Креативный директор, режиссер, хореограф Кулаев — о церемониях класса А
Креативный директор, режиссер и хореограф Вячеслав Кулаев работает на крупнейших международных мероприятиях. В его портфолио — церемонии открытия EXPO, «Формулы-1», чемпионата мира по боксу и других мероприятий. В 2022 году он выступил в качестве режиссера шоу церемонии закрытия чемпионата мира по футболу в Катаре.
Расскажите, как вы пришли в креативную сферу? С чего начинался ваш путь?
В профессии я в общей сложности 25 лет. На первых этапах работал как в коммерческой сфере (на телевидении, в кино, музыкальных шоу), так и в хореографических перформансах, театре и балетных постановках, где выступал хореографом-постановщиком. Это такие известные проекты, как Музыкальная премия «Муз-ТВ», Премия телеканала «Ру.ТВ», проекты «Первого канала» «Танцуй», «Болеро», «Лед и пламень», «Точь-в-точь», «Большая разница», и много других.
Но меня всегда увлекало шоу. Поэтому я стал двигаться в сторону креативной режиссуры. Мотивацией для того, чтобы стать креативным директором, стало участие в церемонии открытия зимних Олимпийских игр в Сочи, где я выступил креативным помощником режиссера-постановщика Андрея Болтенко. Затем началась самостоятельная работа креативным директором шоу и режиссером различных проектов, которые становились крупнее, ответственнее, круче.
Какой крупный проект стал первым и решающим для вас?
В начале 2017 года мне предложили выступить креативным директором и режиссером церемоний открытия и закрытия международной выставки EXPO в Астане. Это мировое событие, история которого восходит к появлению и Эйфелевой башни в Париже, и статуи Свободы в Нью-Йорке, и монумента «Рабочий и колхозница» в Москве и так далее. Впервые в истории EXPO проводилась на территории стран бывшего СССР. В данных проектах я выступил как креативный директор, шоу-режиссер и режиссер-хореограф.
Церемония открытия EXPO-2017 — это уникальный с точки зрения креатива, постановки шоу и применения технологий проект, над которым работали специалисты и компании из Казахстана, Канады, Германии, России, Бельгии, США, Франции. Главная особенность нашей постановки была в том, что для такого имиджевого проекта я выбрал не официозной язык церемонии, а спектакль, который провел зрителя через атмосферное, тонкое шоу по теме выставки «Энергия будущего» в едином художественном ключе. С самого начала я задумал реализовать этот проект как мультимедийный балет, в основе которого лежит триптих художественных инструментов: язык музыки, движения и технологий.
На первом месте в моей работе всегда стоит музыка, так как она служит скелетом, основным сценарием к действию в любом шоу, которое я разрабатываю. В этом проекте я посекундно работал над музыкой с композитором Александром Князевым, добиваясь того результата, который отражал мое видение шоу.
Основным художественным языком я выбрал хореографию, так как центром шоу стал человек и его взаимодействие с миром. В работе над ней я смешал различные направления, от contemporary dance до hip-hop и даже немного folk dance, в реализации помогали коллеги-хореографы.
Если говорить про церемонию закрытия EXPO 2017, нам удалось создать трансформирующееся многоуровневое сценическое пространство с парящим кубом весом 4 т, на каждую из плоскостей которого проецировалась графика. Все динамические элементы декораций были синхронизированы с действиями танцоров и воздушных гимнастов, лазеров. Интеллектуальная схема графического содержания позволила стереть грань между проекциями и реальными действиями на сцене. За 30 минут нам удалось показать историю EXPO и то, как может измениться мир и жизнь людей в нем.
Отдельно стоит отметить хореографию, невероятно красивую и атмосферную музыку и работу с видеоконтентом. Шоу получилось зрелищным и технически безупречным. Оно получило престижную премию BEMA в номинациях «Лучшее торжественное открытие» и «Лучшее использование инновационных технологий».
Сейчас вы активно развиваетесь в креативной режиссуре и хореографии в сфере международных событий класса А. Какие проекты относятся к этой категории?
Мой опыт больших проектов начался с церемонии открытия зимних Олимпийских игр — 2014 в Сочи. С тех пор, помимо EXPO-2017, я работал на таких крупных международных проектах, как церемония открытия Гран-при России «Формулы-1», церемония открытия чемпионата мира по боксу — 2021 и церемония закрытия чемпионата мира по футболу в 2022 году в Катаре.
Какую роль вы выполняли в подготовке к церемонии закрытия чемпионата мира по футболу в Катаре?
В нем мне удалось поработать с лучшей международной командой профессионалов в сфере производства шоу мирового масштаба. В церемонии участвовали мировые звезды, многократные обладатели «Грэмми» и премий Billboard, например латиноамериканский артист Ozuna и певец GIMS из Франции.
С компаниями Sila Sveta и Qatara Studios мы реализовали креатив, который стал проявлением культуры и инноваций. В шоу закрытия сочетались традиционная катарская и современная международная музыка. В моей работе было много сложной, эффектной и в данном случае массовой хореографии. Мы также использовали передовые технологии со множеством захватывающих визуальных эффектов и пиротехники, освещающей небо. Шоу прослеживает движение от древнего и традиционного к современному и международному. Над шоу работали около тысячи человек из разных стран.
Вы сотрудничали не только с международными проектами, но и участвовали в крупных событиях в России. Расскажите о работе над церемонией открытия этапа «Формулы-1» и Олимпийских игр в Сочи.
Я работал над двумя первыми церемониями «Формулы-1» в Сочи. Это было в первые годы проведения гонки, а дальше этих церемоний в таком масштабе не делали. Сложность проекта заключалась в его площадке, которой, по сути, и нет — это почти 500-метровая часть трека, которую нужно интересно и креативно заполнить. В этом был основной вызов, с которым, я считаю, мы справились успешно.
Было интересно попасть в механизм и атмосферу одного из ведущих спортивных событий мира, посмотреть, как это работает, ведь «Формула-1» уже давно не просто спорт, а целая вселенная, в интересы которой входят различные индустрии: спорт, развлечения, мода, шоу-бизнес, телевидение, кино и так далее. Это действительно впечатляет.
Что касается моего участия в церемонии открытия Олимпийских игр в Сочи, тогда я еще даже не начал реализовывать себя как режиссер шоу или креативный директор, но мне удалось поучаствовать в нем в качестве креативного ассистента режиссера-постановщика. Это событие, которое невозможно забыть, опыт, который ты проносишь через всю жизнь.
В чем, на ваш взгляд, заключаются различия в устройстве и организации крупнейших мировых и российских событий индустрии развлечений?
Опыт работы с международными компаниями и российский подход к производству шоу различаются, но не могу сказать, что разительно. Отчасти потому, что мы и сами выросли и значительно продвинулись вперед в создании развлекательного продукта. Конечно, масштабы, аудитория, бюджеты часто несравнимы с масштабами мировых проектов, но возможности и уверенность реализовывать подобное у нас есть.
Российские постановщики набрались опыта на таких проектах, как «Евровидение» (которое в 2009 году проходило в Москве), Олимпийские игры и чемпионат мира по футболу, наши творческие и технические ресурсы приближаются по уровню к зарубежным. Единственное, чего пока нам недостает по объективным причинам, это систематичность проектов международного уровня и масштабов. Но, как показывает практика последних лет, мы, несмотря ни на что, ценимся за пределами России.
Главные особенности сотрудничества с международными компаниями заключаются в том, что их работы измеряются десятками лет в индустрии — со систематическим, непрерывным опытом реализации проектов разного уровня. Система взаимоотношений налажена идеально, не бывает такого, что юнит или отдельный специалист, который отвечает за один фронт работы, будет реализовывать что-то другое, даже если бы мог, так как это не его контракт, не его экспертиза и так далее.
В целом у зарубежных команд есть большие плюсы — это постоянный опыт, структурность, системность. И главное, непрекращающаяся коммуникация между департаментами, направлениями, подрядчиками и так далее в формате коротких совещаний, встреч, конференций. Все это большая часть работы, которая позволяет быть абсолютно всем на одной волне, в одном информационном поле, «в апдейте». У российских специалистов есть смелость взять на себя риски и справиться с ними, что часто не просто улучшает результат, а порой обеспечивает его.
Работа с ведущими международными компаниями в сфере развлечений обогащает твой опыт и набор инструментов, приемов, помогает создать актуальный, уникальный продукт. Кстати, сейчас с коллегами-продюсерами, с которыми мы успешно реализовали проект EXPO Astana, я готовлю симфоническое мультимедийное шоу с международной командой. Это обещает быть ярким проектом с инновационным движком — шоу будет ориентировано на все органы чувств зрителя. Мы будем использовать самые современные технические решения. Очень надеюсь, что наши планы осуществятся и, начав с Казахстана, мы покажем это шоу по всему миру.