Стиль
Герои Юлия Митрович: «Выиграют те, кто смог диверсифицировать бизнес»
Стиль
Герои Юлия Митрович: «Выиграют те, кто смог диверсифицировать бизнес»
Герои

Юлия Митрович: «Выиграют те, кто смог диверсифицировать бизнес»

Сооснователь Novikov School Юлия Митрович все время самоизоляции потратила на то, чтобы полностью перестроить работу школы, ориентируясь на запросы рынка.

Закрытие ресторанов, произошедшее 28 марта, привело к тому, что рестораторы столкнулись с огромным количеством проблем — необходимо было платить зарплату персоналу, оплачивать аренду, разбираться с поставщиками и т.д. Единственным средством для получения хоть каких-то оборотных средств оказалась ресторанная доставка, которую с разным успехом начали запускать практически все рестораторы. Юлия Митрович пообщалась с «РБК Стиль» и рассказала о том, как школа пережила карантин, поделилась своим видением текущей ситуации и прогнозами о будущем ресторанной сферы.

За три месяца самоизоляции все рестораторы изобретали новые форматы. Наверняка вы в школе тоже не сидели сложа руки. Какие курсы запустили онлайн и подходит ли для людей такой формат обучения?

С 1 апреля запустили в Zoom мастер-классы и привлекли к проекту практически всех шефов, которые у нас преподавали. О популярности этой истории говорит тот факт, что в общей сложности в мастер-классах приняли участие свыше 5 тыс. человек. Это огромные цифры с учетом того, что в школе за три года мы обучили около 15 тыс. человек.

Я слышал, что у вас, несмотря на тяжелейшее для всего бизнеса время, было целое «социальное» направление деятельности и что вы помогали всем, кому только могли?

Ну, это вы преувеличиваете, хотя мы старались изо всех сил. (Смеется.) В рамках онлайн-формата мы прежде всего сделали серию бесплатных онлайн-вебинаров (по маркетингу, по юридическим нюансам, по операционной деятельности, по работе с командой и т.д.) практически со всеми экспертами школы и кураторами. Они до сих пор выложены в открытом доступе. Кроме того, с самого основания школы у нас был такой популярный формат, как видеоуроки, и в общей сложности на начало карантина было снято порядка 300 видео. Мы работали в бизнес-модели кулинарного Netflix — за 595 руб. в месяц ты имеешь доступ ко всему. На время самоизоляции мы сделали доступ к видеоурокам бесплатным и получили нереальный для нас трафик в 40 тыс. просмотров в неделю.

Если же говорить о чисто «социальных» программах, то все время самоизоляции мы, не останавливаясь, готовили для двух категорий — врачей и мигрантов. Для врачей, которые все эти месяцы боролись не покладая рук с пандемией, мы делали около 5 тыс. порций в месяц. Вторая программа была ориентирована на мигрантов — на тех, кто остался и без работы, и без какой-либо поддержки. К счастью, у школы нашлись бизнес-партнеры, которые поддержали проект своими деньгами. Мы стартовали в начале мая и продолжаем его до сих пор, готовя порядка 30 тысяч порций обедов в месяц...

Как я понял, вам пришлось срочно «переобуваться» с офлайн-обучения на онлайн. Насколько это было сложно и какие проблемы возникали?

Это было непросто, но мы достаточно оперативно смогли запустить полноценное онлайн-обучение. Сложнее было с бизнес-школой, там важно было перенести нашу методологию и образовательный движок. Получилось все отлично и практически все студенты говорили, что у них возникало полное ощущение работы в классе, хотя все происходило в онлайне. Мы смогли организовать все, что было необходимо, — полноценное общение с преподавателем, «нетворк», в котором все работали, и даже «онлайн-бар», в котором все могли неформально общаться и обсуждать накопившиеся вопросы. Чтобы обучение было более эффективным, мы даем слушателям кейсы, на которых они учатся, но при этом у них есть и собственные проекты, и бизнесы, на которых они проецируют свои новые знания.

Сейчас режим самоизоляции закончился, и, видимо, пора уже возвращаться в офлайн, открывать двери и начинать прием слушателей?

Да, процесс идет полным ходом. Наша школа теперь будет существовать в двух форматах — онлайн и офлайн. Соблюдая все требования Роспотребнадзора, мы планируем сделать группы по 16 человек в бизнес-школе и по шесть — в кулинарной. Надеюсь, что в какой-то момент мы вернемся к большим группам, а то мини-группы не особо рентабельны. Но мы планируем сильно развести офлайн и онлайн как по контенту, так и по цене. Например, обычно курс «Стартап» у нас длится шесть дней по восемь часов занятий в день. В цифровом пространстве мы сделали его на четыре дня по четыре рабочих часа. Да, это более простой «боевой» курс без глубокого погружения в предмет. Зато слушатели смогут оценить такой формат всего за 32 тыс. руб. вместо обычных 99 тыс. руб. И чтобы его прослушать не нужно лететь в Москву из другого города, что крайне важно для многих!

Насколько серьезные коррективы внесла пандемия в состав курсов школы? Ведь наверняка вам пришлось взглянуть на ресторанный бизнес по-новому...

Вы правы. Для того чтобы удовлетворить растущие запросы рынка, нам пришлось запустить новые курсы, которых раньше не было в офлайне, — например, курсы по диджитал-маркетингу и доставке. Об уровне интереса слушателей говорит тот факт, что за это время мы успели провести по доставке четыре курса и сейчас набираем пятый поток. Курсы мы специально делаем короткими (на три-четыре дня), чтобы дать слушателям всю необходимую информацию в формате живых вебинаров и подготовленных материалов. Это позволяет им быстро внедрять полученные знания в своих проектах. Важно и то, что они могут общаться с куратором по важным для них вопросам и оперативно получать обратную связь...

Юлия, а у вас были какие-то глобальные планы и проекты, которые разрушила пандемия?

На этот год у нас был запланирован курс повышения квалификации для поваров «Школа шефа». Мы планировали провести его в офлайне и сделать бесплатным для отобранных поваров (12 человек). Но из-за сложившейся ситуации решили его переформатировать и перевести в онлайн-формат, подключив к нему гораздо большее количество участников. Его проведение запланировано на осень, и думаю, что в нем примут участие порядка 500 человек. Прекрасно то, что новый формат позволяет подключать к проекту в качестве спикеров не только опытнейших шефов из других городов, но и именитых западных поваров. Сейчас мы серьезно перерабатываем программу с учетом особенностей нового формата...

Возможно, я ошибаюсь, но мне кажется, что благодаря продуманным и своевременным вашим действиям Novikov School из этого «шторма» выбралась с минимальными потерями, в отличие от всего остального рынка...

Больше всего я была поражена тому, что с началом самоизоляции все сотрудники заявили, что готовы работать по сниженной ставке, а некоторые вообще бесплатно, чтобы сохранить проект. Была растрогана до слез. Первое время мы могли платить только часть зарплаты, и на это все были согласны. Но в результате наших упорных действий в течение двух месяцев по спасению школы и запуску новых курсов мы даже смогли немного заработать и выплатили всем зарплату в полном размере. Было очень трогательно, когда сотрудники писали: «Вы перечислили слишком много — давайте я верну!» Это дорогого стоит!

Простите за банальный, наверное, вопрос. А как Аркадий Новиков участвует в проекте? Ведь школа носит его имя, и он соучредитель...

У нас с Аркадием была изначально договоренность, что школой занимаюсь я и отвечаю за нее я! Сейчас Аркадий практически не участвует в жизни Novikov School, так как занят спасением собственных ресторанных проектов. Но, тем не менее, он в любой момент готов прийти нам на помощь и всегда искренно радуется нашим успехам!

Юлия, поделитесь секретом, какие коммерческие проекты позволили вам выйти из операционного нуля в прибыль? Что такого уникального вы придумали, пока весь рынок тихо схлопывался?

Помимо всего прочего мы еще стали и полноценной продакшн-компанией. Недавно заключили контракт с платформой Okko, и теперь весь наш контент представлен у них. Это мастер-классы, на которых детально показывают, как приготовить то или иное блюдо в профессиональном кинематографическом качестве. Очень выгодное для обеих сторон партнерство! Кроме того, мы снимаем ролики для крупных компаний, и это тоже пользуется спросом. Мы давно научились дешево снимать видеоролики кинематографического качества. Еще мы проводим мастер-классы в прямом эфире для разных брендов и продуктовых сетей. Это все оказалось достаточно востребовано.

Какие уроки вы извлекли из этого кризиса и как видите планы на будущее?

Главный урок: никогда нельзя расслабляться. Нужно всегда быть готовым к любым неожиданностям и оперативно на них реагировать, даже если это разворачивает бизнес на 180 градусов. (Смеется.) Переход в онлайн-обучение позволил нам серьезно расширить аудиторию и сильно вырастить свою базу. Чтобы вы понимали: в наших кулинарных мастер-классах и курсах принимали участие люди не только из разных городов России, но и из 15 стран мира! Причем ты никогда не знаешь, как что-то выстрелит. Так, у нас была серия мастер-классов с сетью супермаркетов, в которых участвовали по 500-1000 человек одновременно. И после них к нам в школу приходили люди, которые покупали по 17 мастер-классов, по 23 мастер-класса. Так достаточно неожиданно для себя мы получали большое количество потенциальных студентов. Еще был интересный кейс — мы сделали доставку ингредиентов к мастер-классам, правда, только по Москве. Вам привозили набор продуктов к каждому уроку, и вы могли готовить вместе с шефом, не отвлекаясь на беготню по магазинам. Это тоже оказалось востребованным.

Если говорить о будущем, то мы будем максимально продолжать и развивать формат онлайн-обучения, которое оказалось необходимо рынку.

Как вы считаете, что будет происходить с ресторанным рынком и кулинарными школами в течение ближайшего года? И как изменятся рестораны, ведь они достаточно консервативные заведения?

Прогнозировать сейчас крайне сложно, учитывая, что мы недавно вышли из самоизоляции и рестораны только-только начинают открываться. Думаю, что большинство их откроется, а вот насколько они будут успешно работать, зависит от того, какие уроки они вынесли из этого кризиса. Скорее всего, тема ресторанной доставки сохранится и будет расширяться и совершенствоваться, ведь рестораторы поняли, что это неплохой дополнительный канал для монетизации проектов. Летом, скорее всего, всем будет непросто, потому что лето — традиционно низкий для ресторанов сезон. Хотя этим летом все останутся в Москве, это должно положительно повлиять. Если не будет второй волны, то к осени все, думаю, должно выровняться. Что касается кулинарных школ, то консервативные игроки, скорее всего, уйдут с рынка. Как показало время карантина, выиграют те, кто смог диверсифицировать бизнес и развиваться в онлайне, оперативно реагируя на запросы рынка. В любом случае хочу пожелать всем нам удачи и успешного возвращения в нормальную жизнь!