Uber-страсти: как сервис завоевывает мир и становится поводом для беспорядков
«Олланд, помоги! Uber — домой!» — с такими плакатами на общенациональную акцию протеста вышли французские таксисты, недовольные работой Uber в стране. Сервис обвиняли в нечестной конкуренции: во Франции цена лицензии на работу таксистом достигает $240 000, а, например, в Лондоне для ее получения нужно сдавать экзамены на знание улиц. Подключиться же к системе Uber может каждый водитель, машина которого соответствует требованиям компании. Кроме того, Uber обвиняют в уходе от уплаты налогов и в низких ценах, которые так полюбились клиентам. Например, по самому низкому тарифу UberPop доехать из аэропорта до Парижа можно было всего за €20, а стоимость поездок по французской столице складывалась из €1 за посадку и последующей оплаты каждой минуты по €0,15.
В итоге Франсуа Олланд услышал просьбы французских таксистов и помог им. Президент призвал «разогнать» сервис, а МВД страны запретило его деятельность. Кроме этого, правоохранительные органы Франции задержали главу Uber во Франции Тибо Симфаля и руководителя сервиса в Европе Пьера-Димитри Гор-Коти. Их обвиняют в организации нелегальной компании такси.
Любопытно, что пока во Франции Uber запрещали, в Стамбуле он, наоборот, «разросся». В городе по случаю годовщины работы сервиса начало функционировать водное такси UberBoat. Средняя вместимость лодки составит от шести до восьми человек, а стоимость поездки в зависимости от расстояния — от 50 до 435 лир (от €16 до €145).
Франция стала не первой страной, избавившейся от Uber. Существующий в Европе с 2012 года сервис сейчас функционирует в 20 странах. Но только с начала 2015 года остаться без услуг Uber пришлось жителям Италии и кантона Женева. В Германии сервис ведет судебную тяжбу, пытаясь отстоять право на продолжение работы. Также одной из следующих стран, где Uber рискует остаться вне закона, может стать Великобритания. В российской Госдуме также звучали призывы запретить мобильный сервис, но пока услугами Uber можно воспользоваться и в Москве, и в Санкт-Петербурге.
Как работает Uber?
Uber был создан двумя американцами Гарретом Кэмпом и Трэвисом Калаником в 2009 году. За шесть лет их детище прошло путь от амбициозного стартапа до гиганта индустрии: сейчас Uber оценивается в $41 млрд.
Uber изменил привычную смену вызова такси по телефону или голосованием у обочины. Вся система выстроена вокруг приложения для смартфонов. Вы скачиваете программу, регистрируетесь в ней и привязываете к своему аккаунту номер мобильного и банковской карты. Затем нужно выбрать тип подаваемой машины. В Москве их два: «народный» и недорогой UberX или представительский UberBlack. В первом случае за вами приедет иномарка-седан, во втором — автомобиль представительского класса вплоть до лимузина, и эта услуга стоит значительно дороже.
Приложение определяет ваше местоположение, сканирует местность на наличие ближайших машин и отправляет к вам свободного водителя. На экране смартфона в реальном времени обновляется время до приезда такси, перемещения водителя показываются на карте. Также заранее можно указать адрес назначения и узнать приблизительную стоимость поездки. Рассчитывается она просто: подача машины — 50 руб., 1 км — 8 руб., плюс 1 минута — тоже 8 руб. (данные указаны для UberX по Москве, тарифы в других городах, а также на UberBlack отличаются). Как уже можно догадаться, по стоимости поездки Uber ставит на колени все предложения частников, нетерпеливо ожидающих вас у очередной станции метро. Вряд ли кто-то из них согласится отвезти вас из Восточного Бирюлева на «Автозаводскую» за 300 рублей с небольшим.
При необходимости с подобранным для вас водителем легко связаться, позвонив ему или отправив СМС. Кроме того, в отдельном окошке можно даже посмотреть фотографию таксиста и его рейтинг — среднюю оценку по пятибалльной шкале, которую ему выставили предыдущие пользователи.
Когда машина подъедет, приложение пришлет уведомление. Оплата в Uber безналичная: доехав до места назначения, вы просто выходите из машины, водитель «закрывает» поездку, и деньги автоматически списываются с привязанной к аккаунту карты. При необходимости стоимость услуги можно разделить на нескольких человек.
Если водитель хамил или вел себя неподобающе, можно поставить ему минимальный бал и отправить в компанию жалобу — ее рассмотрят и примут решение об исключении водителя из системы.
Как работают таксисты Uber?
Соискатели подают заявку на сайте компании, где указывают свои персональные данные и прикрепляют сканы водительского удостоверения. Если все в порядке, водителя приглашают в офис компании на собеседование. После этого ему необходимо посетить несколько семинаров, где ему расскажут о том, как работает система и как следует вести себя с клиентами. Затем выдают iPhone 4S с предустановленным приложением, и все — можно работать.
Uber забирает 20% выручки таксиста, кроме этой суммы каждую неделю списываются $10 за аренду смартфона и оплату мобильной связи. Никакого графика у таксистов Uber нет: вы просто входите в систему, когда готовы работать. Системе абсолютно неважно, возили ли вы клиентов восемь часов подряд или три — заработок прямо пропорционален объему работы.
А в чем подвох?
При всех удобствах Uber, главным из которых, конечно, являются низкие тарифы, у сервиса есть и недостатки. Один из них — автоматическое повышение стоимости поездок при резких скачках спроса, например в праздничные дни. Из-за существующего алгоритма в декабре прошлого года Uber оказался в центре репутационного скандала. Во время захвата заложников в одном из кафе Сиднея сервис автоматически поднял цены на такси в четыре раза. Правда, спустя два дня компания пообещала возместить клиентам стоимость поездок и предложила другим пользователям в этом районе бесплатные услуги.
Еще одним из минусов сервиса является невозможность заказать машину к конкретному времени, как с традиционным такси. Если свободный автомобиль поблизости, он может приехать всего через пару минут. А если нет, то время ожидания затянется.
Кроме этого, сервис не может гарантировать, сколько машин в день выйдет «в рейс». А это значит, что автомобилей на всех может попросту не хватить.
Неудачные решения Uber, подмочившие имидж компании
Угрозы журналистам
Осенью 2014 года в СМИ утекла сенсационная информация: компания планирует выделить $1 млн для найма команды, которая бы выискивала компромат на журналистов, негативно отзывающихся об Uber в своих изданиях. Разразился невероятный скандал, и автор подобной затеи, старший вице-президент Uber Эмиль Майкл публично принес свои извинения.
Саботаж конкурентов
В январе 2014 года сетевые издания TechCrunch и Valleywag опубликовали документы, согласно которым сотрудники Uber в Нью-Йорке вызывали автомобили нового сервиса-конкурента Gett, а затем, когда машина практически подъезжала, отменяли поездку. Это приводило к тому, что реальные пользователи Gett не могли вызвать себе такси с помощью приложения, а водители сервиса переходили на работу в Uber, где подобных проблем не было. Кроме того, Uber активно переманивал водителей из Lyft.
«Правило 15 секунд»
Все в том же провальном для компании 2014 году New York Times обвинил Uber в том, что их система создает аварийные ситуации на дороге: когда свободный водитель получает уведомление о новом заказе, у него есть ровно 15 секунд для того, чтобы подтвердить его — иначе поездка «уйдет» к другому водителю. Поскольку упускать прибыль водители не хотели, им приходилось отвлекаться от управления автомобилем.