смешивается с овечьим духом. Захлебываются лаем встречные собаки, и одну из них я ловлю за шелковое ухо. Дальше с километр свита подхалимов то и дело падает в пыль на спину: «Ну давай, гладь». Позади час, два, четыре. Дорога уходит в такие крутые холмы, что на очередном взлобье я не выдерживаю и ору в голос в золотой закат с облаком танцующей мошкары: «Да вы издеваетесь!» Коровы на ферме далеко внизу удивленно поднимают головы.

Что почитать

Книг о Камино написано много: серьезно поднял его популярность «Дневник мага» Пауло Коэльо (1987), наплыв немцев обеспечил бестселлер телеведущего Хапе Керкелинга «Ну все, я пошел. Мое путешествие по Пути святого Иакова» (2006), а в издательстве «Бумкнига» только что вышел на русском графический роман норвежского автора комиксов Джейсона (Йона-Арне Сетерёя) «На пути в Компостелу».

Уже в сумерках вижу указатель к первому на моем пути паломническому приюту. Худая женщина в огороде машет рукой: там открыто. Это школа. В классной комнате — буржуйка и ряды кроватей, на доске мелом на разных языках написано «Bom Caminho! Доброго пути!» Я одна (в сезон это редчайший случай, но если стартовать с утра, Гоайнш минуют не останавливаясь) — пройдя за семь выматывающих часов 23 км по холмам и долам, не увидела других пилигримов. Хотя ноги налиты свинцом, плетусь в единственное в деревне кафе. Хозяйка альберге машет из огорода: «Закрыла дом-то? Нет? Ну, главное, завтра не забудь».

 

Гоайнш — Понте-де-Лима

Просыпаюсь с рассветом от раскатов грома, среди которых колокол вызванивает что-то нежное. Оставив € 7 на столе, сама ставлю штамп в креденсиаль, кладу ключ под коврик. Ливень стеной. Попадающиеся через каждые несколько сот метров желтые стрелки выхватываю взглядом уже автоматически: на камне, на столбе, на клочке асфальта. Нарисованные краской из баллончика или впечатанные в глазурь керамических плиток, они указывают прямо, налево, направо. Луг, деревня, спуск, подъем, все дома еще закрыты, и только я шагаю под канонаду капель по раскисшей глине. Кругом по-прежнему никого, только на углу булочник разгружает машину. Увидев меня, сует в руки две плюшки, мотает головой на попытки достать кошелек: «Bom Caminho».

На 12-м километре погода сдается и выключает воду. Дорога ныряет под своды виноградной лозы. Розы вокруг истерически пахнут. Черепица рдеет. Горы сияют. Петухи кричат. На полях — капуста, картошка, зеленый перец и неспелая кукуруза. Не вхожу — вплываю в город Понте-де-Лима по арочному мосту римских еще времен под льющуюся из громкоговорителей Guantanamera.

Апостола Иакова изображают путником в плаще, с посохом, к которому привязана тыква-горлянка с водой. Путевой камень на этом панно-азулежу двойной: желтая раковина указывает прямо, к Сантьяго-де-Компостела, синяя стрелка — направо, в Фатиму (еще один уважаемый паломнический путь — в Португалии).

Апостола Иакова изображают путником в плаще, с посохом, к которому привязана тыква-горлянка с водой. Путевой камень на этом панно-азулежу двойной: желтая раковина указывает прямо, к Сантьяго-де-Компостела, синяя стрелка — направо, в Фатиму (еще один уважаемый паломнический путь — в Португалии).

Сюрприз: приют закрыт до трех часов дня, у двери — пара десятков рюкзаков с частоколом трекинговых палок. Сухонькая итальянка лет пятидесяти в пропыленных ботинках, семья испанцев с сыном-школьником, американец Джесс («Называй меня Безумный Джесс!»), решивший отметить 87-летие, пройдя (пусть медленно) Путь Иакова в десятый, что ли, раз.

Бизнесмены и студенты, чиновники и учителя, небогатые и преуспевающие — все шагают по 30 км в день, ворочаются в спальниках на скрипучих клеенчатых матрасах в комнатах на 20 человек, моются в общем душе, стирают трусы с носками в раковине натертым мылом из припасенной баночки и ежеутренне заклеивают пластырем грандиозные мозоли на пятках. Возвращаются к примитивному быту, проявляющему что-то простое и главное внутри.

Интермедия: между нами тает лед

Дождалась открытия альберге, закинула вещи, вышла налегке в город. Вечереет. Понте-де-Лима — открыточный городок-с-ноготок, и в ресторан не хочется. Нахожу на карте супермаркет. Ну как супермаркет — лотки с сухими рисом и фасолью, тетушка лет шестидесяти колбаску с сыром нарезает. Хлеб, фрукты и всякое такое первой необходимости. Сушеная бакаляу на развес источает суровый рыбный дух распростертыми крылами. Две бабушки в черном с крестами на обильной груди.

Подхожу к кассе: булочки, сыр с колбасой, банка сардин «Васко да Гама» в остром томате, три штучки белого инжира, бутылочка местного виньо верде. Кассирша — по-португальски: «Виньо верде холодным надо пить».

— Ну уж что делать, — развожу руками.

Поток горячей португальской пришепетывающей речи. Развожу руками снова.

И вдруг: «Шпрехен зи дойч?»

— Ja! Ja klar! Ja, ich spreche Deutsch, senora!

Роза с мягким кельнским выговором:

— Холодненьким же надо виньо верде.

— Но ведь холодильника нет у вас?

— Нет.

— А рядом есть магазин с холодильником?

— Нету, нету. Господи! А вы не паломница ли, не путем Сантьяго ли идете?

— Да, все так.

— А в альберге холодильник у вас на кухне есть?

— Есть, но я хочу прямо сейчас на бережку перекусить. Штопора нет, правда.

— Боже, Боже, Роза, думай! Девочка Камино идет, ей же выпить нужно!

Роза хватает мясницкий нож. Ее коллега Луиш убегает с моей бутылкой через дорогу. Я как в черно-белой комедии положений. Роза ножом скалывает ледяную шубу с боков морозильного ларя с мясом, приговаривая: «Сейчас-сейчас». Возвращается Луиш с открытой бутылкой, запихивает в нее пробку.

Роза набивает пакет льдом и отправляет туда бутылку.

— Вот сейчас оно такое будет, как надо! Бом Каминьо, девочка моя!

Что это, как не любовь.

Понте-де-Лима — Рубиайнш — Валенса

Наутро выдвигаюсь в 6:30, по холодку. В садике на выходе из города стоит человек с бульдогом на руках. Улыбаюсь обоим. Бульдога торжественно, в полном молчании, подносят мне как младенца королевской крови. Чинно жму ему лапу.

Обгоняю пожилую пару из Гренобля (обменялись вчера любезностями насчет Наполеона и казаков в Париже, было неплохо), спасаю от собак ясноглазого Алекса из Мюнхена. Идем вместе, и это очень вовремя, потому что вчерашние подъемы оказались просто репетицией в костюмах. Карабкаемся по сланцевым обломкам. Отдуваемся. Пьем воду. Еще подъем. Еще. Солнце шпарит, руки и лицо горят, как 33 богатыря разом. Мы на вершине. Остаться бы потом у подножия горы, в тихом альберге в Рубиайше, но, на свою голову, встречаем у поклонного креста компанию двужильных португальцев, а затем и Роджера из Иордании с венгром Золтаном. Солнце в зените. Пот градом. 20 км, 25 км. Что уж, остается идти к следующему альберге, в испанский Туй. Ноги отключили обратную связь, чувствую себя ходовой машиной. Идем в мареве, останавливаться не рискуем: сядешь — не встанешь. Дошли. Счастье протяженностью 37 км. Один из лучших в жизни дней.

Что посмотреть

«Путь» Эмилио Эстевеса (2010) с Мартином Шином рассказывает, кто и зачем отправляется в Сантьяго-де-Компостела в наши дни, а сериал Мигеля Алькантуда «В конце пути» (2017) — о строительстве собора святого Иакова в XII веке. О росте популярности Камино свидетельствует и стартовавший 16 марта на BBC документальный проект «Pilgrimage: The Road To Santiago» с семью героями из числа британских знаменитостей и общественных деятелей.

Валенса — Мос — Понтеведра

Следующие дни сливаются в один, потому что погодку нам прикрутили до 36 градусов днем, а днем мы тоже идем. Солнцем палимы, бредут пилигримы: забыты попытки казаться лучше и умнее, тревоги о внешности и ложная скромность (хотя, скажем честно, на нечистые даже помыслы сил тут и быть не может). При этом, как ни удивительно, мы человечнее и вежливее, бережнее друг к другу, чем где бы то ни было: «Буэн Камино! Черешенки? Аккуратнее, там ветка. Намажься кремом, я же вижу, сгоришь сейчас, у меня есть тюбик лишний, держи. Буэн Камино! Буэн Камино! Буэн Камино!»

Понтеведра — Кальдас-де-Рейес — Тео

Понтеведру почти не помню — только мост с резьбой в виде ракушек (ракушка — символ апостола Иакова и паломничества) и россыпь домов за ним с настоящими ракушками и чешуей, прилепленными на стены. Обнимаюсь на развилке со спутниками, уходящими на соседний маршрут, и шагаю дальше, в Кальдас-де-Рейес, застряв только один раз: дорога — шириной с трактор, трактор по ней и едет, а за ним кипят яростью 25 велосипедистов и десяток пеших пилигримов. Происки тракториста обсуждаем вечером в Кальдас-де-Рейесе, болтая ногами в уличном каменном бассейне вроде мелкой ванны с горячей минеральной водой — городок стоит на термальных ключах.

Утром на кухне темно и пусто, все еще спят. Слышу тихий стук — Хосе Мария из Леона, ветеран Камино, показывает на йогурт и персики перед собой: будешь?

Лирическое отступление. Очень люблю фильм «Во власти Луны» с Шер и Николасом Кейджем, играющим однорукого пекаря. Даже в кино такой персонаж — редкость. Но это Камино. Наш Хосе Мария — именно что пекарь и именно однорукий: левая у него заканчивается под локтем веселой подвижной культей, а все, что ниже, оттяпала тестомешалка. Хосе Мария, прямо скажем, не Николас Кейдж, скорее Билл Мюррей, ему за полтинник, и говорит он только по-испански. И все же: однорукий пекарь, йогурт, персики. «Vamos a caminar?»

Построенный в XII веке арочный мост Бурго в обиходе называли просто старым мостом (ponte vedra) — отсюда и название португальского города Понтеведра

Построенный в XII веке арочный мост Бурго в обиходе называли просто старым мостом (ponte vedra) — отсюда и название португальского города Понтеведра

Идем, конечно. Кажется, все прошлые дни были испытанием унынием, и оно кончилось. Чудное, хрустяще свежее утро. В арке виадука — розовые ленты восхода. Испанский мой слаб, и Хосе Мария общается со мной рублеными фразами: «Камино дель Норте, суровый Северный путь из Сан-Себастьяна — как монтанья руса, сабес? Горки — вверх-вниз. А начало Португальского, от Лиссабона к Порту — как стол: несколько дней только поля, помидоры-кукуруза, томате-маис. Увидел наконец трактор — меро вида! Чудо!»

Еще и полудня нет, и вот уже Падрон — средневековый город с кипящим рынком, осьминожной-пульперией и 300-летним странноприимным домом с каменным очагом, в который я могу войти целиком. Сплю как убитая несколько часов, овеваемая ветерком из высоких окон, просыпаюсь от непонятного отчетливого зова. Целую Хосе Марию в щетинистые щеки, выхожу из города одна.

Маршрут в цифрах

В Сантьяго-де-Компостела ведут десятки путей. Самые известные — Французский (из Сен-Жан-Пье-де-Пор, 769 км), Португальский (из Лиссабона, 616 км) и несколько начинающихся в Испании: Северный (из Ируна, 803 км), Серебряный, или Виа де ла Плата (из Севильи, 1006 км), Английский (из Ферроля, 110 км). Впрочем, не возбраняется стартовать из промежуточных пунктов или комбинировать маршруты. В 2017 году сертификаты-компостелы получили 301 036 паломников: почти половина — испанцы (44%), мужчин и женщин примерно поровну (50,88 и 44,12%), большинство (92,5%) шли пешком или ехали на велосипеде (7,29%), доли процента приходятся на конников (417 человек) и путников в инвалидных колясках (43 человека).

Шесть вечера. Золото и мед. Пахнет сено. Пахнут цветы. Поют птицы. Дорога то серой асфальтовой лентой, то щебеночной тропой под деревьями. Кругом никого. Подбираю под деревом горячий сладкий апельсин и вдруг ловлю себя на том, что в голове давно нет привычного гула мыслей и мелких забот. Все эти дни я не знаю, что за очередным поворотом, — просто следую по желтым стрелкам и отметинам, оставленным в булыжных мостовых пилигримами, которые веками шли тут до меня.

Тео — Сантьяго-де-Компостела

В синем небе еще висит месяц, лесные птицы и петухи спят, и только я иду сквозь тьму, и на пирамидках-указателях расстояние до Сантьяго-де-Компостела тает: 17 км 744 м, 12 км 352 м (они всегда такие — с хвостиком). Наконец в просвете между персиковыми деревьями встают две иголочки — башни собора святого Иакова.

Мой вход на площадь не сопровождается приветственными кликами нарядной толпы. Собор — в лесах. Жарко. Офис паломников по дорожке вниз и направо, внутри очередь на полчаса, как в паспортном столе, только все потные, в ботинках и загорелые.

Свои печати для паспорта-креденсиаля есть у паломнических приютов и гостиниц, храмов и кафе

Свои печати для паспорта-креденсиаля есть у паломнических приютов и гостиниц, храмов и кафе

Протягиваю креденсиаль. Девушка за стойкой проверяет печати: их нужно не меньше одной в день и по две — на последних 100 км (это минимум для пешеходов, для велосипедистов — на 200 км). Заносит в гроссбух имя, страну, город старта, цель Камино на выбор: религиозная, культурно-познавательная или духовная (на Камино встречаются не только христиане, но и буддисты, синтоисты, даосы, индуисты, не говоря уже о нью-эйдже всех сортов). Буднично отсчитываю деньги в кассу, мои две бумажки запихивают в тубус, и вдруг меня накрывает.

Руки трясутся, губы хлюпают, тело бьет крупная дрожь — и тут мне раскрывает объятия седенький австралиец в футболке волонтера Камино. Рыдаю громко, в голос, сама не знаю о чем. Что дошла, что смогла, что внутри проворачиваются со скрипом какие-то шестеренки. Старичок дотягивается до моей макушки, гладит по ней, как ребенка: «Я понимаю, девочка, понимаю».

На паломнической мессе в соборе падре зачитывает списки: «Сегодня Путем из Сен-Жана к нам прибыли пилигримы следу­ющих стран: Испания, Франция, США, Бразилия, Япония и так далее. Путем из Лиссабона: еще вереница стран. Из Овьедо, из Порту, из других городов: такие-то. Из Браги: Россия» (это я, я одна такая оригиналка! ).

Португалия запоминается открыточными видами и нарядной архитектурой: здесь даже вывески сувенирных магазинов похожи на произведения искусства

Португалия запоминается открыточными видами и нарядной архитектурой: здесь даже вывески сувенирных магазинов похожи на произведения искусства

Пятеро мужиков в красных бархатных робах загружают 40 кг угля и ладана в серебряное кадило-ботафумейро размером с театральную люстру — уже семь веков его дым разгоняет походные запашки пилигримов в соборе. Мужики берутся за канаты, приседают, ухают, ботафумейро взмывает под потолок тяжелой кометой с душистым хвостом.

Очередь завивается кольцом перед ступенями на галерейку за алтарем, над которым высится позолоченная фигура святого Иакова, — мы подходим к ней со спины. Китайские туристы передо мной по одному становятся на колени на приступочку, складывают почтительно ладони. Сидящий рядом служитель устало повторяет по-английски: «Обнимите апостола». «Что-что?» — «Да обнимите же его! Руками, вот так».

Подхожу. Обнимаю золотую твердую спину, пристраиваю голову на плечо. Рыдаю второй раз за день — и понимаю, что вот сюда я и несла все эти дни, а может, и всю жизнь уныние, тоску, раздражение. И веру. И надежду. И любовь.

Считается, что в начале XIII века святой Франциск Ассизский совершил паломничество из Италии в Сантьяго-де-Компостела — теперь об этом напоминает посвященный ему храм в двух шагах от соборной площади города

Считается, что в начале XIII века святой Франциск Ассизский совершил паломничество из Италии в Сантьяго-де-Компостела — теперь об этом напоминает посвященный ему храм в двух шагах от соборной площади города

Выходя, щурюсь от солнца. Город наводнен пилигримами — даже в цивильной одежде их узнаешь по характерной походке Железного Дровосека, по кольцам загара на ногах: вот здесь заканчивались походные штаны, здесь начинались ботинки. Сажусь в кафе, заказываю бокал белого, повинуясь проверенной веками максиме: «No vino, no Camino». Рядом со мной радостно плюхается невесть откуда взявшийся Хосе Мария: «Представляешь, встретил тут на подходе уже пару — мухер и омбре, с ними буррито, ослик — рюкзаки везет. Сколько, спрашиваю в день проходили? «По 20 км!» — «Почему так мало, раз налегке?» — «Так осел упирался!» 

Авторы
Теги
Галина Окулова
Стиль
Тело Принцип удовольствия: как секс-велнес стал популярной темой на курортах
Wellbeing

Принцип удовольствия: как секс-велнес стал популярной темой на курортах

Курорт Six Senses на Ибице
Курорт Six Senses на Ибице
Можно отправиться в отпуск за новыми впечатлениями, можно за расслаблением, а можно — за знанием о себе и своей телесности. Сексуальный велнес — новое направление в отелях и на курортах по всему миру. Разобрались, чему на них учат

Краткая история сексуального велнеса

Первые предпосылки для рождения направления появились в 2002 году, когда ВОЗ ввела новое определение сексуального здоровья, подчеркнув, что это не просто условные хорошие анализы, а именно «физическое, эмоциональное, умственное и социальное благополучие», по сути, напрямую включила эту тему в сферу wellbeing. Однако на практике сексуальный велнес еще долгое время оставался «девственником»: в прессе о нем заговорили лишь в 2016-м, когда журнал Spa Finder выпустил большой обзор трендов в области сексуального благополучия.

Два года спустя на сайте Global Wellness Summit был опубликован отчет под названием «A new feminist wellness», где тема сексуального благополучия была уже официально включена в реестр велнес-направлений — правда, пока преимущественно как направление для женщин. Следующий большой всплеск интереса к теме произошел в пандемию. Период локдаунов, когда люди стали искать способы развлечь себя дома, не только способствовал продаже секс-игрушек, но и стимулировал задумываться — «кто я, чего я хочу, чего хочет мое тело», — то есть поднимать те самые вопросы, которыми, собственно, и занимается это направление.

Наконец в последние годы сексуальный велнес окончательно преодолел границу интимного, выйдя за пределы домов и став одним из самых популярных тематик на курортах премиум-класса. В 2022 году первый «ретрит сексуального благополучия» прошел на курорте Six Senses на Ибице: участники исследовали свою сексуальность в безопасном пространстве с помощью секс-коучинга, медитаций, эротического массажа и других практик.

В 2023-м открылось отделение сексуального здоровья на испанском велнес-курорте SHA. Ответственными за хороший секс здесь назначили целый штаб экспертов: специалистов в области психологии, гормональной и генной терапии, гинекологии, урологии, регенеративной медицины, стволовых клеток и гинекоэстетики. Тогда же в австралийском W Brisbane в Квинслэнде появилась служба «сексолога-консьержа», готового разобрать ту или иную проблему в паре.

Не отстают и российские резорты. Отделения сексуального здоровья сегодня есть у премиум-курортов «Первая линия» и санатория «Истокъ» (герой проекта «РБК Визионеры»).

Курорт Six Senses на Ибице
Курорт Six Senses на Ибице

Почему это тема не для всех

Казалось бы, нет более демократичной темы, чем секс. Однако если посмотреть на ситуацию по миру (и Россия не исключение), то можно заметить, что направления сексуального велнеса — это пока преимущественно особенность премиальных курортов. О чем это говорит? По мнению Олега Гулько, сексолога longevity-курорта «Первая линия», среди обеспеченных людей больше всего достигаторов. «У поколения 40+ достигаторство — следствие советского и постсоветского воспитания, — объясняет эксперт. — Но и среди совсем юных людей много тех, для кого карьерные и финансовые цели — главное в жизни. Это, например, большая группа людей из IT-сферы, предприниматели, достигшие больших высот в 20-25 лет. А еще — успешные блогеры, которые, как кажется, живут расслабленно, а на деле находятся в постоянном напряжении».

Особенность достигаторства в том, что оно закрепляет в человеке принцип долга. «Такие люди, как правило, живут в постоянном режиме "надо", и когда они начинают работать над своей сексуальностью, то подходят к этому с чувством давления: еще одна вещь, которую нужно "исправить"», — замечает Синтия Молина, клинический психолог, куратор отделения сексуального здоровья в SHA.

Еще одна опасность, с которой сталкиваются карьерные отличники, — паттерн жизни «через голову»: они сначала размышляют, а уже потом чувствуют. Улучшение сексуальной сферы в системе, где телесность не на первом месте — это либо очередная галочка самому себе, либо что-то несущественное, отвлекающее от главного. Молодые люди, которые не придают сексу значения — звучит немного абсурдно, не правда ли? Тем не менее, это наша реальность: поколение Z — это поколение воздерживающихся. По результатам исследования, опубликованного в The Washington Post, у 23% американцев в возрасте от 18 до 29 лет за год не набирается ни одного сексуального контакта. Ученые даже придумали название этому явлению: сексуальная контрреволюция.

Клиника SHA в Испании
Клиника SHA в Испании

Принцип удовольствия

Сегодня большинство курортов с отделениями сексуального велнеса стремится к 360-градусному подходу к теме: то есть работают и с физическим здоровьем, и с ощущениями тела, и с психологией. Начинается все, как правило, с диагностики и оценки общего состояния, по итогам которой пациентов направляют к соответствующим специалистам. Это может быть гинеколог или уролог, эксперт по регенеративной медицине для назначения терапии стволовыми клетками, специалист, работающий с мышцами тазового дна (как в санатории «Истокъ»), или косметолог, специализирующийся на гинекоэстетике (как в SHA). С помощью неинвазивной аппаратной косметологии на базе радиочастот и фракционного лазера он помогает улучшить кровоснабжение внутренней зоны влагалища и стимулировать выработку коллагена.

Параллельно ведется работа с психологическим состоянием. В «Первой линии» например, людям, которые привыкли жить в режиме достигаторства, помогают сместить фокус с результата на процесс, смысл которого предельно прост — получить удовольствие от секса. Но здесь у современного успешного человека вновь возникают сложности. «Если в сознании закреплена популярная установка "поступок — награда", чистое удовольствие просто так, а не потому что сегодня я молодец, разрешить себе очень сложно. На него будут накручиваться чувство вины и раздражение», — замечает Наталья Терещенко, сексолог, психотерапевт, автор книги «Бабочка в кулаке, или Неуловимый оргазм».

Научиться получать разные виды наслаждений — следующий большой блок в основе программ сексуального благополучия. Для этой цели применяют всевозможные гедонистические ритуалы — от классического джакузи для двоих с шампанским (как в австрийском спа-отеле Naturhotel Forsthofgut) до аромапроцедур (как в «Первой линии»).

Курорт Naturhotel Forsthofgut
Курорт Naturhotel Forsthofgut

Стресс или секс

Главный убийца либидо — конечно, стресс. И это очень физиологично. Когда организм переходит в режим выживания, становится не до приключений в постели. Чтобы желание вернулось, сначала нужно создать пространство для «хорошей энергии». В «Первой линии», среди прочего, применяют сенсорные практики. Pro-sleep-массаж Tranquillity, например, воздействует сразу на три органа чувств: осязание, обоняние и слух. Это помогает навести на резкость всю сенсорную систему, «промыть» ее. А еще в санатории практикуют ватсу (water + shiatsu): работа с телом включает в себя элементы водного массажа и способствует глубокому расслаблению.

В меню SHA — медитации, ванны, иглоукалывание, психотерапия, подбор добавок, гормональная терапия — все под контролем врачей. Но главное даже не это. «Главное, чему мы учим, — это как останавливаться, дышать и восстанавливать связь с самими собой, — замечает Синтия Молина. — Энергию нельзя вызвать по щелчку. Лишь вырастить постепенно».

Важно понимать, что стресс — это не только перегрузки на ответственной работе. Даже отпуск сам по себе может стать стрессом — если, например, путешествуешь с маленькими детьми. Специально для тех, кто привык отдыхать всей семьей, владелец Naturhotel Forsthofgut Кристоф Шмук придумал специальную программу-спасение: пока дети с няней, родители могут провести время вдвоем в спа для взрослых. Среди процедур — японская баня онсэн и специальный массаж, «раскрывающий чувственную сферу».

Курорт Naturhotel Forsthofgut
Курорт Naturhotel Forsthofgut

Еще одна стресс-тема, через которую проходят все пары, — это предменопаузные и менопузные состояния. Сексологи предлагают рассматривать эти переходные периоды как естественные, в которых можно и нужно заниматься сексом. Но на деле все бывает не так просто. «Чтобы секс в это время был приятным, следует обращаться к заместительной гормональной терапии (под контролем врачей) и использовать локальные эстрогены (например, кремы и свечи с эстроном), обязательно — лубриканты», — говорит Наталья Терещенко. А еще заниматься йогой, пилатесом и упражнениями Кегеля, которые укрепляют мышцы тазового дна, улучшают кровообращение и чувствительность.

Специальные программы для женщин, в том числе и для женщин в менопаузе, включают ретриты Back to the Body. Они проходят несколько раз в год в разных точках планеты, например, в Национальном парке Джошуа-Три в Калифорнии. А на французском курорте Les Marguerites круглый год действует специальная программа для поддержки в менопаузу, куда входят специальное меню, занятия йогой, фито- и биодинамическая терапия, а также сеансы с психологами.

А поговорить?

Несмотря на то что тема секса уже давно перестала быть табуированной, нам по-прежнему непросто говорить о своих желаниях партнеру. Программы сексуального благополучия учат и таким вещам. «Осмелиться сказать: "Я чувствую…", "Мне не хватает…", "Я не знаю, что со мной, но хочу понять…", рискнуть посмотреть в глаза, побыть в таком контакте молча, — это сложно, — замечает Наталья Терещенко. — Особенно через 20-30 лет совместной жизни. Но если получится преодолеть холод отчуждения, то в паре может появиться новая глубина. Много трепета и близости».

Фото: «Первая Линия»

В «Первой линии» говорить и слышать друг друга помогают психологи, работающие с техникой «я-сообщений» и табуированностью, и врачи-сексологи — вместе с ними партнеры заполняют «сексуальную анкету»: анонимно отмечают, что хотели бы попробовать, а затем обсуждают совпадения. И даже учатся искусству эротической переписки: секстингу с акцентом на фантазию, а не порнографичность.

«Сексуальность в долгосрочных отношениях требует новых языков и других ритмов. Иногда не хватает не большего секса, а большей связи, близости, зрительного контакта, — говорит Синтия Молина. — Желание подпитывается неожиданным, невысказанным, тем, чего мы еще не знаем. Создание пространства такого диалога будет актом взаимной щедрости». А секс — способом продолжения диалога. Просто другими средствами.

Читайте все материалы проекта «РБК Wellbeing» здесь.

Авторы
Теги
Екатерина Фадеева