Победа авангарда: как в мире отмечают 100-летие революции
![Победа авангарда: как в мире отмечают 100-летие революции](https://s0.rbk.ru/v6_top_pics/media/img/5/17/754946005900175.jpg)
В этом году русской революции исполняется 100 лет. Фильмы, конференции, выставки, публикации — юбилей широко отмечается. Но если в России акцент чаще всего делается на политике, за границей предпочитают вспоминать влияние революции на искусство. Во многих городах в этом году проходят выставки, посвященные русскому авангарду, хотя вспоминать наше революционное искусство на Западе и не требуется, поскольку его здесь не забывали. Русский авангард — самый успешный отечественный бренд, отношение к которому не зависит от цен на нефть и внешней политики действующего президента. И спустя 100 лет он продолжает вдохновлять художников, режиссеров, дизайнеров и архитекторов во всем мире. Притцкеровский лауреат Рем Колхас, например, захотел стать архитектором после того, как увидел чертежи Ивана Леонидова, и потом не раз приезжал в СССР для знакомства с конструктивистской архитектурой. Заха Хадид, как известно, своим главным учителем называла Малевича и даже посвятила ему дипломный проект. Английский фотограф Ричард Пэр в течение многих лет фотографировал ветшающие здания и выпустил лучший альбом по истории русского авангарда. Кстати, судьбой этих зданий, таких как Шуховская башня или дом Наркомфина, на Западе озабочены куда больше, чем в России, где за них переживает лишь кучка специалистов.
Выставки, посвященные всем аспектам революционного искусства, не переводятся с начала 1980-х, когда в Музее Гуггенхайма была показана коллекция Георгия Костаки, греческого коллекционера, без которого большинство произведений той эпохи просто не дожило бы до наших дней. Два года назад весь мир отмечал 100-летие «Черного квадрата», выставка «Казимир Малевич и русский авангард» объехала пол-Европы. Незадолго до этого лондонская Королевская академия художеств показала выставку «Строя революцию. Советское искусство и архитектура 1915–1935 годов», для которой даже построила макет башни Татлина. К русскому авангарду часто обращается нью-йоркский MoMA, именно здесь впервые показали фотографии Ричарда Пэра, да и вообще у них большая собственная коллекция. Словом, для европейских и американских музеев юбилей революции — это лишь один из множества поводов показать самое востребованное на Западе направление в русском искусстве.
![Александр Родченко. «Пионер - трубач», 1930](https://s0.rbk.ru/v6_top_pics/media/img/5/82/754870830344825.jpg)
![Александр Родченко. Обложка книги «Про это» Владимира Маяковского, 1923](https://s0.rbk.ru/v6_top_pics/media/img/4/72/754870830344724.jpg)
![Эль Лисицкий. «Бегун в городе», 1926](https://s0.rbk.ru/v6_top_pics/media/img/2/03/754870830345032.jpg)
![Наталья Гончарова «Лучизм, сине-зеленый лес», 1913](https://s0.rbk.ru/v6_top_pics/media/img/5/10/754870830345105.jpg)
Александр Родченко. «Пионер - трубач», 1930
Александр Родченко. Обложка книги «Про это» Владимира Маяковского, 1923
Первым отметился MoMA, открывший выставку «Революционный импульс: взлет русского авангарда» еще в прошлом году (она закончилась в середине марта). Кураторы выбрали из коллекции музея около 300 лучших работ, датированных 1912–1934 годами. Фотографии Александра Родченко, графика Эля Лисицкого, театральные эскизы Александры Экстер, абстрактная живопись Натальи Гончаровой и Казимира Малевича, фильмы Дзиги Вертова, стихи Владимира Маяковского и т.д. — главной задачей выставки было показать, что революционные веяния затронули все жанры искусства, границы между которыми в то время почти стерлись.
![Кузьма Петров-Водкин. «Фантазия», 1925](https://s0.rbk.ru/v6_top_pics/media/img/9/81/754870831969819.jpg)
![Исаак Бродский. «В.И.Ленин и манифестация», 1919](https://s0.rbk.ru/v6_top_pics/media/img/9/09/754870831970099.jpg)
![Борис Кустодиев. «Большевик», 1920](https://s0.rbk.ru/v6_top_pics/media/img/3/03/754870831975033.jpg)
![Неизвестный автор. Рекламный плакат «Конечно, крем-сода!», 1926](https://s0.rbk.ru/v6_top_pics/media/img/4/14/754870831970144.jpg)
![Казимир Малевич. «Динамический супрематизм», 1915 или 1916](https://s0.rbk.ru/v6_top_pics/media/img/6/56/754870831971566.jpg)
![Казимир Малевич. «Два крестьянина на фоне полей», 1930](https://s0.rbk.ru/v6_top_pics/media/img/6/71/754870831971716.jpg)
![Василий Кандинский. «Синий гребень» (фрагмент), 1917](https://s0.rbk.ru/v6_top_pics/media/img/3/83/754870831971833.jpg)
Кузьма Петров-Водкин. «Фантазия», 1925
Исаак Бродский. «В.И.Ленин и манифестация», 1919
Борис Кустодиев. «Большевик», 1920
Неизвестный автор. Рекламный плакат «Конечно, крем-сода!», 1926
Казимир Малевич. «Динамический супрематизм», 1915 или 1916
Казимир Малевич. «Два крестьянина на фоне полей», 1930
Василий Кандинский. «Синий гребень» (фрагмент), 1917
У выставки «Революция. Русское искусство 1917–1932 годов», которая проходила в Королевской академии художеств в Лондоне до 17 апреля, другой подход. Это не взгляд из наших дней, а скорее сокращенный ремейк выставки «Художники РСФСР за XV лет (1917–1932)». В 1932 году она прошла в Русском музее в Ленинграде, а через год, дополненная, переехала в Москву в Исторический музей. Огромная выставка — тысячи работ, сотни имен — представила подробный отчет по всем изобразительным жанрам искусства (живопись, графика, скульптура и пр.) за первые 15 лет советской истории. Она не делала акцент на авангарде, а честно показывала все созданное за отчетный период, от динамического супрематизма Малевича до заказных портретов вождей Исаака Бродского. Так же и на выставке в Королевской академии художеств, экспонаты для которой пять лет собирали по российским музеям, «Синий гребень» Кандинского и «Черный квадрат» Малевича соседствует с «В.И. Лениным и манифестацией» Бродского и «Текстильщицами» Александра Дейнеки. Редкая возможность увидеть во всей полноте искусство того короткого периода, когда авангард мирно уживался с зарождающимся соцреализмом.
![Фото: Luke Hayes / designmuseum.org](https://s0.rbk.ru/v6_top_pics/media/img/2/20/754948430879202.jpeg)
![Фото: Luke Hayes / designmuseum.org](https://s0.rbk.ru/v6_top_pics/media/img/3/10/754948430879103.jpeg)
![Фото: Luke Hayes / designmuseum.org](https://s0.rbk.ru/v6_top_pics/media/img/8/08/754948430879088.jpeg)
![Фото: Luke Hayes / designmuseum.org](https://s0.rbk.ru/v6_top_pics/media/img/7/41/754948430878417.png)
![Фото: Luke Hayes / designmuseum.org](https://s0.rbk.ru/v6_top_pics/media/img/0/49/754948430878490.png)
![Фото: Luke Hayes / designmuseum.org](https://s0.rbk.ru/v6_top_pics/media/img/0/14/754948430879140.png)
Лондонский музей дизайна сужает обширную тему русского авангарда до архитектуры и дизайна. Центром выставки «Вообразите Москву: архитектура, пропаганда, революция» (до 4 июня) стали макеты и эскизы шести нереализованных проектов: коммунальный дом Николая Ладовского (1920), горизонтальные небоскребы Эля Лисицкого (1924), Институт Ленина Ивана Леонидова (1927), санаторий Николая Соколова (1928), Дворец Советов Бориса Иофана (1932) и конкурсные проекты здания Наркомтяжпрома (1934–1936). Их дополнят агитационные плакаты, фарфор и текстиль по дизайну Густава Клуциса, Валентины Кулагиной, Якова Чернихова и др. Кураторы называют выставку «идеалистическим взглядом на Москву». Проекты действительно опередили свое время (некоторые идеи, такие как круглые дома и горизонтальные небоскребы, были реализованы позже) и до сих пор вдохновляют архитекторов, но как повезло Москве, что 100-этажный Дворец Советов и гигантское здание Наркомтяжпрома, которое планировали построить чуть ли не на Красной площади, остались на бумаге.
![Любовь Попова. Макет конструкции к спектаклю «Великодушный рогоносец», Театр Вс. Мейерхольда, 1922](https://s0.rbk.ru/v6_top_pics/media/img/5/93/754948433142935.jpg)
Фонд V-A-C Леонида Михельсона занимается продвижением современного российского искусства и не изменяет этому правилу, даже если речь идет о прошлом. Совместно с Чикагским институтом искусств он подготовил выставку «Пространство. Сила. Конструкция», которая проходит на новой площадке фонда в Венеции с 13 мая по 25 августа. Кураторы выстроили диалог между произведениями Александра Родченко, Густава Клуциса, Эля Лисицкого, Варвары Степановой и других художников раннесоветского периода и работами современных авторов. Среди них значатся как русские (Ирина Корина, Михаил Толмачев и др.), так и иностранные имена (Мелвин Эдвардс, Барбара Крюгер, Кристиан Ньямпета, Вольфганг Тильманс и пр.). Объединяет их то, что все они представят вещи, созданные под впечатлением от тех или иных произведений советского авангарда. Кроме того, есть две реконструкции — «Рабочего клуба» Александра Родченко, который он спроектировал в 1925 году для советского павильона Международной выставки декоративного искусства и художественной промышленности в Париже, и выставки «Общества молодых художников» 1921 года, обозначившей рождение конструктивизма.
![Владимир Маяковский, Александр Родченко. Плакат «Ленгиз: книги по всем отраслям знания», 1925](https://s0.rbk.ru/v6_top_pics/media/img/1/83/754948435407831.jpg)
На выставке «Бумажная революция» (5 июня — 8 октября) речь тоже пойдет о конструктивизме. Брюссельский музей искусства и дизайна (ADAM) предоставил площадку Московскому музею дизайна, который покажет коллекцию советской конструктивистской графики 1920–1930-х годов. Среди авторов — Густав Клуцис, Эль Лисицкий, Валентина Кулагина, Александр Родченко, Варвара Степанова, Алексей Ган и др. Название выставки — это и прямая отсылка к содержанию, исключительно бумажному (афиши, книги, плакаты, открытки и пр.), и аллюзия на то, что настоящая революция совершилась на бумаге, но не в жизни. Революционные художники хотели построить новый мир, где новым должно быть все, от домов до чашек и одежды. И если в идеях и проектах недостатка не было, то до реализации доходило немногое. Сколько костюмов, мебели, зданий осталось в виде эскизов. Зато полиграфия, этот самый дешевый и действенный способ пропаганды, процветала. Советские конструктивистские шрифты и стилистика стали важной вехой в истории графического дизайна и не перестают будоражить умы современных художников.
![Нина Ватолина. Плакат «Фашизм — злейший враг женщин», 1941](https://s0.rbk.ru/v6_top_pics/media/img/9/79/754948436966799.jpg)
Графика станет главным сюжетом выставки «Красная звезда над Россией», которая пройдет в лондонской Tate Modern с 8 ноября 2017 года по 18 февраля 2018 года. Это не совсем новый проект. Несколько лет назад музей приобрел часть коллекции Дэвида Кинга, скончавшегося в прошлом году. Графический дизайнер, историк, видный специалист по советскому искусству, в 1970–1980-е годы он часто приезжал в СССР и собрал за это время более 250 тыс. фотографий, плакатов и рисунков первой половины ХХ века. Часть его собрания находится в постоянной экспозиции Tate Modern, в 2009 году вышла книга Кинга «Красная звезда над Россией», где фотографии коллекции сопровождаются увлекательными воспоминаниями автора. Одноименная выставка — еще один разговор о роли политики в искусстве на примере одной очень особой страны. Тема, которая западной публике, похоже, никогда не надоест.