Стиль
Впечатления От Барнса до Пелевина: главное на Московской книжной ярмарке
Стиль
Впечатления От Барнса до Пелевина: главное на Московской книжной ярмарке
Впечатления

От Барнса до Пелевина: главное на Московской книжной ярмарке

От Барнса до Пелевина: главное на Московской книжной ярмарке
С 7 по 11 сентября в столице пройдет Московская книжная ярмарка. Литературный обозреватель «РБК Стиль» Наталья Ломыкина изучила уже изданные новинки, которые будут читать и обсуждать в ближайшие месяцы, и отобрала те, мимо которых нельзя пройти на ММКВЯ.

7 сентября в 75-м павильоне ВДНХ открывается 29-я Московская международная книжная выставка-ярмарка (ММКВЯ-2016), почетным гостем которой в этом году станет Греция. Читатели смогут купить здесь самые актуальные литературные новинки по издательским ценам и встретиться с любимыми авторами. Встречи и презентации будут идти сразу на десяти площадках ММКВЯ. В Москву приедет известный филолог и писатель Евгений Водолазкин, автор романов «Лавр» и «Авиатор», уральский прозаик Алексей Иванов представит новую книгу «Вилы», а Наринэ Абгарян — сборник рассказов «Зулали», Людмила Улицкая ответит на вопросы о романе «Лестница Якова», а Анна Матвеева расскажет о новом сборнике рассказов «Лолотта». С читателями встретятся Владимир Войнович, Виктория Токарева, Михаил Веллер, Дмитрий Глуховский, автор «Большой книги» прошлого сезона «Зулейха открывает глаза» Гузель Яхина, автор детективов Александра Маринина и многие другие.

Из литературных новинок сентября «РБК Стиль» выбрал десять книг, которые стоит отыскать на ММКВЯ-2016.

 

«Москва: место встречи»

Издательство: «Редакция Елены Шубиной»

От Барнса до Пелевина: главное на Московской книжной ярмарке

Сборник рассказов о Москве, написанных специально для этой книги лучшими современными авторами: от Людмилы Улицкой, Владимира Шарова и Майи Кучерской до Дмитрия Быкова, Сергей Шаргунова и Дмитрия Глуховского. В «Москву: место встречи» вошли 32 новеллы о столичных улочках и кварталах, о дворах и целых районах. Дмитрий Быков приглашает на Ленгоры, Юрий Арабов — на ВДНХ, Вероника Долина прогуливается по Сретенке, Денис Драгунский — по Садовой, а Марина Москвина сворачивает в Гнездниковский переулок. Истории и воспоминания «о своей Москве» сплетаются друг с другом в ассоциативную, замысловатую и вместе с тем такую понятную карту столицы.

«Тогда это казалось чем-то обычным, само собой разумеющимся, и то ликование, которое ты испытывал, когда взлетал на качелях над Москвой, проносился в небе на самокате или пел в хоре, паря над городом, считалось обычным делом. Но через много лет я узнавала это ощущение в приступе вдохновения, в объятиях возлюбленного или взбираясь по отрогам высоких Гималаев, чувствуя под собой горячую спину лошади, всплывая к облакам на аэростате или прижимая к груди свою только что вышедшую из типографии книгу, новорожденного сына… и дальше по списку».
— Марина Москвина

Авторская презентация сборника пройдет 7 сентября в 16:00 на стенде издательства АСТ.

 

 

Джулиан Барнс «Шум времени»

Издательство: «Азбука»

От Барнса до Пелевина: главное на Московской книжной ярмарке

Один из крупнейших писателей современной Великобритании, лауреат Букеровской премии, автор интеллектуальных бестселлеров «Англия, Англия», «Попугай Флобера», «Любовь и так далее» с юности был страстным поклонником творчества Дмитрия Шостаковича. В художественной биографии великого композитора Барнс передает не только свое восхищение его талантом и музыкой, но и глубокое понимание и политического контекста, и той ситуации, в которой оказался композитор, и его личных мотивов. В первой сцене романа тридцатилетний Шостакович стоит на лестничной клетке, курит и ждет, что за ним придут. Сталин проявил интерес к его последней опере, и композитор боится за свою жизнь и судьбу семьи. Эта сцена многое определяет. Мучительное ожидание, стук в дверь, который так и не раздается, нравственный выбор как тяжелый компромисс — весь этот шум времени Барнс передает блестяще. Накануне выхода романа он сам написал в The Guardian: «Мой герой был трусом, но трусость была единственным разумным выбором». Джулиан Барнс прекрасно знает русскую литературу, учил русский язык, бывал в СССР, и у него есть право большого художника на собственное видение. Все это, как точно определил в отзыве на роман Станислав Зельвенский, превращает «Шум времени» в «величественное эссе о правилах выживания в тоталитарном обществе, о том, как делается искусство и, конечно, о конформизме».

 

 

Виктор Пелевин «Лампа Мафусаила, или Крайняя битва чекистов с масонами»

Издательство: «Эксмо»

От Барнса до Пелевина: главное на Московской книжной ярмарке

Неутомимый Виктор Пелевин последнее время придерживается негласного правила писать по роману в год и выпускать их точно к ММКВЯ. В новой книге он продолжает художественно обдумывать родную историю и отталкивается от теории, по которой нынешнее международное положение нашей страны объясняется острым конфликтом российского руководства с мировым масонством. Пелевин предлагает разобраться в основе этого противостояния, его финансовой подоплеке и оккультном смысле на основе истории трех поколений дворянской семьи Можайских, служащих отчизне с ХIХ века. В каком-то смысле писатель продолжает тему прошлого года — в романе «Смотритель» речь тоже шла об истории влиятельного закрытого общества, о Франце Антоне Месмере и последователях месмеризма.

 

 

Стивен Найфи, Грегори Уайт-Смит «Ван Гог. Жизнь»

Издательство: «Азбука»

От Барнса до Пелевина: главное на Московской книжной ярмарке

Над биографией великого художника лауреаты Пулитцеровской премии Стивен Найфи и Грегори Уайт-Смит работали 10 лет. Они поставили перед собой сложную задачу написать фундаментальную биографию Винсента Ван Гога, то есть не только собрать собственные факты, но и переработать, сравнить, учесть или опровергнуть то немыслимое количество работ о жизни художника, которое существует. Благодаря тесному взаимодействию с Музеем Ван Гога в Амстердаме, Найфи и Уайт-Смит получили свободный доступ к редким документам из архивов семьи художника и ключи ко многим загадкам.

Дотошные и въедливые (оба в свое время закончили юридический факультет Гарварда), отлично сработавшиеся (это их 13-я совместная работа и 4-й международный бестселлер), без сомнения талантливые и умеющие писать о художниках (Пулитцера им вручили за биографию Джексона Поллока) Стивен Найфи и Грегори Уайт-Смит написали о Ван Гоге так, что его биография захватывает как хороший психологический триллер. К тому же факты, которые собрали авторы, говорят о том, что умер 37-летний гений совсем не так, как мы привыкли думать.

 

 

Этгар Керет «Семь тучных лет»

Издательство: «Фантом Пресс»

От Барнса до Пелевина: главное на Московской книжной ярмарке

«Семь тучных лет» — автобиографические рассказы и эссе одного из самых интересных израильских авторов. Печальные и смешные, абсурдистские и реалистичные — это истории о хрупкости жизни и обо всем на свете. Керет пишет про семь лет между рождением сына и смертью отца. Малыш родился в самый разгар очередной атаки террористов. У отца диагностировали рак. Тень войны и смерти была настолько ощутима, что спасали только истории и чувство юмора. Это «истории про усы, которые я отрастил себе посреди лица во время папиной болезни, просто чтобы люди перестали спрашивать меня: «Ну, как оно?» — потому что у меня не было сил говорить о папе; истории о никогда не исполнившихся сильных желаниях, истории о бесконечной войне, незаметно слившейся с декорациями, в которых протекало детство моего маленького сына».

«Семь тучных лет» вышли сначала на английском (и только потом на иврите), и все нью-йоркские независимые книжные магазины, не сговариваясь, влюбились в сборник Керета так, что всю прошлую зиму эта маленькая книжка была главной на Манхэттене. Перевод Линор Горалик передает то особое обаятельное остроумие и авторскую проницательность, которые делают Этгара Керета блестящим писателем.

 

 

Юваль Ной Харари «Sapiens. Краткая история человечества»

Издательство: «Синдбад»

От Барнса до Пелевина: главное на Московской книжной ярмарке

Профессор Юваль Ной Харари соединил огромные познания во всемирной истории с бездной остроумия — и опроверг сотни мифов об истории человечества. В книге «Sapiens. Краткая история человечества» он показывает, что неандертальцы не были «устаревшей моделью современного человека», как мы привыкли думать, а погибли в неравной схватке с более хитрыми homo sapiens. Напоминает, что возникновению языка мы обязаны генетической предрасположенности к сплетням. И доказывает, что только воображение спасло человечество от гибели. Юваль Ной Харари отмечает на шкале эволюции ту точку, где человечество утратило способность быть счастливым и показывает, куда ведут нас возможности науки. «Sapiens» — это ключ от шкафа со скелетами цивилизации. И то, что видишь в этом шкафу, ошеломляет.

 

 


Дэвид Иглмен «Мозг. Ваша личная история»

Издательство: «Колибри»

От Барнса до Пелевина: главное на Московской книжной ярмарке

Потрясающее исследование мозга и нашей реальности провел Дэвид Иглмен — нейробиолог с мировым именем, руководитель научно-исследовательской лаборатории Стэнфорда, просветитель, автор и ведущий научного телесериала «Мозг». Иглмен сознательно отошел от привычного научного подхода и написал книгу, не похожую ни на одну из его статей и прошлых работ. «Мозг. Ваша личная история» — книга для любознательного читателя, у которого нет никаких специальных знаний по нейробиологии. Иглмен делает то, что под силу только большим ученым, и то не всем — очень просто и доступно объясняет сложнейшие вещи. Кто мы? Как мы двигаемся? Как принимаем решения? Что такое переходный возраст и как его переживает подросток? Что происходит, когда сознание отсутствует? Что такое реальность вообще и на что способен тот мощный мозг, которым наделила человечество эволюция? Дэвид Иглмен предлагает «путешествие во внутренний космос». Туда, где «в плотном клубке из миллиардов нейронов и триллионов нервных связей рождается то, чего вы не ожидали там увидеть: вы сами».

 

 

Алки Зеи «Леопард за стеклом»

Издательство: «Самокат»

От Барнса до Пелевина: главное на Московской книжной ярмарке

Истории про леопарда, чучело которого стоит за стеклянной витриной в гостиной, двум девочкам — восьмилетней Мелиссе и десятилетней Мирто — рассказывает их старший двоюродный брат Никос. Сильный и умный хищник в его историях способен оживать и совершать смелые поступки. Леопард и в самом деле это делает. Он долго помогает Никосу скрываться от властей в непростом для Греции 1936 году, когда король отошел от власти, а в стране установилась военная диктатура.

В «Леопарде за стеклом» Алки Зеи не стала ни стирать политический фон, ни маскировать, ни оставлять его без внимания. Она смогла сделать его узнаваемым, остросоциальным, созвучным юным и взрослым читателям совершенно разных стран. «Леопард за стеклом» входит в обязательную школьную программу не только в Греции, но и во Франции.

Сама Алки Зеи — абсолютный живой классик греческой и мировой детской литературы. Встретиться с ней на ММКВЯ можно будет 11 сентября в 14:00 на стенде издательства «Самокат». И, учитывая, что Алки Зеи 91 год, не будет преувеличением сказать, что это наш уникальный шанс пообщаться с писательницей.

 

 


Майя Г. Леонард «Фабр. Восстание жуков»

Издательство: «Робинс»

От Барнса до Пелевина: главное на Московской книжной ярмарке

Смесь увлекательного детского детектива и закрученного фэнтези про 13-летнего Даркуса, которому помогает очень умный, понимающий мальчика с полуслова... жук-носорог. Такие жуки действительно есть, и их больше, чем вы думаете. Отчаянно стремящаяся к власти ученый-генетик Лукреция Каттэр даже рассчитывает захватить мир с помощью армии этих невероятных созданий. Даркусу придется ей помешать, ведь мальчику надо найти отца — знаменитого ученого, который таинственным образом исчез из закрытого кабинета Музея естествознания в Лондоне.

На ММКВЯ 8 сентября в 18:00 книгу представят переводчик Майя Лахути и удивительные умные жуки, оживающие на страницах книги благодаря технологии дополненной реальности.

 

 

Книжная серия «AnimalBooks»

Издательство: Георгий Гупало и Альпина Паблишер (при поддержке и участии Московского зоопарка)

От Барнса до Пелевина: главное на Московской книжной ярмарке

Необычную серию «AnimalBooks» дополнили новые яркие и отлично иллюстрированные книги, прямо на обложках которых известные актеры, режиссеры и музыканты признаются: я — козел или я — скунс. Не пугайтесь, это не политический флэшмоб, а увлекательные истории о животных, написанные от первого лица. Собранные опытными научными редакторами сведения о животных талантливые авторы рассказывают смешно и понятно, в собственном неповторимом стиле. У блистательного Сергея Юрского получился важный Кот, у обаятельной Татьяны Устиновой — деловитый Скунс, у Стаса Садальского — добродушный Английский Бульдог, а у Татьяны Лазаревой — очаровательная Малая Панда. Вообще, в серии уже 21 книга. И издатели уверяют, что 10 сентября с 13:00 до 15:00 на главной сцене можно будет увидеть почти всех авторов, задать им вопросы и получить автограф.