Стиль
Впечатления Свой среди чужих: как на Западе принимают российское кино
Стиль
Впечатления Свой среди чужих: как на Западе принимают российское кино
Впечатления

Свой среди чужих: как на Западе принимают российское кино

Кадр из фильма «Дуэлянт»
Кадр из фильма «Дуэлянт»
В России зарубежное кино любят — но как за границей принимают фильмы, снятые «нашими»? «РБК Стиль» решил проверить, как шли дела у пяти недавних картин, созданных российскими режиссерами, за пределами страны.

«Бен-Гур» (2016)

«Бен-Гур» — это ремейк знаменитого одноименного фильма 1959 года, получившего сразу одиннадцать «Оскаров». Снимать его пригласили Тимура Бекмамбетова, неплохо зарекомендовавшего себя за рубежом в 2008 году картиной «Особо опасен». Бюджет — внушительные $100 млн. В общем, у «Бен-Гура» были все предпосылки для того, чтобы стать хитом — но не получилось. Фильм с треском провалился в прокате, собрав за первый уик-энд всего $11 млн. На момент написания материала кассовые сборы картины по всему миру составили $93 млн — чуть ли не в два раза меньше, чем у оригинала почти шестидесятилетней давности.

А кинокритики картину Бекмамбетова попросту уничтожили: согласно популярному агрегатору рецензий Rotten Tomаtoes, на 140 рецензий в крупнейших западных СМИ пришлось 115 негативных. «Что-то бездушное и пустое, растерявшее таинственность и грандиозность изначальной истории», — написало издание San Francisco Chronicle. «Это учебник того, как не надо делать блокбастеры с большим бюджетом», — вторит американскому изданию британская Times.

Не особенно довольны остались и зрители: пользовательский рейтинг на IMDb — 5,7 из 10.

 

 

«Хардкор» (2015)

Может, у Бекмамбетова в этом году не получилось выделиться в качестве режиссера, зато он блистательно выступил как продюсер. «Хардкор» Ильи Найшуллера стал первым за долгое время массовым и почти полностью российским кино, о котором говорил весь мир.

Снятый целиком от первого лица, яростный фантастический боевик цеплял зрителей необычной подачей и бешеной динамикой. Пользовательский рейтинг фильма на сайте Metacritic — 8 баллов из 10, подавляющее большинство отзывов — положительные (оценка на IMDb несколько ниже — 6,8). А при бюджете в $2 млн «Хардкор» собрал в мировом прокате $14 млн. Примечательно, что этот фильм по сути вырос из музыкального клипа, который Найшуллер снял для своей группы Biting Elbows. Бекмамбетов увидел видео на YouTube и был настолько впечатлен концепцией ролика, что связался с его режиссером через социальные сети и предложил создать в такой стилистике полнометражный фильм.

Мнения западных кинокритиков о «Хардкоре» тем не менее разделились. Джошуа Роткопф из нью-йоркского TimeOut отметил визуальную составляющую картины: «Позволяя зрителю почувствовать себя взбирающимся на стены Джеки Чаном, занимающимся паркуром Дэниелом Крейгом и поливающим все и вся свинцом Арни, «Хардкор» делает то, что ни один фильм до него сделать даже не пытался. <…> Если экшн-фильмы созданы для того, чтобы поражать воображение, то эта картина может с гордостью занять свое место среди гигантов жанра».

А вот к наполнению фильма у некоторых журналистов возникли претензии. «Тупой, как сумка с молотками — и в два раза более громкий…, — написал в своей рецензии эксперт из Daily News. — Это экшн-фильм, который подарит вам ощущение, словно вы заперты внутри видеоигры. Очень, очень плохой видеоигры».

 

 

«Убрать из друзей» (2014)

Вторая заметная продюсерская работа Бекмамбетова за рубежом — тоже малобюджетная и тоже сверхуспешная. У «Убрать из друзей» очень смелая концепция — это хоррор, все действие которого развивается на экране монитора, в видеоконференции Skype. По сюжету фильма, некая загадочная сила мстит компании молодых друзей, однажды выложивших непристойное видео со своей подругой со студенческой вечеринки.

Фильм стал сумасшедшим хитом: при бюджете в $1 млн он собрал в мировом прокате $64 млн (половину из этих денег — в США). Зрители приняли картину скорее прохладно (5,7 баллов на IMDb), а кинокритики — скорее тепло. На 30 рецензий с Metacritic приходится 14 строго положительных и всего две резко негативных. «Свежий и пугающе веселый», — отметила USA Today.

 

 

«Дуэлянт» (2016)

Свежий блокбастер «Дуэлянт» Алексея Мизгирева показали западной публике на фестивале в Торонто. Известно, что фильм собираются прокатывать в США, но Дэннис Харви, кинокритик авторитетного Variety, в своей рецензии сомневается в международном успехе фильма: «Этот нелепый костюмированный «боевик» только подчеркивает все свои клише и анахронизмы, неуместно помещая их в увеличительный IMAX-формат. Несмотря на чарующую новизну возможности посмотреть костюмированную историю на огромном экране, фильм Алексея Мизгирева вряд ли сможет сыскать одобрение за пределами бывших советских территорий».

 

 

«Ограбление по-американски» (2014)

Если вы подумали, что самый большой провал российского режиссера на западе последних лет — это «Бен-Гур», то вы ошиблись. У «Ограбления по-итальянски» Сарика Андреасяна нет ни одной положительной рецензии вообще. И даже доброе имя выдающегося лауреата «Оскара» Эдриана Броуди, исполнившего главную роль в фильме, картине никак не помогло. «Единственная ценная вещь, которую крадут в «Ограблении по-американски» — это наше время», — пошутило издание The Playlist. С коммерческой точки зрения у работы Андреасяна все тоже очень печально: около $3 млн сборов по всему миру (два из них — в России) при бюджете в $10 млн. Данных о прокате фильма в США нет.

Западный зритель фильм не оценил: пользовательский рейтинг на IMDb — 5,2 из 10.