Италия по-русски: гастрономический центр Eataly в Москве
— Гастрономические центры Eataly, специализирующиеся на итальянских продуктах и итальянской кухне, есть в США, Японии, в странах Ближнего Востока и Европы — всего у бренда 38 точек. Где ваш бизнес оказался успешнее всего?
— В первую очередь в США. У нас там четыре магазина: два в Нью-Йорке, один в Чикаго и один в Бостоне. Кроме того, Eataly очень успешен в моей родной Италии, потому что он там и начался (первый Eataly открылся в Турине в 2007 году — прим. ред.). Сейчас мы показываем отличные результаты в Эмиратах и Дохе. Мне очень нравится Стамбул, но там есть проблемы из-за снижения потока туристов, которое в свою очередь связано с угрозой терроризма. В следующем месяце мы открываемся в столице Швеции, Стокгольме, а затем — «атакуем» Париж и Великобританию.
— А есть ли страны, в которых Eataly не оправдал ваших ожиданий?
— Прежде всего, в Японии, поскольку там очень большие издержки: дорогая аренда, высокая стоимость рабочей силы. Там не было никакой прибыли. Не лучшим образом обстоят дела и в Корее: я ожидал от Сеула большего. В Италии Eataly весьма успешен на севере, но пользуется меньшей популярностью на юге, где население беднее. Италия — это две страны: север богат, а на юге с деньгами туго.
— Путь Eataly в Россию был долгим и сложным, в том числе и из-за продуктовых санкций. Как они изменили концепцию московского Eataly?
— Мне даже нравится, что есть это эмбарго: оно изменило наше сознание, и мы создали новый Eataly. Мы не цепочка магазинов, а бренд, который базируется на трех-четырех основных принципах, но характер его меняется. В московском Eataly есть три фантастические новинки. Первая — собственная сыроварня, которая мне очень нравится. Такой нет ни в одной другой Eataly мира. Вторая — пивной ресторан, а третья — ресторан Quattro Venti или 4.20, посвященный разнообразию итальянской кухни. Благодаря тому, что Италия расположена на одной долготе, где горные ветра встречаются с морскими ветрами, создается уникальный микроклимат. Поэтому в ней так много прекрасных продуктов, чему и посвящен этот ресторан. В его названии, «4» обозначает «четыре сезона», а «20» — количество регионов страны. Кроме того, в итальянском языке слово «двадцать» (venti) созвучно слову «ветер» (vento).
— Сыры и мясная продукция для Eataly производятся в России. Вы довольны их качеством?
— Да, очень. На протяжении целого года я пробовал исходные продукты, которые присылал мне мой партнер Юрий (Юрий Тетров, бывший совладелец «НТК Таун Ресторанс» и владелец российской франшизы Eataly — прим. ред.). В конце концов, нам удалось найти отличное молоко для моцареллы, прекрасное мясо, а вот устраивающей нас по качеству муки мы так и не нашли. Так что пришлось везти ее из Италии.
— Наряду с итальянскими сладостями, пастой и оливковым маслом в московском Eataly продаются черемша и квашеная капуста, которые никак не ассоциируются с Италией, а на книжных полках рядом с книгами по кулинарии стоят детские раскраски и детективы Александры Марининой. Зачем это нужно? Вы лично как-то контролировали отбор продукции?
— Это моя философия: когда я отправляюсь в другую страну, то хочу найти в ней лучшие продукты, которые хотелось бы продавать. Например, в Eataly в Нью-Йорке 80% продукции привезено из Италии, а 20% — лучшее из того, что я смог найти на локальном рынке. Здесь же мне тоже хотелось иметь лучшее, и я попросил своего российского партнера подобрать для меня это. И нет ничего удивительного в том, что в моей библиотеке есть книги не только о еде, но и о философии и психологии или детские. Потому что еда — центр всего; вы — то, что вы едите, но у вас есть и множество других ценностей.