Стиль
Впечатления Тенденции и курьезы юбилейного Каннского кинофестиваля
Стиль
Впечатления Тенденции и курьезы юбилейного Каннского кинофестиваля
Впечатления

Тенденции и курьезы юбилейного Каннского кинофестиваля

Тенденции и курьезы юбилейного Каннского кинофестиваля
70-й выпуск Международного Каннского кинофестиваля проходит с 17 по 28 мая. Нововведения и основные тенденции смотра вызвали отчаянное сопротивление подавляющего большинства фестивальных гостей. Почему — рассказывает Татьяна Розенштайн.

От юбилейного выпуска самого известного кинофестиваля в мире ожидают чего-то особенного, например, приезда гламурных гостей или показа скандальных картин. Ни тем, ни другим нынешний фестиваль пока не отличился. Хозяйкой церемонии открытия стала итальянская дива Моника Беллуччи, которая после короткого приветствия на своем итальянском бодро перешла на родной язык бывшего супруга — французский. Конечно, Беллуччи внешне неотразима, а вот ее актерское мастерство не всегда вызывает бурные реакции. На церемонии открытия Монике и вовсе не удалось зарядить гостей. Даже не помог страстный поцелуй с французским актером Алексом Лутсом — по смыслу пародия на финал голливудских фильмов. Поцелуй прошлого года, между Катрин Денёв и комиком Лораном Лафиттом, выглядел куда эффектнее.

Фото: Stephane Cardinale / Corbis via Getty Images

Кроме Беллуччи церемонию зажигали французские певцы Бенжамин Биолэй и Луан Эмера, а также испанка Бланка Ли, которая (в качестве сюрприза президенту международного жюри Педро Альмодовару) исполнила темпераментный испанский танец. Такой же неяркой, как церемония, оказалась и картина француза Арно Деплешена «Призраки Исмаэля», открывшая фестиваль. Ситуацию не спас даже ее звездный французский состав, в который вошли Марион Котийяр, Шарлотта Генсбур, Матьё Амальрик и Луи Гаррель. Кинокритики до сих пор гадают, создавал ли Деплешен коллаж из своих собственных картин или он снял автобиографию, выставив на обозрение публики собственных призраков.

В центре дискуссий нынешнего фестиваля оказались две развлекательные компании — Netflix и Amazon Studios. Картины последней уже участвовали в прошлогоднем каннском конкурсе. Netflix же пригласили впервые — и полемика вокруг нее возникла задолго до начала кинофестиваля. Дело в том, что по французскому закону в каннскую программу разрешено включать картины, которые после фестиваля выходят на широкие экраны страны. Здесь же есть и другой закон — о том, что между выходом фильма в коммерческом кинотеатре и онлайн должно пройти три года. Компания Netflix отказалась придерживаться этих правил — и даже хотела бойкотировать фестиваль, если бы организаторы не пошли на серьезные уступки, они сделали исключение лишь в этом году. Не настолько любезны оказались французские зрители. Каждый раз, когда на экране появляется логотип Netflix, в зале раздаются смех и недовольные выкрики.

Зрители и профессионалы в Каннах поделились на два фронта. Первую позицию высказал президент жюри и испанский режиссер Педро Альмодовар. Во время пресс-конференции он объявил журналистам, что «Золотую пальмовую ветвь» достойны получить лишь те картины, которые выйдут в коммерческих кинотеатрах. По словам Альмодовара, он не является противником современных технологий или их возможностей, — но пока сам жив, не хочет, чтобы кино, в том числе формы его презентации, значительно менялись.

Уилл Смит и Педро Альмодовар
Уилл Смит и Педро Альмодовар

Оппонентом Альмодовара стал другой член жюри — Уилл Смит, который в настоящий момент и сам снимается в блокбастере у Netflix под названием «Яркость». Он заявил, что представляет на фестивале «поколение интернета» — молодого зрителя возраста его собственных детей (16-ти, 18-ти и 24-х лет), которые успевают и дважды в неделю ходить в кино, и ежедневно смотреть Netflix.

Две работы Netflix на фестивале уже показали. Американец Ноа Баумбак привез «Истории семьи Майровиц» с Адамом Сэндлером, Эммой Томпсон, Беном Стиллером и Дастином Хоффманом о большой и недружной семье скульптора-многоженца, в стиле «городского невротика» Вуди Аллена. После показа фильма журналистам Баумбак заявил, что снимает картины исключительно для большого экрана (в связи с чем Дастин Хоффман отпустил шутку, что у него «дома также имеется большущий экран»). И добавил, что съемки представленной в Каннах ленты финансировали независимые компании: Netflix же заявил об участии лишь на стадии постпродакшна.

Другой фильм Netflix — «Окча» корейского режиссера Пона Джун-хо с Джейком Джилленхолом и Тильдой Суинтон — был принят менее дружелюбно. Показ этой истории о девочке, которая растит гигантское чудовище, а потом старается спасти его от экспериментов со стороны международных корпораций, сопровождался техническими неполадками, которые затянули его и вызвали волну протеста и насмешек в социальных сетях.

Конкуренты — Amazon Studios — привезли на фестиваль картину «Ты никогда здесь не был» шотландского режиссера Линн Рэмси и фильм Тодда Хейнса «Мир, полный чудес» по одноименному роману Брайана Селзника с Джулианной Мур. Премьера ленты Хейнса уже состоялась. Это трогательная история двух детей, живущих в разные эпохи, но мечтающих об одном и том же.

«Мир, полный чудес» напоминает художественный эксперимент — особенно из-за повествования, которое предстает перед нами то в черно-белом формате, то в цвете, то в виде немого кино. Вопросы о Netflix и Amazon Studios не обошли и его. Хейнс считает, что Amazon Studios заключает контракты с кинематографистами-профессионалами, которые обожают кино и пытаются его снимать, из-за этой своей любви приспосабливаясь к новым тенденциям рынка.

Даже такой маэстро мирового кино как Михаэль Ханеке понял, что нужно идти в ногу со временем. Кадры из картины «Счастливый конец» часто показаны в виде съемки на мобильный телефон. Герои любят посидеть в чатах, например, на Facebook.

Где-то недалеко от Канн посетителей и гостей фестиваля приглашают на премьеру короткометражки Алехандро Гонсалеса Иньярриту «Плоть и песок» о мексиканских беженцах-нелегалах. Работа сделана в формате виртуальной реальности. С помощью VR зритель сможет погрузиться в жизнь и быт иммигранта и последовать за ним во время перехода через границу. Иньярриту разрабатывал свой проект в течение четырех лет. Его героями стали реальные беженцы из Мексики и стран Центральной Америки, отобранные режиссером во время многочисленных встреч и интервью.

Другой неожиданностью стало включение в программу телевизионных серий, таких как «Твин Пикс» Дэвида Линча или «Вершина озера» Джейн Кэмпион. Скандалы на эту тему, возможно, ждут нас еще впереди.