Стиль
Спецпроект Art lovers: что объединяет бизнесменов Березкина, Минца и Цуканова
Стиль
Спецпроект Art lovers: что объединяет бизнесменов Березкина, Минца и Цуканова
Спецпроект

Art lovers: что объединяет бизнесменов Березкина, Минца и Цуканова

Harold Ancart. Untitled (Seascape).

Harold Ancart. Untitled (Seascape).

Куда приводят мечты бизнесменов и компаний, решившихся на создание собственных коллекций, разбирался «РБК Стиль».

Коллекционирование — одно из главных увлечений состоятельных людей на протяжении многих веков. Часто оно начинается как хобби, но со временем перерастает в серьезное дело, которому они посвящают свою жизнь. Многие бизнесмены покупают предметы искусства просто потому, что они понравились. Арт-специалисты советуют на начальных этапах всегда придерживаться именно такой — эмоциональной — концепции. Когда коллекционирование — уже не простой интерес и любовь к прекрасному, если оно приобретает серьезные масштабы, стоит обращаться к профессиональной помощи — арт-консультантов, кураторов или сотрудников аукционных домов — на регулярной основе. Они помогут четко сформулировать задачи и тему коллекции.

«В нашей семейной коллекции есть несколько произведений фотоискусства, которые нам посчастливилось приобрести на торгах аукционного дома Phillips, — вспоминает бизнесмен и коллекционер Григорий Березкин, занявший 125-е место в рейтинге 200 богатейших бизнесменов России по версии журнала Forbes в 2017 году. — Одна из них — фотография афганской девушки с пронзительным взглядом зеленых глаз, сделанная в 1984 году замечательным американским фотографом Стивом Маккарри. В свое время она произвела на меня огромное впечатление на обложке журнала National Geographic».

Steve McCury. Sharbat Gula, Afghan Girl, Pakistan, 1984.
Steve McCury. Sharbat Gula, Afghan Girl, Pakistan, 1984.

Большинство коллекционеров совпадают в эмоциональных порывах. Однако пути к созданию большого и полноценного частного собрания и дополнительные источники мотивации всегда особенны. Одни стремятся сохранить искусство своего региона, другие влюбились в творчество художника еще в детстве и теперь, когда появились достаточные средства, начинают собирать его работы. Кто-то хочет поддержать молодых художников или же заявить о себе как о меценате, вписать имя в историю. Последние, как показывает практика, часто открывают собственные музеи и фонды.

В прошлогодний гид BMW Art Guide by Independent Collectors вошли 236 частных музеев со всего мира — это на 80% больше, чем было в 2000-м. 43 из них находятся в США, больше подобных институций только в Южной Корее.

Один из самых состоятельных людей Франции, Бернар Арно, осенью 2014-го открыл в Париже Fondation Louis Vuitton. В год этот музей посещают около миллиона человек, а через 50 лет здание в Булонском лесу, спроектированное легендарным архитектором Фрэнком Гери, отойдет городу. Другой французский миллиардер, Франсуа Пино, владеет парой площадок в Венеции: активную выставочную деятельность ведут его Palazzo Grassi и Panta della Dogana. Но и это не предел: через год Пино собирается открыть музей современного искусства в бывшем здании парижской биржи. Там и разместится его коллекция, которую эксперты рынка оценивают в $1 млрд.

The Louis Vuitton Foundation, Paris.
The Louis Vuitton Foundation, Paris.

Американский миллиардер Эли Броад вместе с женой в 2015-м открыли в Лос-Анджелесе музей The Broad. Ежегодно его посещают около 800 тыс. человек, а стоимость их арт-коллекции также превышает $1 млрд. Создание музеев и частных фондов часто связано не только с желанием увековечить имя семьи, но и получить существенные налоговые льготы. В большинстве стран дар некоммерческим фондам, поддерживающим искусство, позволяет существенно уменьшить налоговое бремя. Здесь показателен опыт Митчелла Рейлза. Его частный музей Glenstone, открытый в 2006-м в США, обзаведется еще одним зданием в следующем году. Строительство обойдется миллиардеру в $125 млн. Там разместят частную коллекцию, которая состоит из 800 с лишним предметов послевоенного и современного искусства. С 2012 по 2014 год Рейлз передал Фонду музея в виде благотворительного дара акции своей компании Danaher на сумму $450 млн, и она была вычтена из облагаемой налогом прибыли.

The Broad Museum, Los Angeles.
The Broad Museum, Los Angeles.

Большое количество работ в коллекции подталкивает к созданию полноценного музея и русских бизнесменов: так, Борис Минц открыл Музей русского импрессионизма, Алексей Ананьев — русского реалистического искусства. На другом поле работает Фонд Смирнова и Сорокина: его основная задача — помогать молодым российским художникам как выделяя гранты на создание работ, так и проводя выставки в пространстве фонда. Игорь Цуканов, основатель Tsukanov Family Foundation, известен впечатляющей коллекцией русского послевоенного искусства. Работы из его фонда часто оказываются на музейных выставках как в России, так и за рубежом, но его новое увлечение — создание выставок, посвященных современному российскому искусству в Лондоне, на базе знаменитой Saatchi Gallery. Так бизнесмен открывает большему количеству иностранной публики имена российских художников, что в конечном счете должно положительно повлиять и на цену их работ.

Музей русского импрессионизма, Москва.
Музей русского импрессионизма, Москва.

Коллекционирование современного искусства сразу открывает двери в особый «закрытый» клуб — поднимает престиж и расширяет деловые связи. Ведь давно понятно: для успешного человека коллекционирование стало тем же, чем когда-то гольф, теннис, а также «прописка» на Kensington Palace Gardens в Лондоне.

Отдельно стоит отметить создание корпоративной коллекции. Решать, необходима ли такая инициатива, берутся как сами владельцы крупных компаний, так и члены совета директоров. Подобная практика распространена в США и странах Европы. Интересными коллекциями современного искусства могут похвастаться и банки — Deutsche Bank и Unicredit. А Credit Suisse даже создает отдельную — в российском офисе.

«Выбор для корпоративных коллекций должен быть более сбалансированным, поскольку он отражает общую приверженность компании культуре, — считает Андре Роггер, куратор корпоративной коллекции Credit Suisse. — Основная цель нашей коллекции произведений искусства — продвигать молодые таланты. Это созвучно другим спонсорским инициативам банка в культуре и спорте».

Для этой коллекции швейцарская компания приобретает работы начинающих художников, чтобы помочь им в творческом развитии и следить за их достижениями в будущем. При этом она стремится к разнообразию произведений в своей коллекции, не ограничиваясь классическими формами — живописью, рисунком, скульптурой — и приобретает новые мультимедийные работы и инсталляции, чтобы коллекция наиболее полно отражала картину сегодняшней арт-сцены. Роггер уверен, что эти работы преображают рабочее пространство и служат мыслительным стимулом как для клиентов, так и для сотрудников.

Коллекция Credit Suisse имеет сорокалетнюю историю и насчитывает более 10 тыс. работ. В московском же офисе разместились два десятка работ швейцарских художников из запасников, чтобы новые произведения, приобретенные в России, перекликались с уже имеющимися работами. Рождение российской коллекции связано с началом стратегического партнерства с ярмаркой Cosmoscow в 2015 году. С тех пор Credit Suisse ежегодно покупает работы одного из начинающих российских художников.

Cosmoscow 2017, Москва.
Cosmoscow 2017, Москва.

Какой бы путь ни выбрал начинающий коллекционер, наградой за его усилия будут неподдельные и искренние эмоции. А со временем, когда собрание приобретет внушительные размеры, стоит задуматься: хочется ли эти эмоции передать другим? И уже тогда решить, создавать ли свой музей или фонд.