Стиль
Герои От книготорговца до богатейшего человека планеты: карьера Джеффа Безоса
Стиль
Герои От книготорговца до богатейшего человека планеты: карьера Джеффа Безоса
Герои

От книготорговца до богатейшего человека планеты: карьера Джеффа Безоса

Фото: Global Look Press
Гендиректор Amazon Джефф Безос объявил, что уйдет с должности в третьем квартале 2021 года. «РБК Стиль» решил вспомнить, как он сколотил империю и заработал почти $200 млрд

Во многих интервью Джефф Безос рассказывал, что с детства был «гаражным изобретателем»: из наполненных цементом покрышек мастерил автоматические ворота, из фольги и зонта — солнечную печь, из гремящего противня — сигнализацию. Говорит, смекалка передалась от деда по материнской линии, разрабатывавшего космические и ракетные технологии в военной программе DARPA. После выхода на пенсию дедушка переехал на ранчо в Техас, где Безос и проводил лето каждый год с 4 до 16 лет. Ферма располагалась в такой глуши, что проще было научиться делать все необходимые предметы своими руками, чем вызывать специалистов или ехать в город. Так, дед собственноручно штопал раны скоту иглами, которые сам же и мастерил, или, например, собрал на пару с внуком подъемный кран из подручных средств, чтобы передвинуть запчасти Caterpillar. Джефф с детства впитал тезис о том, что главное — верить в свои силы, проявлять находчивость и гибкость, о чем рассказал изданию TechCrunch.

Первую попытку сколотить собственный бизнес будущий мультимиллиардер предпринял в старших классах. Недолго пожарив картошку в McDonald’s, он открыл образовательный лагерь для подростков Dream Institute с упором на изучение литературы. Удалось набрать шесть платных учеников, двумя из которых были брат и сестра Джеффа.

Из хедж-фонда в книготорговцы

После школы Безос поступил в Принстон, но не на кафедру теоретической физики, как хотел, а на кафедру информатики и электроизмерительных приборов. Иными словами, судьба сама усадила будущего отца e-commerce за компьютер.

Джефф отмахнулся от вакансий в Intel, Bell Labs и Andersen Consulting, чуть было не организовал собственный стартап с рассылкой новостей по факсу за подписку, но спасовал и попросил знакомого хедхантера подыскать вакансию в технологической компании. Так создатель Amazon попал на собеседование на Уолл-стрит в D. E. Shaw — молодой хедж-фонд, активно использовавший компьютерные технологии. С основателем фонда Дэвидом Шоу они сразу нашли общий язык, и Безос проработал в D. E. Shaw четыре года.

К 1994 году 30-летний Безос получал шестизначный оклад на должности старшего вице-президента компании, но душу это не грело. Джефф возродил мечты о стартапе. «Я представил себя через 50 лет и задумался: буду ли 80-летний я жалеть, что ушел с работы? Решил, что даже об этом не вспомню. Я очень боялся пожалеть о том, что не рискнул. Страшнее всего не рискнуть. Если бы я рискнул и прогорел, сто процентов не жалел бы», — изливал душу Джефф в интервью CNBC. Проведя короткий ресерч, Джефф выяснил, что онлайн-торговля в середине девяностых увеличивалась на 2300% в год. Даже самый амбициозный финансист с Уолл-стрит не мог не преклониться перед потенциалом интернета.

Джефф Безос составил список из 20 продуктов, которые могли бы продаваться в сети лучше остальных. В шорт-лист вышли софт, компакт-диски и книги. Книжный червь и бывший декан литературного лагеря Безос не мешкая выбрал последнее, уволился из хедж-фонда и, взяв жену Маккензи и собаку Камалу, рванул в Сиэтл.

5 июля 1994 года Безос зарегистрировал компанию Cadabra, Inc., но знакомый юрист подсказал, что словечко слышится как «cadaver», то есть «труп». Джефф прошерстил словарь на предмет более благозвучных слов и остановился на Amazon (поскольку амбициозный стартапер мечтал сколотить самый масштабный онлайн-ресейл книг, имя самой полноводной реки как раз подошло). Впоследствии Джефф не раз отмечал: «Бренд-нейм очень важен. Особенно если ваш бизнес находится в онлайне, а не в физическом мире».

Фото: Global Look Press

Снова в гараж, а потом — в миллионеры

Первый год Безос с женой и парой сотрудников трудились в гараже арендованного дома. Там, помимо стартапа, зародились корпоративные традиции Amazon: вечеринки по пятницам и сосновые двери вместо столешниц (столы для гаражного офиса Джефф выпиливал из досок).

В июле 1995-го мир (точнее, его имеющая выход в интернет часть) увидел Amazon.com. Не прошло и месяца, как недельная выручка достигла $10 тыс. За первую неделю сентября стартаперы распродали книг на $20 тыс., появились покупатели во всех штатах США и за рубежом. Быстрый успех отец-основатель отметил расширением ассортимента товаров: добавил музыкальные диски и винил, сохранив тот же принцип, что и с книгами — выбор шире, чем в офлайновых магазинах, а ценник — приятнее.

Потом он разослал тысяче случайным образом отобранных клиентов письмо с вопросом, какой еще товар они бы приобрели на Amazon. Фидбэки пестрили разнообразием. «Так что я решил вести экспансию по всем категориям. Начал с электроники, продолжил одеждой — и пошло-поехало», — говорил Безос CNBC. Суммарный объем продаж за первый год работы платформы составил $15,7 млн, а штат компании к осени 1996 года расширился до 100 сотрудников. 15 мая 1997 года Amazon вышла на IPO, разместив свои акции на NASDAQ по 18$. В первый день компании удалось собрать $54 млн при капитализации в $438 млн.

Фото: Global Look Press

Нарастающий аппетит

Резкий скачок новичка на рынке ввел в ступор конкурентов. В том же году крупнейшая американская книготорговая компания Barnes & Noble запустила собственную онлайн-платформу, а вместе с ней — агрессивную пиар-кампанию с заявлением, что у них больше книг, чем на Amazon.com. Параллельно Barnes & Noble подала против Amazon иск, утверждая, что рекламный слоган «Крупнейший книжный магазин на Земле» вводит в заблуждение, поскольку «это вовсе не книжный магазин, это книжный брокер».

Но отец Amazon уже уверенно стоял на ногах и не стал обращать внимания на выпад конкурентов. Кроме того, Безосу приелся ярлык «крупнейшего книжного магазина», и от заполнения онлайн-полок всякой всячиной он двинулся в сторону активного сотрудничества с другими площадками e-commerce. В феврале 1999-го Amazon купила 40% только запустившейся интернет-аптеки Drugstore.com, что стало важным стратегическим шагом — онлайновый рынок медикаментов оценивался на тот момент в $150 млрд. Тем же летом, оседлав поднятую eBay волну онлайн-аукционов, Джефф ударил по рукам с Sotheby’s и запустил сервис sothebys.amazon.com. А позже — программу Shop the Web, благодаря которой компания получала комиссию за перенаправление своих покупателей в другие интернет-магазины с неконкурентным ассортиментом.

Также разработчики активно совершенствовали процесс покупки на сайте компании. Amazon первой ввела систему заказа в один клик (запатентовав разработку, она впоследствии судилась с конкурентами, которые ее использовали) и программу бесплатной доставки заказов стоимостью свыше 99$. Новые возможности площадки поддерживали ее популярность и гарантировали лояльность покупателей.

Авторский метод

В 1999 году продажи Amazon достигли $610 млн, а штат разросся до 3 тыс. человек. При этом на долю компании приходилось 85% онлайнового книжного рынка, а ближайший конкурент — Barnes & Noble — довольствовался лишь 11%. В том году акции Amazon продемонстрировали рост в 40 раз со времени IPO, а личное состояние Безоса впервые превысило $10 млрд.

Несмотря на то что Amazon стала одной из главных площадок e-commerce, ее прибыль была близка к нулю. Но отец-основатель не паниковал: по его расчетам, компания и не должна была получать прибыль в течение первых четырех-пяти лет. Выручку сжигало непрерывное наращивание оборотов. «Это забег на длинную дистанцию», — утверждал Безос в 1997-м (и так же озаглавил первое открытое письмо к сотрудникам).

Первую прибыль компания получила точно по расписанию: спустя пять лет после запуска, в 2001-м году. За те три месяца при выручке более $1 млрд Amazon заработала $5 млн. Рисковая бизнес-стратегия Джеффа сработала.

Фото: Global Look Press

Все, что пожелаете, — по подписке

В феврале 2005 года гигант Amazon пополнился сервисом Amazon Prime. Изначально подписчики за ежегодный платеж в $79 (сегодня — $99) получали бесплатную двухдневную доставку любых заказов с Amazon в пределах США. С 2007 года началась мировая экспансия, сейчас подписка доступна в 18 странах. На январь 2020 года Amazon Prime насчитывал 150 млн подписчиков.

В сентябре 2006 года Amazon запустила Unbox — сервис, позволявший скачивать фильмы и телепередачи в DVD-качестве. С развитием инфраструктуры компании в США и по всему миру он превратился в стриминговый сервис и стал называться Prime Video. В 2010 году компания организовала собственное телепроизводственное подразделение — Amazon Studios, снимающее сериалы и фильмы.

В 2015 году через сервис стало можно смотреть сторонние телеканалы (на сегодня их насчитывается более 150), а в 2017 году Amazon Studios за $250 млн получил права на телевизионную адаптацию «Властелина колец». Cегодня в стремительно пополняющейся лиге стриминговых сервисов Amazon удерживает второе место на рынке США с долей 22% (на первом месте Netflix с долей 31%).

В сентябре 2007 года Amazon пополнился сервисом Amazon Music, который в 2020-м, по подсчетам Counterpoint Research, нарастил обороты. Число подписчиков увеличилось на 104% по сравнению с 2019-м, а доля выручки составила 12%: сервис Amazon обошел даже YouTube Music, получивший 9%.

Помимо перечисленного, спрут Amazon запустил щупальца на рынок смартфонов: в 2014 вышли провальный Fire Phone и вполне успешные телеприставка Fire TV и умная колонка Echo. Тремя годами позже Amazon проник в фуд-индустрию: Безос купил сеть супермаркетов органических продуктов Whole Foods за $13,4 млрд.

Такое разнообразие обходится недешево. Годовая выручка Amazon на 27-м году существования корпорации выросла на 30% и составила $386,1 млрд. Да и сам Джефф Безос, в 2019-м порвавший с женой и отстегнувший ей 4% акций Amazon ($38,3 млрд), в прошлом году заработал $6,4 млрд за день в разгар пандемии и уже в мае аналитики Comparisum предрекли ему судьбу первого триллионера на Земле к 2026-му году. Скорее всего, новая должность (Джефф пересядет в кресло исполнительного председателя правления) не заставит его выбиться из графика.

Жизнь богатейшего человека в истории: Джефф Безос и его привычки.