Остров сокровищ: что стоит знать о дворцовой моде Британии
Замок Чатсуорт-хаус в Дербишире — один из самых пышных «домов-сокровищниц» Англии, на протяжении столетий служивший главной резиденцией герцогов Девонширских из семейства Кавендишей. Это редкий для Англии пример эстетики барокко, его утонченные архитектурные и декоративные решения можно хорошо рассмотреть в фильмах «Герцогиня» и «Гордость и предубеждение». Поколение за поколением герцогов Девонширских наполняли семейное гнездо бесценными произведениями искусства. К сожалению, часть коллекции пришлось пустить с молотка после Второй мировой войны, когда выяснилось, что поместье обременено долгами в £7 млн. Но, к счастью, когда нынешняя герцогиня Девонширская предложила своей невестке леди Берлингтон поискать крестильное платье для ее сына Джеймса в гардеробном архиве Чатсуорта, он оказался нетронутым. В семье о нем даже не вспоминали, хотя масштабы найденных сокровищ потрясают. Сотни коробок, в которых веками копились уникальные предметы одежды и украшения — среди них нашлось с дюжину крестильных платьев.
Леди Берлингтон показала все эксперту Хэмишу Боулзу, англичанину, который не первый год находится на службе у американского Vogue. Вердикт автора многочисленных книг о моде и искусстве, куратора громких выставок был таков — этот архив имеет такую ценность и масштаб, что скрывать его от мира нельзя. Курировать выставку в качестве арт-директора и дизайнера он пригласил Патрика Кинмонта и Антонио Монфреда — дуэт, ответственный за самые запоминающиеся модные экспозиции последних лет.
С тех пор как герцогиня Девонширская и ее невестка Лаура заглянули после чая на семейные «антресоли», прошло целых шесть лет. За это время, после очередной беседы за чаем, к проекту присоединился дом Gucci — компания стала ключевым партнером Чатсуорт-хаус в насыщенной программе культурных мероприятий замка на следующие три года. Случайный разговор герцогини Девонширской и креативного директора Gucci Алессандро Микеле об их взаимной страсти к искусству, архитектуре, истории и культуре привел к идее сотрудничества — все дело в увлечении дизайнера британской культурой. Ее контрасты, от ландшафтных садов до панк-культуры, всегда вдохновляли Алессандро Микеле, а эклектичность коллекций Gucci под его руководством — следствие британского подхода к работе.
Наряду с двумя платьями, придуманными Алессандро Микеле для герцогини и ее невестки леди Берлингтон, в повестку экспозиции «Дворцовый стиль: пять веков моды в Чатсуорте» вошли уникальные предметы гардероба XIV века, платья, которые поколения герцогов Девонширских надевали на собственные крестины и чужие коронации, гардероб и фотоархив яркой it-girl и подруги фотографа Сесила Битона герцогини Деборы и свадебное платье ее внучки, супермодели конца 1990-х Стеллы Теннант. Кульминацией экспозиции стали 30 манекенов, замерших на современной модной вечеринке — они демонстрируют наряды Chanel, Balmain, Vivienne Westwood, Dior, Tom Ford и молодых ярких дизайнеров, к примеру, марок Erdem и Vetements.
Кроме самих экспонатов семья Кавендиш открыла миру редчайший фотоархив. Так, восьмой герцог Девонширский с женой леди Луизой каждый сезон устраивали грандиозные вечеринки: одну из них, костюмированный бал в честь 60-летнего юбилея правления королевы Виктории в 1897 году, называли лучшим балом века. Для него герцог установил в парке что-то вроде фотобудки — снимки гостей в умопомрачительных костюмах представлены сейчас в Чатсуорте. Еще одним визуальным свидетельством времени стала найденная в 2015 году архивная запись танцевальных па сестры и партнера танцовщика Фреда Астера Адель. Она стала женой лорда Чарльза Кавендиша в 1932 году, вся семья с восхищением вспоминала первую встречу с ней: вместо того чтобы чинно подойти к семье жениха, тоненькая, изысканно одетая Адель Астер вдруг стала крутить колесо — и все просто влюбились в нее. Кадры, где Адель танцует в Ирландии, художник T. J. Wilcox превратил в фильм, теперь он транслируется в одном из залов.
Выставка «Дворцовый стиль: пять веков моды в Чатсуорте» открыта с 25 марта до 22 октября.