Стиль
Здоровье Прыжок с подсечкой и другие опасные школьные игры: как уберечь ребенка
Стиль
Здоровье Прыжок с подсечкой и другие опасные школьные игры: как уберечь ребенка
Здоровье
Прыжок с подсечкой и другие опасные школьные игры: как уберечь ребенка
Ежегодно тысячи семей сталкиваются с опасными играми школьников. Видеоролики с ними становятся вирусными и взрывают родительские чаты. Рассказываем, как сохранить спокойствие и уберечь ребенка от рискованных развлечений.

Недавно родителей в очередной раз предупредили об опасной школьной игре. Сообщения с информацией о ней распространяются в родительских чатах в WhatsApp. До этого были «Синий кит», «Беги и умри», «Исчезни на 24 часа», Momo и еще десяток экстремальных игр. Совместно с психологами мы решили разобраться, как уберечь детей от опасности и чем помочь заигравшимся школьникам.

Что за игры

Не секрет, что дети приходят в школу не только за знаниями. Там они общаются и, конечно, играют. Однако некоторые игры зачастую становятся опасными.

Например, последняя экстремальная новинка — игра, в которой у прыгающего подсекают ноги таким образом, что тот падает на спину и сильно ударяется головой. На видеороликах три школьника стоят рядом: сначала прыгают двое, стоящие по бокам, а затем третий, который в итоге и получает травму. Популярная в Израиле игра распространяется по всему миру, а родителей призывают показать ролик детям и предупредить об опасности.

Полтора года назад, в 2018 году, волнения среди родителей вызывала игра для подростков Momo, которая распространялась по WhatsApp. Многие сравнивали ее со скандальным «Синим китом». Еще раньше дети начали играть в «Беги и умри» и «Исчезни на 24 часа». Опасные игры лишают покоя родителей, и главным вопросом становится, что сделать, чтобы ребенок в них не играл.

Как предотвратить

Почему дети играют в подобные игры? Часто на авантюры толкает безразличие взрослых к их проблемам, невозможность ребенка быть открытым перед родителями. Еще одна причина — проблема «долженствования», когда ребенок должен быть таким, каким его хотят видеть родители. Вместе с этим, как правило, культивируется чувство вины. Все это находит выход в агрессии, зачастую направленной на себя. Внимание к этим аспектам внутри семьи поможет изменить отношение школьника к опасным играм. Главное — проявлять искренний интерес к ребенку и полностью его принимать. Подросток, который уверен, что его любят и помогут справиться с любой проблемой, c большей вероятностью не станет ввязываться в сомнительную игру.

Чтобы дети не принимали участия в экстремальных играх на проезжей части, нужно научить их правилам дорожного движения, рассказать, как правильно переходить дорогу и чем опасны нарушения. Более эффективных способов педагоги и психологи пока не придумали. Если речь идет об играх типа «исчезни на 24 часа», здесь поможет доверительная атмосфера в семье. Не секрет, что основной причиной побега подростков из дома всегда были сложные отношения с родителями. Поэтому единственный способ предотвратить подобные авантюры — это внимание.

Напоминайте детям, что нужно избегать доверительных виртуальных отношений с незнакомыми людьми в интернете и игнорировать их просьбы. А при регистрации на сайтах и в соцсетях не лишним будет позаботиться о конфиденциальности и не распространять сведения о семье и близких.

Что делать с последствиями

Если предотвратить опасную игру не удалось, то главным для родителей будет не проявлять гнев. Основная задача — не наказать, а предотвратить повторение игры в будущем. Родители должны проявлять уверенность. Паника и истерики лишь усугубят и без того сложную обстановку в семье. Нужно разобраться в ситуации, выяснить, что привело к таким поступкам, договориться с ребенком и заключить с ним соглашение, которое устроит всех. Не лишним будет еще раз объяснить, насколько это опасно.

Необходимо поговорить с учителями в школе и выяснить, с кем дружит ребенок, какие у него отношения с одноклассниками. Но самое главное — обратить внимание на психологическое состояние. Если есть сомнения, что вы в состоянии понять проблему и объяснить ее ребенку так, чтобы он все понял, нужно обратиться к психологу.

Важно понимать, что любые наказания, в том числе лишение ребенка компьютера или других гаджетов, лишь осложнят ситуацию. Крайние меры отдаляют школьника от родителей и мешают создавать благоприятную для взаимодействия атмосферу.

Катерина Демина, детский психолог:

Предотвратить участие ребенка в играх практически невозможно. Ведь в том числе и за этим они ходят в школу — чтобы играть. И безопасность в этом случае — ответственность школы, а не родителей. Образовательное учреждение должно обучать детей правилам поведения. Но на деле этого не происходит. Хорошо, если родители могут быть на связи со своим ребенком, в курсе происходящего с ним, поддерживать постоянный контакт, интересоваться его жизнью, досугом. Больше слушать, а не говорить. Как правило, дети не рассказывают о каких-то происшествиях первыми, а пытаются во всем разобраться самостоятельно.

Лучшее, что можно сделать, — обучать. Например, рассказывать о том, что произошло со знакомым, «через третьи руки» объясняя, каковы последствия, чем грозит тот или иной челлендж, приводя примеры из реальной жизни. Не лишним будет разобраться в возрастных особенностях психологии. И не нагнетать: объясните ребенку, что эти «крутые» игры — всего лишь хайп. Большинство роликов смонтированы и сняты для того, чтобы авторы канала получили прибыль от размещения рекламы. Помните, что дети воспринимают эти видео как «кино», которое снято не про них и где-то далеко. И порой они не понимают того, что происходит у них на глазах.

Дима Зицер, педагог, автор книг и ведущий передачи «Любить нельзя воспитывать» на радио «Маяк»:

Первое и самое главное, что должны сделать родители, чтобы предотвратить подобные игры, — это рассказать детям о том, как устроен интернет. Многие считают интернет злом и видят два пути, как на это реагировать. Первый — полный запрет. И тут важно вспомнить, что запретный плод сладок. К тому же, выяснив самостоятельно, что Всемирная паутина не так уж опасна, дети решат, что взрослые их обманывали. И родительский авторитет пошатнется. Второй путь — полностью отпустить ситуацию и ждать, когда она разрешится сама. Это тоже крайность, так как родительский контроль должен в разумной мере определять тематику контента. Вывод: интернет — это отличный инструмент, но с ним нужно уметь обращаться. Поэтому важно рассказать ребенку, как его использовать, а также о том, какие опасности могут возникнуть.

Если ребенок вовлечен в авантюру, значит, взаимодействие в семье уже нарушено. В этом случае нужно срочно менять систему. То есть, как только родители увидели, например, подозрительную переписку, стоит незамедлительно поговорить с детьми. И это должен быть не скандал, а доверительная беседа, в которой взрослый готов признать свои ошибки и предложить ребенку откровенно поговорить. Большинство детей готовы на подобные диалоги и часто идут навстречу родителям. Нужно «включать» взаимодействие с ребенком. И не стоит забывать, что 90% школьников не принимают участия в опасных играх. А у оставшихся 10% слишком бедная на эмоции жизнь, в которой нет приключений. За ними они отправляются. Поэтому родителям лучше заранее позаботиться об интересных занятиях для ребенка и разнообразить его досуг.