Стиль
Герои Художник Дмитрий Кавка — о свободе, недоступности и трюках
Стиль
Герои Художник Дмитрий Кавка — о свободе, недоступности и трюках
Герои

Художник Дмитрий Кавка — о свободе, недоступности и трюках

Дмитрий Кавка, «Лучшие трюки для начинающих скейтбордистов», 2х1,5 м, холст, акрил, 2024

Дмитрий Кавка, «Лучшие трюки для начинающих скейтбордистов», 2х1,5 м, холст, акрил, 2024

В центре творческих индустрий «Фабрика» последние выходные работает выставка Дмитрия Кавки. Поход на нее предваряем разговором с художником — о том, как важно порой отпустить не кого-нибудь, а самого себя

Художник Дмитрий Кавка и словами, и делами транслирует качество, для которого современный мир с его скоростями и делами часто оставляет не так уж много времени и места. Это увлеченность. Новое тому подтверждение — персональная выставка «Лучшие трюки для начинающих скейтбордистов». В ее основе — живописные произведения, которые художник «погрузил» в хитросплетенные, а вернее, хитро сконструированные объекты из дерева. Внимательный наблюдатель, Дмитрий Кавка соединяет в своих проектах насущное, реальное и виртуальное, наблюдая, как цифровые технологии позволяют нам, к примеру, гулять по улицам других городов, не выходя из дома, как Google оказывается поисковой машиной, не лишенной нежности — конечно, при верных ему запросах и наставлениях.

Художник Дмитрий Кавка — о свободе, недоступности и трюках

Дмитрий Кавка, художник

О том, с чего все начинается. И о разрешении, данном самому себе

Мне совсем не хочется делить свои проекты на части. Можно, конечно, порассуждать о важности концепции и прочем, но мой опыт показывает, что когда я над чем-то тружусь, то не анализирую и не препарирую еще не созданное произведение. Некоторое время назад я разрешил себе делать так, как получается. Если концептуально проект не складывается, то я просто продолжаю заниматься какой-то отдельной его частью, например, формой, или делаю разные штуки с разными идеями, не пытаясь сразу их соединить в одно целое. Иногда концепция или смысл появляются уже после того, как все сделано.

Понимание того, что так можно делать, очень мне помогло. Я стал менее строго относиться к тому, что я создаю и придумываю, и мне стало от этого веселее и легче. Каждый мой проект — это какое-то открытие, какая-то новая информация, и она появляется только в процессе делания. А если я пытаюсь заранее придумать искусство в своей голове, то обычно использую свои старые знания и представления, и никакого открытия не происходит. Получается знакомо и скучно. Так что я могу начинать с чего угодно: с четкой идеи, с легкого намека на концепцию или с простого желания водить карандашом по бумаге.

Я стал менее строго относиться к тому, что я создаю и придумываю, и мне стало от этого веселее и легче.

Об искусстве и его частях

Если на мою выставку посмотреть с какой-то высокой точки, из космоса например, то она окажется и про смерть, и про невозможность получить то, что хочется, и про неудачи в жизни, и про волю к жизни, и про веру в себя, свою ценность и свои идеи. Видимо, сейчас это для меня важно.

Я обычно через искусство прорабатываю какие-то тревожные уголки своей личности, и потом меня отпускает. Но, тем не менее, я бы не хотел, чтобы зрителю казалось, что я занимаюсь арт-терапией. Это просто одна из частей моего искусства. Другие части отвечают, к примеру, за любовь к изображению или за желание создать удивительное и невозможное, которое бы и меня, и зрителя привело бы в великий восторг, такой, чтобы осталась светлая зарубка в памяти до конца жизни. И таких частей у меня много.

О внутреннем, внешнем и разнице взглядов

Зритель и художник находятся в диалоге. Если зритель умнее, насмотреннее, образованнее художника, то он найдет в его искусстве много того, о чем сам художник не догадывался. Тогда у художника есть шанс узнать о своем искусстве (и о себе) много нового. Такие зрители очень нужны, если, конечно, они ценят искусство этого художника. У меня было много случаев, когда куратор или зритель возвращали мне ценность некоторых моих работ, которые казались мне случайными, слабыми. Я сам не видел в них смысла, неверно их оценивал.

Обычно, чтобы мои публичные выступления были чуть интереснее, я добавляю в них проекты, которые никогда не показывал на выставках или которые не закончил. Многие из них публика принимает очень тепло, и мои идеи оказываются достойными того, чтобы я продолжал ими заниматься. А я не люблю бросать и не доделывать. У каждой моей идеи должен быть шанс на реализацию.

О мастерской

Мастерская — это рабочее пространство, место, где приятно находиться, кабинет и лаборатория для изучения и поиска. Это дом художника, который он строит под свой мир. У меня пока нет такого дома, но он обязательно появится. Это важное условие для становления художника, по крайней мере, для меня.

Об одиночестве и веселье

Я люблю рисовать в тишине и одиночестве. Но такая форма одиночества быстро надоедает. Я не смог бы работать один в мастерской, к примеру, целый месяц. На сосредоточенную работу меня хватает всего на несколько часов. Потом мне становится скучно, и хочется веселья. Ритуалов у меня нет, и, может быть, это не совсем хорошо. Но я, например, люблю покупать красивые коробочки для хранения красок, для карандашей и фломастеров. Это очень важно, чтобы все у меня хранилось в специальных пенальчиках, чтобы под рукой всегда были качественные кисточки или разные красивые ножи для заточки карандашей. Мои рисунки хранятся в красивых дорогих папках, и мне от этого спокойно. Один раз я купил себе огромный шкаф-каталог, чтобы в будущем, когда у меня появится своя мастерская, хранить в нем краски. Сейчас он стоит у меня в квартире, и там хранится какой-то хлам. Но я верю, что будет так, как я задумал.

О рукописности и воздухе

Если у вас есть возможность услышать музыку только в каком-то определенном месте и только в какое-то особенное время, то тогда и музыка не станет для вас фоном, и вы будете ловить каждый звук. Если письмо идет до любимого человека неделю, а ответа нужно ждать еще неделю, то вы вложите в него все свои чувства, всю свою тоску и радость от будущей встречи.

Я уверен, что недоступность или ограничения делают нашу жизнь осмысленнее. Когда я лежал в больнице и почти не мог передвигаться, и мне каждый день становилось все труднее дышать, я смотрел в окно и понимал, что люди не ценят того, что они могут просто гулять по улице, просто смотреть на небо и просто дышать. Сейчас я нередко вспоминаю ту свою нехватку воздуха, и мне это помогает перестать волноваться о маленьких проблемах и обидах, которые часто кажутся мне очень и очень важными.

О галереях и галеристах

У меня небольшой опыт работы с галереями. Думаю, что это должны быть взаимовыгодные отношения, построенные на любви к искусству, большом интересе к художнику и коммерческой выгоде для всех. Это дело, в которое верят оба партнера и вкладывают в это дело свои силы многие годы. Я был бы рад, если бы у меня в жизни появились такие партнеры. Я верю в свое дело и буду вкладывать в него свое время и деньги, но с заинтересованными людьми мое развитие было бы более стремительным. Я сейчас еду на велосипеде, а мне нужна ракета.

О художниках

Художники нуждаются в других художниках. Поэтому они собираются в группы, помогают друг другу и ходят друг к другу на выставки. Иногда одни группы художников не любят другие группы художников, а иногда любят. У художников происходит все то же самое, что и у других людей. Не думаю, что профессия накладывает какой-то отпечаток на личность человека. Есть художники открытые и помогающие, а есть закрытые. Я бываю и тем, и другим. Закрытым, надеюсь, я бываю гораздо реже.