Стиль
Спецпроект Стратегии и тенденции: как покупать современное искусство
Стиль
Спецпроект Стратегии и тенденции: как покупать современное искусство
Спецпроект

Стратегии и тенденции: как покупать современное искусство

Стратегии и тенденции: как покупать современное искусство
Мы уже рассказывали, как и где лучше приобретать современные произведения искусства, открытым остается лишь вопрос «Кого собирать?». «РБК Стиль» задал его ведущим специалистам аукционного дома Phillips и рассказывает о новых и бессмертных именах.

Пусть само произведение искусства и призвано вдохновлять и пробуждать самые разные чувства, его покупка, однако, корнями уходит в слово «покупать», то есть тратить деньги. В зависимости от того, какую сумму вы собираетесь вложить и какую цель вы преследуете, существует несколько различных стратегий.

Если вы начинающий коллекционер и не готовы тратить миллионы на произведение искусства, стоит обратить внимание на молодых и перспективных художников. Понятие «молодой» в мире современного искусства определяется отметкой «до 35 лет». Что же касается перспективности, то здесь стоит изучить биографию и список выставок, в которых этот художник участвовал. Биеннале, выставки в главных музеях мира, наличие его работ в известных коллекциях — все эти факторы однозначно говорят о том, что художник востребован, а значит, перспективен.

Саймон Тови, директор отдела New Now аукционного дома Phillips, который как раз работает с молодыми и перспективными художниками и выставляет их работы на аукцион, советует обратить внимание на следующие имена: Селия Хэмптон (Celia Hempton), Кристофер Пейдж (Christopher Page), Самара Скотт (Samara Scott). На наш вопрос о стратегии покупок искусства и возможности инвестиции в него Саймон поделился следующим: «Любой, кто покупает искусство, отдает себе отчет о потраченных средствах, но в первую очередь нужно руководствоваться самим искусством. Не существует никаких гарантий повышения ценности в искусстве. Инвестиции в искусство только потому, что нравится произведение, сильно отличаются от инвестирования в искусство ради прибыли. Я бы всегда советовал любому коллекционеру покупать то, с чем ему будет хорошо жить. Тогда любой подъем финансовой ценности произведения будет вторичным фактором. Небольшая работа на бумаге может содержать в себе столько же сентиментальной значимости для одного коллекционера, сколько крупноформатный холст для другого. Независимо от бюджета речь идет о жизни с объектом, который что-то значит для своего владельца, — найти это качество или ценность в произведении искусства (что абсолютно лично) и есть лучшая инвестиция, которую может сделать начинающий коллекционер».

Начинать коллекцию можно не только с молодых художников, но и с уже состоявшихся и известных, покупая, однако, не уникальные произведения искусства, а тиражные работы. Так, за несколько тысяч евро можно повесить у себя в интерьере и Энди Уорхола, и Марка Шагала, и Пабло Пикассо. А можно сфокусироваться на одном художнике и собирать только его тиражные серии, начиная от самых известных изображений с большим тиражом и заканчивая редкими тиражными работами.

Если последние годы фокус арт-сообщества был направлен в сторону Латинской Америки и ее художников, то сейчас он перемещается в сторону Африки. С 2005 года в Марракеше проходит биеннале современного искусства, которая с каждым годом привлекает к себе все больше коллекционеров, а в 2018 году там уже в третий раз пройдет ярмарка современного искусства. Все больше галерей, особенно в Париже и Лондоне, также начинают фокусироваться на африканском искусстве. Здесь опять же можно собирать свежие и молодые имена, а можно уже состоявшиеся, такие, например, как Уильям Кентридж или Эль Анацуи.

Илья Кабаков. Собакин, 1980 Эстимейт £300 000 – 500 000. Продано за £458 500
Илья Кабаков. Собакин, 1980 Эстимейт £300 000 – 500 000. Продано за £458 500

Если вы хотите собирать уже востребованные имена и готовы тратить миллионы, или для вас важна покупка произведения искусства как инвестиции, которая определенно вырастет за ближайшие несколько лет, то стоит прислушаться к советам Тамилы Керимовой, директора Дневных торгов аукционного дома Phillips: «Если вы заинтересованы покупать искусство для инвестиции и бюджет не имеет значения, я бы рекомендовала приобретать так называемые «голубые фишки» — работы художников, рынок которых находится сейчас на пике, таких как Энди Уорхол, Жан Мишель Баския, Кит Харинг и прочих. Также следует обратить внимание на художников, которые находятся на финише своего творческого пути, но по-прежнему создают невероятные произведения, как, например, Фрэнк Стелла, Яёи Кусама, Кармен Эррера. У всех этих художников большой опыт выставок в музеях, и они являются любимчиками не только рынка, но и кураторов и арт-критиков.

Жан Мишель Баския. Untitled, 1984. Эстимейт $2 000 000 – 3 000 000. Phillips, Вечерний аукцион "Современное искусство и искусство ХХ века". 18 мая 2017, Нью-Йорк
Жан Мишель Баския. Untitled, 1984. Эстимейт $2 000 000 – 3 000 000. Phillips, Вечерний аукцион "Современное искусство и искусство ХХ века". 18 мая 2017, Нью-Йорк
Дорогое или не очень, молодое или этаблированное, произведение искусства будет жить с вами, поэтому задумайтесь над тем, что бы вы хотели видеть каждый день, а возможность инвестиции будет приятным бонусом, но не решающим фактором покупки.