5 звезд-миллионеров, которые спасают независимое кино
Кристен Стюарт
После премьеры «Персонального покупателя» на Каннском кинофестивале прошлого года критические рецензии вышли с заголовками: «Кристен Стюарт умеет играть!» Видимо, французский auteur Оливье Ассайас, получивший за эту картину престижный приз Канн за режиссуру, стал для Стюарт тем самым художником, раскрывшим ее потенциал лучше, чем голливудские блокбастеры «Сумерки» и «Белоснежка и охотник», в которых она снималась раньше. Мало того, за роль ассистентки знаменитой звезды в предыдущем фильме Ассайаса «Зильс-Мария» Стюарт даже получила высшую награду французского кино «Сезар» за лучшую роль второго плана.
Сотрудничество Стюарт и Ассайаса похоже на природный симбиоз — благодаря ее славе французский режиссер получает широкую международную аудиторию и соответствующее внимание к своим фильмам, Стюарт же переходит из категории кассовых звезд «несерьезных» вампирских триллеров в касту уважаемых актрис, претендующих на высшие профессиональные награды.
Стюарт вообще в последние годы полностью переключилась на работу над низкобюджетными проектами, в которых может раскрыть свой потенциал. После окончания саги «Сумерки» она не вернулась в сиквел «Белоснежки и охотника», а стала последовательно сниматься у серьезных авторов — у Тима Блейка Нельсона в угрюмой драме «Анестезия», у Вуди Аллена в посвящении старому кино «Светская жизнь», у Келли Рейхардт в феминистской драме «Несколько женщин». В прошлом году Стюарт представляла в Каннах сразу два фильма со своим участием, и судя по тому, что останавливаться в карьерном выборе она не планирует, вскоре она станет главной музой авторского независимого кино.
Роберт Паттинсон
Бывший парень Стюарт и ее партнер по «Сумеркам» заработал миллионы за время съемок пяти частей вампирской саги и после ее окончания ринулся в противоположную сторону, снявшись подряд сразу в двух фильмах самого уважаемого канадского режиссера Дэвида Кроненберга «Космополис» и «Звездная карта». Это были мрачные авторские драмы, на премьере которых тысячи фанаток не раздирали на части своего кумира — скорее на него обратили внимание киноманы и давние поклонники Кроненберга. За последние три года Паттинсон с жадностью дорвавшейся до стейка с картошкой жертвы детокса снялся в криминальной драме «Ровер» Дэвида Мишо, сыграл прославленного еще Питером О’Тулом в 1960-х легендарного исследователя Лоуренса в «Королеве пустыни» Вернера Херцога и согласился на совсем «неблагодарные», никак не тешащие актерское самолюбие маленькие роли в «Детстве лидера» Брэди Корбета и «Затерянном городе Z» Джеймса Грэя.
Так, всего за пять лет после того, как Эдвард Каллен в последний раз появился на экране, Паттинсон превратился в гостя престижных кинофестивалей, и если его подросшие поклонницы-подростки стали хотя бы время от времени смотреть новые фильмы Кроненберга и Херцога, в этом есть и его заслуга.
Дэниел Рэдклифф
Кажется, десять лет, проведенных Дэниелом Рэдклиффом в роли Гарри Поттера (а попал он в поттериану 12-летним ребенком), так сдерживали его сторонние творческие амбиции, что сразу после окончания главной «волшебной» франшизы XXI века актер пустился во все тяжкие. Он почти сразу же сыграл молодого поэта-аутсайдера Аллена Гинзберга в «Убей своих любимых» и продолжил в том же духе — в «Рогах» он гордый обладатель самых настоящих козлиных рогов, в «Человеке — швейцарском ноже» — не справляющийся с газами труп. Даже в независимой романтической комедии «Дружба и никакого секса» он как будто тестирует рамки своего амплуа, играя любовный интерес героини Зои Казан, не обладая внешностью героя-любовника.
Рэдклифф может позволить себе хулиганить. Его навечно будут любить за Гарри Поттера, но ему явно важно показать зрителям, что способен на большее. Рискованное независимое кино, в котором режиссеры-хулиганы имеют возможность самовыражаться, не тратя многомиллионные студийные бюджеты, предоставляет поле для экспериментов.
Джон Хэмм
В отличие от Дэниела Рэдклиффа, с которым Джон Хэмм, кстати, снялся в сериале «Записки юного врача», у прославившегося после беспрецедентного успеха «Безумцев» актера нет проблем со статусом героя-любовника. Поэтому он, наоборот, в кино пытается вести себя скромно, не соглашаясь на главные роли красавцев-героев комиксов и боевиков. Хэмму явно интереснее сыграть маленькую роль против своего амплуа в комедиях «Девичник в Вегасе» и «Просто потрясающе» и доказать, что он умеет быть смешным. На фестивале независимого кино «Сандэнс» в январе этого года прошла премьера последнего фильма с его участием — «Марджори Прайм», — где Хэмм сыграл голограмму покойного мужа главной героини.
Картина оказалась смешной и одновременно грустной и прекрасно отражает нынешние рабочие амбиции секс-символа — играть интересных, пусть и не существующих в реальности персонажей, даже за те гроши, которые платят в независимом кино.
Киану Ривз
По его фильмографии от «На гребне волны» и «Скорости» до «Матрицы» и «Джона Уика» можно проследить траекторию развития экшна на экране. В перерывах между блокбастерами Ривз появляется в совершенно неожиданных образах в фильмах, бюджет которых меньше, чем затраты на кейтеринг для съемочной группы среднего голливудского боевика — то в маленькой жуткой роли садиста и хозяина мотеля в «Неоновом демоне», то в женской мелодраме Ребекки Миллер «Частная жизни Пиппы Ли», то в совсем свежей истории о страдающей анорексией девушке «До костей», где он играет врача, берущегося вылечить больную нетрадиционными методами.
Среди поклонников звезды даже есть отдельная группа любителей именно что «независимого» Ривза, способного убедительно играть подонков и слюнтяев. И кажется, что, в отличие от коллег по цеху Уилла Смита и Тома Круза, бросающихся из одной многомиллионной кинофраншизы в другую, эти роли нравятся Ривзу больше, чем амплуа героя боевика.