Стиль
Герои Владелец компании FinHelp: «Никогда не начинайте бизнес без финмодели»
Стиль
Герои Владелец компании FinHelp: «Никогда не начинайте бизнес без финмодели»
Герои

Владелец компании FinHelp: «Никогда не начинайте бизнес без финмодели»

Павел Вешаев
Павел Вешаев
Павел Вешаев, владелец компании FinHelp, которая специализируется на финансовом консалтинге для среднего владельческого бизнеса, — о различиях в характере и бизнес-стиле собственников малого и среднего бизнеса

Павел Вешаев — владелец консалтинговой компании FinHelp, эксперт по финансам Московского городского отделения общероссийской общественной организации малого и среднего предпринимательства «Опора России», создатель образовательного проекта «Финансовый институт для владельцев бизнеса». В молодости занимался общественной и благотворительной деятельностью в сфере поддержки молодых людей с инвалидностью, в 2004 стал лауреатом конкурса «Человек года» в Калининграде. В 2013–2014-х совершил кругосветное путешествие.

Вы работаете с владельцами среднего бизнеса, помогая им управлять финансами предприятий, отстраивая финансовые системы бизнеса. Можете ли вы нарисовать собирательный портрет собственника бизнеса в современной России?

Как правило, это взрослый мужчина 40-45 лет, невозмутимый, морально устойчивый, глубоко погруженный в свой бизнес и его управление, не ожидающий никаких подарков судьбы и не удивляющийся никаким катаклизмам. Настоящего собственника бизнеса с миллиардными выручками (я определяю контур среднего бизнеса годовой выручкой от 500 млн до 5 млрд руб.) редко можно узнать в толпе. Это люди скромные во внешних проявлениях, не настроенные на показное потребление и не слишком рекламирующие себя.

Однажды я определил их стиль таким высказыванием: герои новой русской экономики незаметны и сдержанны. За их плечами уже минимум два-три больших экономических кризиса. Эти ребята уже пуганые и бесстрашные одновременно. Козни судьбы преодолевают как неваляшки. Они оптимистичные титаны и стоики. Если бы было не так, они никогда бы не доросли до такого масштаба бизнеса.

Как российские предприниматели реагируют на ведение бизнеса в условиях высокой ключевой ставки? Кто легче всего переносит возникающие ограничения?

В периоды высокой ключевой ставки банковское финансирование частных предприятий устроено следующим образом: банки перестраховываются и дают деньги только тем бизнесам, которым деньги особо не нужны и/или у которых есть огромные бизнесовые или личные залоги. В силу того что типичный средний бизнес таким похвастаться не может, то и объем банковского финансирования для него драматически снижается. Бизнес, который еще в прошлом году мог получить спокойно 200-300 млн руб. возобновляемой кредитной линии, сейчас может получить отказ и при запросе 30-50 млн руб. Но так как средний бизнес чаще опирается на себя и свои ресурсы, мало кто воспринимает такую подножку от банков трагично.

Есть ли принципиальная разница между владельцем малого и среднего бизнеса?

Безусловно. Владелец малого бизнеса — это либо начинающий, либо неудачливый предприниматель. Как правило, он полон надежд или оправданий. Те, кто за 15-20 лет деятельности так и не смогли выйти в реальную прибыль, иногда преподают в бизнес-школах. Проблем что в малом, что в среднем бизнесе — одинаковое количество, но у среднего выхлопа гораздо больше. В этом случае гораздо больше ресурсов: сотрудники подороже, офис поудобнее, можно уйти от неудобного аутсорса (после 150 млн руб. бухгалтерский аутсорс нежелателен) или внешнего IT-сервиса.

Владелец среднего бизнеса в сравнении с малым предпринимателем — менее суетной, более состоявшийся. «Малыши» еще находится в метаниях плюс, как правило, пока бедны или находятся в состоянии большого финансового напряжения. Однако им часто свойственен большой бизнес-энтузиазм. Владелец среднего бизнеса уже хорошо понимает, что он научился делать в бизнесе и жизни, и, как правило, другие проекты его уже не так сильно воодушевляют.

Что вы посоветуете начинающим предпринимателям, которые только задумываются открыть бизнес сегодня? Как оценить, стоит ли открывать свое дело?

Никогда не начинайте бизнес без финмодели. Если вложения в бизнес от 5 млн руб. (или другой существенной суммы), то начинать его без грамотной финансовой модели с несколькими сценариями развития событий я бы категорически не рекомендовал. Как правило, мало кто советуется с теми, кто в этом бизнесе что-то понимает. Советуются с женой, другом, коллегой, читают что-то безумное в интернете, слушают инфоцыган, а посоветоваться с владельцем аналогичного бизнеса, с инвестором, человеком, который не замотивирован в старте этого бизнеса, — этого обычно никто не делает. Нужны решимость, понимание, что первые результаты будут через два-три года. Первое, чему нужно учиться и что нужно знать, — это маркетинг и продажи.

Павел Вешаев
Павел Вешаев

Есть ли связь между финансами предприятия и личными финансами для собственника бизнеса?

И там, и там нужны здравый смысл, рачительный подход и жизнь по средствам. Но есть фундаментальная разница, которую мало кто понимает: в личных финансах исключительно важно обращаться со своими деньгами, не пользуясь кредитами, не залезая в долговую яму. В финансах бизнеса, наоборот, нужно по максимуму рассчитывать на заемные средства, выводить средства владельца из оборота: именно тогда бизнес становится эффективным, «поджарым», прибыльным. В личных финансах экономь, сберегай, не трать — и будет тебе счастье. В бизнес-финансах много рисковых затрат, не потратишь — не заработаешь.

В личных финансах исключительно важно обращаться со своими деньгами, не пользуясь кредитами. В финансах бизнеса, наоборот, нужно по максимуму рассчитывать на заемные средства.

В каких секторах экономики малому и среднему бизнесу сейчас везет?

Это вопрос не отраслевой, а скорее личностный и командный. Существует большое количество убыточных и неотлаженных строительных компаний, которые до сих пор хулиганят с налогами и живут в постоянных кассовых разрывах, но есть и четкие системные нормальные компании, у которых все безупречно — и по методам ведения дел, и по прибыли. Зависит от владельца и его команды. Разумеется, не стоит в 2025 году открывать бизнес по продаже гусиных перьев или карет, но любая современная тема при грамотном подходе вполне достойна проработки.

Ваша работа строится на рациональных основаниях — прогнозирование на основе тщательно разработанных финмоделей. Но как ее сделать достоверно, если вокруг столько неопределенных данных, которые невозможно все рассчитать и спланировать?

Один из плюсов грамотной финмодели — она позволяет в моменте адаптироваться к новым условиям и показать, что из этого произойдет. То есть качественно составленная финмодель всегда предполагает минимум три варианта развития событий — оптимистичный, пессимистичный, реалистичный — и всегда использует большое количество разнонаправленных данных, включая нефинансовые показатели. Финмодель бизнеса или инвест-проекта не за пять минут и даже не за неделю делается, тут нужно много ума, таланта, профессионализма.

Какой совет своим клиентам вы даете чаще всего?

Не держи свои деньги в бизнесе, постоянно думай, как сделать бизнес прибыльнее, плати себе и соучредителям дивиденды не реже раза в месяц.

Какой необычный совет вы дали своему клиенту?

Подарить деловому партнеру катамаран. Это плавательное средство, которое может стоить дороже, чем яхта, по сути, это плавучая дача, где есть своя кухня и гостиная. Катамаран гораздо комфортнее для тех, кто настроен хорошо проводить время и не хочет быть «морским волком». В результате партнер стал все больше времени проводить в отпусках и путешествиях, в значительной степени потерял интерес к операционному управлению компанией и дал возможность моему клиенту осуществить необходимые преобразования в бизнесе.

Когда предпринимателям нужно прибегать к услугам профессионалов в области управления финансами? Почему недостаточно аутсорс-бухгалтерии или хорошего внутреннего главбуха?

Надо смотреть по симптоматике. Если, несмотря на все предоставленные отчеты от бухгалтерии и финансовой службы, у собственника остаются вопросы, ощущение неясной картины происходящего, имеет смысл обратиться к специалистам, которые переведут финансовую тарабарщину на человеческий язык в разрезе того, что важно собственнику. Владельцу бизнеса редко нужны многостраничные сложносочиненные отчеты в Excel, ему нужны три-четыре ключевые цифры и точное понимание, бизнес в прибыли или убытках, причем реальных, а не на бумаге. К сожалению, большинство финансовых специалистов за деревьями леса не видят, точнее — за цифрами не видят реального положения дел.

Павел Вешаев
Павел Вешаев

Однажды вы совершили кругосветное путешествие. Что в нем было самым неожиданным?

Я продал один свой бизнес и, пока не вошел в другой, решил поставить жизнь на паузу, посмотреть мир, благо возможность и по времени, и по деньгам была. Очень рад, что принял такое решение, это была тотальная перезагрузка — эмоциональная, интеллектуальная, экзистенциальная. Именно в том путешествии я понял, что хочу и буду консультировать средний владельческий бизнес по управлению финансами. И вовсе не потому, что меня постигло озарение, когда я шел по дороге инков в Мачу-Пикчу, а потому что все мои знакомые оборвали мне телефон с просьбами различных финансовых советов. Эти звонки меня не доставали только во льдах Антарктиды, где нет мобильной связи. В любой другой локации весь год телефон звонил непрерывно и строго по финансовым вопросам. Я понял, что это судьба.

Главное, что я осознал, проехав и проплыв через Азию, Австралию, Антарктиду, Южную и Северную Америку, Африку и Европу, — что любое незнакомое место кажется гораздо опаснее, чем оно есть на самом деле. При приближении на небольшое расстояние все страхи рассеиваются. Хотя, конечно, я не дразнил сомалийских пиратов и не забредал в дикие уголки африканских джунглей.

Выгорание — как в бизнесе, так и в личной жизни — одна из основных проблем сегодняшнего дня. Как вы справлялись и справляетесь с этим?

Проблемы выгорания мне неведомы. Я очень люблю то, чем я занимаюсь, любая сложная финансовая задачка или несостыковка в бизнес-показателях вызывает у меня воодушевление и азарт. Иногда, бывает, заработаешься, но переутомление легко снимается коротким переключением: слетать в интересный город на длинные выходные, посетить бизнес-конференцию или просто как следует выспаться. Мои клиенты с «возрастным» бизнесом (ведь многие ведут свою бизнес-деятельность по 20-30 лет), безусловно, теряют энтузиазм неофита, но признаков выгорания не проявляют. Похоже, что это проблема топ-менеджеров. Их приходится отправлять в более длинный, чем обычно, отпуск.

Что вы ждете от 2025 года?

Как всегда: интересной, увлекательной, напряженной работы и новых бизнес-вызовов. Я жду продолжения волны импортозамещения, гонок наперегонки с инфляцией — это хорошее упражнение и для финансистов, и для бизнесменов. Кроме того, жду интересных геополитических коллизий.

Подписывайтесь на телеграм-канал «РБК Стиль»