Стиль
Впечатления Кормить завтраками: рестораторы — о том, что мы будем есть в 2015 году
Стиль
Впечатления Кормить завтраками: рестораторы — о том, что мы будем есть в 2015 году
Впечатления

Кормить завтраками: рестораторы — о том, что мы будем есть в 2015 году

Фото: depositphotos.com
Пять рестораторов и один шеф-повар рассказали «РБК Lifestyle», что ждет ресторанный рынок в следующем году, какая кухня войдет в моду и какие форматы заведений будут пользоваться спросом в новой экономической ситуации.

Уходящий год для ресторанного бизнеса выдался непростым. Лето началось с запрета на курение в общественных местах, из-за чего продажи в ресторанах и барах упали на 15–20%. 7 августа правительство РФ ввело полный запрет на поставки некоторых продуктов из Австралии, Канады, ЕС, США и Норвегии сроком на один год. Наконец, резкое падение рубля по отношению к доллару и евро вынудило рестораторов требовать, чтобы арендодатели не привязывали ставки аренды к валютным курсам. Чтобы узнать, каково придется сфере общественного питания в следующем году, «РБК Lifestyle» обратился за комментариями к рестораторам и шеф-поварам.

 

 

 

 

 

Андрей Деллос
Ресторатор

ресторанный дом Maison Dellos

Сейчас никто не может предвидеть, на сколько в следующем году могут вырасти цены в ресторанах и что будет с посещаемостью заведений. Это неразрывно связано с общей экономической ситуацией. Я предполагаю, что резкого спада посещаемости не будет. Однако есть опасения, что произойдет то, что мы в профессиональной среде называем «обрушением гаммы ресторанов». Проще говоря, будет действовать схема «мы накормим вас еще дешевле, чем конкуренты за углом». Вот слово «дешевле» и выйдет на первый план.  И эта схема при всей своей убогости работать будет, потому что русский клиент все еще готов рисковать своим здоровьем. Что касается поисков новых интересных направлений в области кухни, говорить об этом вообще не приходится.  В основном будет открываться что-то надежно-безликое — рестораны с  набором кулинарных хитов «на три аккорда». Я для себя это называю «суши с моцареллой». И конечно, санкции заставят двигаться в направлении русской кухни. Это нормально, потому что из русского продукта лучше всего получаются русские же блюда. А вот как будет развиваться азиатская и паназиатская кухня, решать потребителю. Паназиатская кухня, особенно китайская и вьетнамская, давно занимает во всем мире лидирующие позиции, тем более если речь идет о ресторанах класса эконом или средней ценовой категории. В России это направление пока представлено плохо, потому что  на него нет массового спроса, как на Западе. Почему русский потребитель недолюбливает азиатские кулинарные шедевры, никому не известно.

 

 

 

 

 

 

Александр Раппопорт
Ресторатор

«Dr. Живаго»,
«Китайская грамота»,
«Мясной клуб»

Следующий год для ресторанного бизнеса будет непростым. Однако людям в условиях стресса необходимо этот стресс снимать. Такой способ снизить стресс, как посещение ресторана с качественной кухней за вменяемые деньги, будет популярным. Одним из главных факторов станет цена. Я не думаю, что количество посетителей заведений сильно сократится или увеличится. Но люди станут более тщательно смотреть на правую колонку меню, а не только на левую. Особым спросом могут начать пользоваться рестораны со средним чеком 1500–2000 руб.

 

 

 

 

 

 

Борис Зарьков
Ресторатор

ресторанный холдинг White Rabbit Family

В 2015 году нас ждет массовое закрытие или перепрофилирование ресторанов. В такой не поддающейся прогнозам ситуации никто не будет инвестировать деньги в большие новые проекты. Поэтому будут переделываться старые заведения и открываться новые небольшие стартапы на 40–80 мест. В моду войдет использование только локальных продуктов — теперь уже всерьез, а также монопродуктовые проекты с применением одного ингредиента или одного блюда в разных интерпретациях. Словом, я думаю, что ничего будоражащего мозг своей масштабностью мы не увидим. Хотя все возможно.

 

 

 

 

 

 

Александр Затуринский
Ресторатор

ресторан «Облака»,
кафе Mon Café и Quattro Piatti

В связи с тяжелой экономической ситуацией резко меняется платежеспособность потребителей, поэтому сложно давать конкретные прогнозы. По моему мнению, выживут заведения, которые смогут подстраиваться под ситуацию и идти навстречу клиентам. Сейчас не время для экспериментов, нужно бить точно в цель. Проверенные сценарии всегда выгоднее, особенно в кризис. На мой взгляд, возвращается интерес к локальным концепциям, например к русской или одесской кухне, кухням стран СНГ. Думаю, по-прежнему будут актуальны демократичные форматы заведений, smart casual — небольшие кафе, гастробары, стрит-фуд, сегмент фри-фло и хорошие кулинарии. Хотя я пережил не один кризис и запускал проекты и в 1998, и 2008–2009 годах, но, на мой взгляд, сейчас ситуация сложнее — не было санкций, изоляции, да и политика сейчас играет немаловажную роль.

 

 

 

 

 

 

Константин Ивлев
Шеф-повар

совладелец ресторана Wicked

Из-за санкций будет расти интерес к новой русской кухне, шеф-повара будут искать забытые продукты или забытые сочетания продуктов. В нашей культуре есть много элементов, на которые долгое время никто не обращал внимания. Например, пикша, навага или репа. Но здесь будут свои нюансы. Мы привыкли, что в ресторанах нам подают нечто изысканное, что мы не можем приготовить дома. А многие российские продукты слишком простые и от этого не могут быть востребованны в премиум-сегменте. Например, та же пикша сама по себе вкусная, но для кухни премиум-класса она несколько суховата.

По-прежнему будет востребованна итальянская кухня. Эта еда нам очень близка, и за умеренные деньги можно поесть досыта. Должна развиваться качественная паназиатская кухня, которая сейчас в Москве находится на уровне самодеятельности.

 

 

 

 

 

 

Марина Пирогова
 

совладелица ресторана
итальянской кухни «Капри»

Наш контингент гостей — крупные бизнесмены, банкиры и топ-менеджеры. И малейшие колебания в экономике мы чувствуем мгновенно. В этом году уже в декабре, когда начались резкие перепады с курсом валют, было отменено несколько запланированных заранее корпоративных банкетов. Нестабильная экономическая ситуация в стране складывается нелучшим образом в первую очередь для ресторанов высокого уровня. Безусловным трендом предстоящего года станут рестораны, чья кухня строится на продукции местных хозяйств. И это правильно. В Европе самые громкие рестораны сделали себе имя на продукции, которая либо выращивается на собственном огороде, либо производится на собственной ферме.