Как развивать бизнес в период кризиса: разговор с экспертом
Кермен Наминова в прошлом работала директором ресторана, а также ведущим юристом в холдинге IBS. Сейчас она ведет свой бизнес, причем в совершенно разных сферах: производство текстиля для дома под брендом «ILOTUS текстиль», производство женской одежды — бренд SNAMI, ремонт и строительство — «ILOTUS недвижимость», сеть предприятий общественного питания «Суши Маркет».
А еще Кермен — автор книги «Стартапы в кризис». Она кардинально меняет мнение о стартап-проектах, влиянии нестабильных ситуаций на них и рассказывает о том, как вести себя в такой период. Мы поговорили о принципах успешного развития бизнеса в эпоху неопределенности.
В кризисное время вы открыли сразу несколько бизнесов. Расскажите, с чего вы начинали?
Переехав в Москву в 2005 году, я устроилась официантом в сетевой ресторан и за короткий срок стала директором. Параллельно делала первые попытки в бизнесе, закупала мелким оптом кожаные женские сумки, кошельки, ремни и продавала их в розницу через интернет-площадки («Авито», «Биглион»). Проработав в ресторанном бизнесе немало лет, я поняла, что люблю его и хочу в будущем открыть свой общепит. С 2014 года под моим руководством осуществлялось комплексное развитие «Суши Маркета».
В 2014 году я создала строительно-ремонтную компанию. Мы занимались проведением ремонтных работ для заказчиков, а также подбирали под ремонт квартиры с целью последующей перепродажи. Ключевая ценность, на которую я ориентировалась в работе, — дать покупателю только положительные эмоции, сделать его действительно довольным.
В период открытия швейного цеха у меня уже был накоплен управленческий опыт, позволяющий хорошо организовывать деятельность сотрудников, правильно распределять производственные мощности. Открытие швейного цеха связано со стремлением выпускать текстильную продукцию высокого качества.
Как вам удавалось и удается все совмещать?
Я считаю, что мне помогает любовь к делу и высокая работоспособность. Только искренняя любовь может привести к желаемым результатам, это главное качество для бизнесмена, который хочет достичь определенных успехов. Я хотела бы выделить основные факторы, влияющие на работоспособность.
- Психологические. К ним относится уровень мотивации, способность противостоять стрессу. Человек в стрессе не контролирует свои мысли, тогда как спокойный и радостный легко справляется с задачами и рождает на свет тысячи новых идей и возможностей. Необходимо регулярно уделять время психотерапии и спорту, который отлично помогает снять стресс и напряжение.
- Физические. Для эффективной работы нужно создать комфортную обстановку. Правильный свет: много естественного света, искусственное холодное приглушенное основное освещение пространства и настольная лампа на рабочем месте. Климат-контроль: комфортная температура, влажность воздуха, хорошая вентиляция. Плохая вентиляция в помещении способствует возрастанию углекислого газа, что становится причиной головной боли, рассеянного внимания и раздражительности.
- Физиологические. Подразумевается хорошее состояние организма, продуктивная работа всех систем: нервной, сердечно-сосудистой и других. При интенсивных нагрузках необходимо стараться соблюдать режим сна и питания.
Сегодня ваш бренд ILOTUS показывает стабильные продажи на маркетплейсах и активно фигурирует на рынке СНГ. Считаете ли вы, что кризис — это время новых возможностей?
Безусловно. В трудный период одни компании делают все для того, чтобы удержаться на плаву. Другие быстро адаптируются, активно ищут и реализуют новые идеи. Любой кризис рано или поздно заканчивается. И тогда первые при наилучшем раскладе остаются со своим сохраненным делом, а вторые успешно занимают новые ниши и выводят свой бизнес на лидирующие строчки.
На эту тему вы написали книгу «Стартапы в кризис». Что вас вдохновило на ее создание?
На ее создание меня вдохновило наблюдение за происходящими событиями: когда только начали вводить внешние ограничения из-за COVID-19, началась пандемия, я активно занималась сопровождением двух ярких стартап-проектов. Меня поразил негативный настрой одного из учредителей второго проекта. Он считал, что мы не можем развивать стартапы в кризис, ведь даже самый сильный бизнес терпит убытки и закрывается. Эта ситуация натолкнула меня на мысль, действительно ли прав мой оппонент. Я решила развеять его миф. Более того, я столкнулась с подобным мнением многих коллег, которые показывали хорошие результаты при развитии своих стартапов.
Я длительное время отслеживала ситуацию и делала заметки в записной книжке, не только отмечала интересные факты при работе с этим стартап-проектом, но и смотрела за ситуацией в мире, фиксировала происходящие события и их влияние на других игроков рынка. И все это вылилось в книгу. В ней я рассказала, как развивать стартапы в период кризиса, как преодолевать возникающие трудности.
В книге вы пишете о том, как решить одну из главных проблем индустрии, преодолеть стереотипы и неуверенность в создании и развитии стартап-проектов в кризис. Ведь именно они влияют на экономическое развитие страны. Расскажите об этом подробнее.
Моя книга в значительной степени позволяет изменить представления читателя о стартап-проектах, влиянии кризиса на них, о том, как вести себя в кризис, будучи не только членом команды стартап-проекта, но и малого или среднего бизнеса. Мне удалось собрать как первичные, так и последующие исследования и верно проанализировать их, дать настоятельные рекомендации, строящиеся на личном опыте развития стартапа.
В книге передан важный опыт теории и практики работы российского и зарубежного рынков. Мною даны важные рекомендации, строящиеся на опыте создания и развития стартапов.
Книга полезна не только начинающим стартап-деятелям, но и действующим руководителям бизнеса, поскольку содержит подробный разбор возможных ошибок и верные методы и стратегии для развития бизнеса, описание того, как правильно реагировать на тренды.
Вы написали несколько статей в научные журналы, включенные Высшей аттестационной комиссией России в перечень изданий, отвечающих определенным высоким критериям. Можете выделить две-три основополагающие работы для тех, кто планирует запуск бизнеса?
В статье «Рекомендации по масштабированию стартапа» представлен анализ сущности масштабирования бизнеса, показано, чем он отличается от роста предприятия. Выделены частые ошибки предпринимателей при создании стартапа и его развитии. Сформулированы рекомендации, как правильно масштабировать бизнес, почему это стоит делать и каких ошибок следует избегать.
В работе «Методика массового подбора персонала для крупного бизнес-стартапа» я разобрала, чем массовый подбор персонала принципиально отличается от подбора профессий. Вместо тщательного точечного отбора специалистов нужно привлекать и трудоустраивать большое количество сотрудников в короткие сроки. В крупных компаниях объем найма измеряется тысячами в месяц. Эта задача требует специального подхода к процессам на всех этапах рекрутмента — от привлечения соискателей до оформления и вывода на работу. Я также предложила методику массового подбора для крупного бизнес-стартапа, которая будет работать четко и даст нужный результат.
Статья «Стратегия привлечения инвесторов для развития стартапа» посвящена вопросам разработки стратегии привлечения инвесторов с целью развития стартап-проекта. Я определила основную теорию в области развития стартапа, отметила характерные особенности его формирования, произвела сравнение стартапа с малым бизнесом. Интересно, что развитие стартапа требует привлечения широкого инвестиционного капитала — в статье представлена теория построения взаимодействия с инвестором, концепт стратегии и итоговый вид ее элементов для привлечения инвесторов.
Вы участвовали в жюри на федеральных конкурсах, а также были приглашены в качестве рецензента научных статей в Евразийском юридическом журнале. Как это сказалось на вашем познании принципов управления и развития бизнеса?
Я научилась ценностям развития бизнеса не только на своем руководстве, но и когда участвовала в качестве члена жюри в нескольких конкурсах, занималась активной научно-исследовательской деятельностью. Например, когда была действующим членом жюри конкурсов «Лидер промышленности» и «Лидер высоких технологий», мне удалось поработать с достаточно разносторонними людьми, профессионалами своего дела с собственными идеалами и принципами. В целом конкурс проводился для талантливейших промышленников и предпринимателей из высокотехнологичных отраслей экономики, которые также делали фокус на команде и человеческих ресурсах.
Аналогичная ситуация наблюдалась, когда я выступала в качестве рецензента научных статей в Евразийском юридическом журнале, куда была приглашена главным редактором. Совместно с другими коллегами — научными деятелями — мне удалось проделать колоссальную работу по повышению качества публикуемых научных работ и рассмотреть сотни статей перспективных авторов, подающих большие надежды в научном поле.
Система управления бизнесом — это не какая-то отдельная технология, а комплексный метод, который включает в себя множество процессов. Топ-менеджер, который создает систему, должен уметь анализировать ситуацию в компании, чтобы выбрать подходящий способ организовать процессы, разбираться в управлении персоналом, уметь создавать механизмы мотивации, которые будут работать на всех уровнях бизнеса. Должен быть лидером, за которым пойдут сотрудники и в идеи которого поверят.
Поделитесь принципами успешного запуска и развития нового бизнеса в кризис.
Планирование служит основой функционирования любого бизнеса. Имея систему планов, владелец бизнеса всегда может оперативно переключаться между ними. Вот несколько принципов успешного запуска бизнеса.
- Используйте самый плохой план развития событий как фундамент. Фундамент — это то, от чего отталкиваются остальные планы и предпринимаемые действия. Нужно всегда быть готовым к самым негативным условиям и последствиям, но, несмотря на это, необходимо стремиться и к их использованию во благо собственного развития.
- Развивайте внутренние ценности, грамотно подбирайте людей. Слаженная команда компании становится одним из элементов, строящих устойчивость бизнеса даже в самых неопределенных условиях. Ценный сотрудник всегда поможет сгенерировать те идеи, которые, вероятно, могут стать основой будущей деятельности вашей компании.
- Комплексно оценивайте издержки и ищите способы их снижения. Оценка издержек бизнеса — это важная основа его функционирования.
- Попрощайтесь активами, которые вас тяготят. Это также является одним из элементов управления издержками — многие неиспользующиеся активы компании могут формировать такие убытки, совокупные значения которых позволили бы заменить эти активы на новые, более верные и работающие на благо компании. Важно, чтобы актив был способен приносить прибыль. В противном случае его использование и хранение на счету компании нецелесообразно.
- Проанализируйте ваши продукты. Конкурентны ли они при самом плохом сценарии? Анализ продуктов — это один из этапов управления качеством. Анализ стоит во главе любой системы управления, поскольку позволяет оценить современное состояние и двигаться дальше. Но вот в каком направлении двигаться, решение всегда остается исключительно за владельцем.
- Пересмотрите продукт и продумайте способы и варианты его улучшения сегодня, завтра, через год. Путь развития продукта при этом должен смело следовать за тенденциями. Нельзя резко отказываться от прошлого опыта, необходимо совмещать новые практики и плавно подготавливать основных потребителей к будущим изменениям, адресно пробовать нововведения, измеряя позитивный и/или негативный эффект от внедрения.
- Комплексно работайте с маркетингом, оценивайте риски. Маркетинговая политика становится одним из факторов, стимулирующих спрос на продукцию компании. Если не развивать маркетинг, компания теряет один из вероятных высококачественных стимулов роста и развития.
- Имейте много партнеров, обеспечьте собственную независимость от поставщиков. Независимость бизнеса — это исключение ситуаций, когда компания не может продолжать свою работу не из-за собственных проблем, а из-за проблем других компаний. Важно учитывать это при принятии решений и развитии внутренней структуры.
- Ведите работу с клиентами, развивайте отношения. Политика работы с клиентами требует особенно трепетного отношения. Даже если работа осуществляется с массовыми потребителями, нужно пытаться найти подход к индивидуализации продаж, позволить клиенту почувствовать особое отношение. Возможно, это станет поводом для выбора вашей компании среди множества других аналогичных.
- Эффективно распределяйте выручку по заранее проработанной схеме. Выручка — это основа запуска всех бизнес-процессов. Важно распределять собственные затраты и наиболее эффективно реализовывать намеченные планы.
- Исключите хаотичность. Планировать и действовать важно четко, оперативно, не поддаваясь эмоциям. Планирование — это основа любого бизнеса. В деятельности компании необходимо придерживаться возможностей грамотного управления установленными планами. Это требует свежего взгляда на ситуацию и учета всех факторов, принятия во внимание текущей ситуации и сценария.
Благодаря этим принципам за годы работы мне удалось не просто развить бизнес в сфере недвижимости, общепита и легкой текстильной промышленности, но и вывести одну из своих компаний на международный уровень.