Стиль
Герои «Мы не будем делать выставки для Instagram»
Стиль
Герои «Мы не будем делать выставки для Instagram»
Герои

«Мы не будем делать выставки для Instagram»

Итальянка, не мыслящая своей жизни без искусства и России, где прожила более 20 лет
Итальянка, не мыслящая своей жизни без искусства и России, где прожила более 20 лет
О предстоящем открытии ГЭС-2, искусстве в эпоху Инстаграма и вне политической борьбы с «РБК Стиль» поговорила глава Фонда V-A-C — некоммерческой институции, основанной предпринимателем, коллекционером и меценатом Леонидом Михельсоном.

2017 год был для фонда V-A-C полным событий.

Этот год действительно был для фонда V-A-C грандиозным. Мы открыли свой дом в Венеции, полноценную выставочную площадку — Палаццо на Дзаттере. Об одном этом уже можно писать мемуары. О том, как это было сложно, но как важно. И вовсе не потому, что я родом из Италии. Здание мы открыли художественным проектом, который был создан совместно с Чикагским институтом искусств (AIC), чтобы показать, что мы умеем идти на диалог. Мне кажется, наш мир разделен на два поля: одно — где действуют политики, которые никак не могут друг друга понять. Другое поле — где действуем мы, люди культуры. Мы прекрасно находим общий язык, реализуя совместные начинания. Тот, кто бывал в Чикаго, понимает, что собой представляет AIC. Это монстр, огромный энциклопедический музей. Мы же — молодая энергичная институция, где средний возраст кураторов 30 с небольшим, а опыт многих ограничивается несколькими проектами. Несмотря на это, мы доказали, что нам есть что сказать, что у нас есть интересные молодые художники, способные выстроить диалог между прошлым и настоящим. Именно от этого мы и хотим отталкиваться. Понять, что происходило, в каком виде оно до нас дошло, как и куда идти дальше. Без этого невозможно никакое движение вперед.

Мы не будем делать выставки исходя того, насколько выигрышно они будут смотреться в Instagram.

Как вы видите будущее фонда?

Год назад нас с директором музея «Гараж» Антоном Беловым пригласили на круглый стол в рамках Культурного форума в Санкт-Петербурге. Обсуждалось государственно-частное партнерство (ГЧП), то есть взаимодействие государства и частных предприятий. Дискуссия была интересной, но в какой-то момент мы поняли, что зашли с ГЧП в тупик, поэтому в шутку объявили, что создаем ЧЧП, партнерство двух частных институций. И прямо на месте написали устав, первый пункт которого — не просить друг у друга денег, второй — не соперничать, а помогать. Мне часто задают вопрос, не пугает ли меня конкуренция с «Гаражом», опытной институцией, существующей уже 10 лет. На это я всегда искренне отвечаю, что верю в межинституциональное взаимодействие. Мы намерены сотрудничать, а не конкурировать. Никто не верит! Недавно фонд выпустил книгу «Как жить вместе» — по названию 6-й Московской биеннале, куратором которой был Барт де Баре, директор музея современного искусства M KHA в Антверпене. С M KHA у нас есть совместная программа – ежегодно мы проводим конкурс и приобретаем в коллекцию музея одну работу русского художника. Сейчас наше сотрудничество стало еще более плодотворным — появилась книга. Для ее презентации нужно было найти место, и мы обратились в «Гараж». Антон Белов, когда я ему предложила сделать презентацию с дискуссией, не задумываясь согласился — на таком доверии все и держится. Сейчас все озадачены ключевым вопросом современности: «Как жить вместе?» Этому посвящена и следующая «Манифеста» в Палермо, которая откроется в июне 2018 года. Если мы не отыщем новые подходы к совместной жизни, новые способы со-жительства, то мы сможем едва ли двигаться дальше. Это тем более актуально и для нас в V-A-C. Нам надо установить свою ДНК как культурной институции будущего. Все эти годы V-A-C был маленьким, частным, экспериментальным фондом, работающим в режиме абсолютной свободы. Сейчас мы находимся в процессе превращения в общественный, социально значимый проект. Этот переход очень непрост даже в мелочах. Необходимо полностью менять структуру, что требует участия людей с опытом работы в крупных социальных организациях, знающих о возможных ошибках и способах их избежать. Так, осенью в фонде появился художественный директор Франческо Манакорда, занимавший до этого пост директора Тейт Ливерпуль. Я прямо ему сказала, что он нам нужен, чтобы ГЭС-2 не стал Тейт. Такой вызов ему понравился. Франческо оставил теплое место руководителя одного из главных британских музеев, приехал к нам, должен выучить язык, понять контекст, узнать о современном российском искусстве. Это объективно сложно, но он проявляет недюжинный энтузиазм, и я думаю, в скором времени у вас будет возможность увидеть его плоды воочию. Если точнее, то в конце апреля, когда мы откроем первый большой проект с его участием.

В течение 2017 года в рамках экспериментальной программы ММОМА «Карт-бланш» мы провели четыре выставки. Логичным продолжением этого успешного сотрудничества станет большой проект в здании ММОМА на Петровке, который пройдет с апреля по сентябрь 2018 года. Выставка «Генеральная репетиция» разработана Франческо совместно с сотрудниками фонда и музея. С одной стороны, ее название — намек на подготовительную работу перед открытием нашего постоянного дома, ГЭС-2, намеченным на 2019 год, а с другой — отсылка к нашей методологии, которая по своему характеру очень близка к написанию сценария. К диалогу также приглашен фонд KADIST (Париж, Сан-Франциско), представляющий собой небольшую независимую институцию, подобную той, которой мы были все эти годы. В проекте будут задействованы работы из коллекции всех трех участников V-A-C, KADIST и ММОМА. В общей сложности 100 художников. Будут созданы и новые работы. Также запланирована интенсивная параллельная программа. Проект точно не будет статичной выставкой.

Стала ли известна уже точная дата открытия ГЭС-2?

Сейчас я всем говорю, что ГЭС-2 откроется в 2019 году, в «коридоре» хорошей погоды между маем и концом сентября. Но более точно прогнозировать можно будет только в следующем году, когда появятся высокотехнологичные стеклянные конструкции со встроенными элементами солнечных батарей и механизмами, отвечающими за управление освещением в зале. Сейчас они производятся в Германии. Когда крыша и фасад будут остеклены, мы поймем, сколько времени понадобится на отделку и сможем назвать точную дату открытия. Одновременно будут вестись другие работы, и комплекс ГЭС-2 будет постепенно обрастать многочисленными элементами, в соответствии с замыслом архитектурного бюро RPBW. Березовая роща, обзорный полумост, новый причал…

Фото: пресс-служба V-A-C

Вы уже понимаете, какая программа будет в ближайшие годы после открытия? Что будет внутри в залах? В Тейте, к примеру, на который ГЭС-2 не должен быть похожим, есть залы с работами из коллекции музея, они периодически обновляются и показывают современное искусства под различными углами зрения. Поскольку у фонда есть своя коллекция, будет ли она как-то задействована? Или все залы будут «проектными» по примеру «Гаража»?

Основные выставочные проекты, построенные на работе с коллекцией V-A-C, мы хотим показать в течение 2018 года. Мы уже делали подобное в лондонской галерее Уайтчепел несколько лет назад. При участии ее директора Ивоны Блазвик в качестве куратора мы откроем в следующем году в нашем венецианском пространстве две выставки — к открытию и закрытию архитектурной биеннале. Никакого специального зала для коллекции в ГЭС-2 не планируется. Самое главное для нас — желание взаимодействовать, для нас важно создать место, где бы оставался дух фабрики, где бы постоянно что-то производилось. Мы не будем делать выставки, мы будем делать программы, используя самые разные художественные языки. Нам интересна и живопись, и скульптура, и театр, и перформанс, и кино — мы не хотим себя ограничивать. Все музеи, например, развивают кинопрограмму. Хотим мы того или нет, музеи становятся другими. Наш, по всей видимости, станет Дворцом культуры, как мы шутим с коллегами. К сожалению, в этом контексте слово культура обычно во множественном числе не употребляется, не говорят «Дворец культур». Тем не менее именно это мы и имеем в виду — место встречи разных культур, разных видений, разных техник, разных методологий. Дворец культуры как массовый объединяющий проект был отличным замыслом. Мы тоже хотим объединять. Особенно сегодня, когда возводятся стены, строятся границы и кто-то с кем-то постоянно отказывается общаться.

Тереза Иароччи Мавика
Тереза Иароччи Мавика

Сейчас в мировом сообществе обсуждают, что музеи становятся Instagram-френдли. Людей можно привести на выставку только тогда, когда ее экспозиция заточена на то, чтобы они смогли сделать везде красивую фотографию. После открытия выставки Мураками в «Гараже» я поднимался по лестнице, за мной шла Даша Жукова. Она рассказывала своей подруге о том, что Такаси Мураками гений еще и потому, что любое его произведение искусства просто создано для инстаграма. Какое ваше отношение к музеям и выставкам «эпохи инстаграма»? Насколько выставки в ГЭС-2 будут Instagram-френдли?

Уверены ли мы, что через два года вообще будет инстаграм? Что не появится нечто другое? Я несколько дней назад ходила в театр на Богомолова. Во время спектакля две трети зрителей проверяли на мобильных телефонах обновления в лентах фейсбука и инстаграма, и у меня возникло острое желание вывести их всех из зала. Я, видимо, человек прошлого века. Вместе с тем я прекрасно понимаю, что на эти явления нужно смотреть шире. У меня есть сын, которому 16 лет. Каждый раз, когда мы о чем-то начинаем разговаривать, он постоянно переключается на свой телефон, и мне кажется, будто он перестает меня слушать. На это он возражает, что может одновременно делать несколько вещей. Мир меняется. Я глубоко убеждена, что искусство требует внимания, личной вовлеченности, но если закрыться, игнорировать тот путь, по которому идет общество, а вместе с ними технологии и искусство, то ты навсегда запрешь себя в прошлом. Этого я не хочу. Я хочу остаться открытой и понимать, что такое современный мир. Наверное, Даша Жукова права. Она привезла сюда Мураками. организовала прекрасную выставку, которая, наконец, объяснила широкой публике, кто этот художник и каков его мир. Он действительно молодец, поскольку этот глубоко больной темный мир передает ярким и красочным, привлекающим внимание. Нам остается только надеяться, что вместе с каждым постом в инстаграме у кого-то пробудится любопытство и желание с этим материалом поглубже разобраться. Я уверена, что успех выставки Мураками прежде всего определяется тем, в какой степени человек не просто довольствуется картинками в инстаграме, а хочет идти в своем поиске дальше. Мы на ГЭС-2 не будем делать выставки исходя того, насколько выигрышно они будут смотреться на экране телефона. Но если вдруг по каким-то причинам они будут instagrammable, то почему бы и нет.

Эскиз внешнего вида ГЭС-2 (проект Renzo Piano Building Workshop)
Эскиз внешнего вида ГЭС-2 (проект Renzo Piano Building Workshop)

Будут ли в программе ГЭС-2 большие, громкие имена? Понятно, что Тино Сегал, работы которого V-A-C в этом году были показаны Новой Третьковке и на площадке Музея архитектуры, в мировом контексте — это большое имя. Но широкой общественности оно почти ничего не скажет. Говоря о больших именах, я подразумеваю формат того, что «Гараж» делал с Мураками, Балдессари, Буржуа.

У нас не стоит задачи представлять каких-либо определенных художников. Мы никогда не будем делать выставку, например, Каттелана. Это не тот функционал, с которым мы бы хотели работать. Выставка Тино Сегала состоялась не из-за громкого имени художника. Он заинтересовал нас не как личность, нам было интересна его методология работы. Ни в коем случае не хочу сказать, что монографические выставки – это неправильно, но мы все же не станем ориентироваться на имена, для нас важнее процесс. Это звучит неопределенно, я понимаю. На самом деле у нас все очень четко и ясно, но я бы не хотела рассказывать о всех планах, мне важно передать идею и общий подход. К нашему счастью, мы не государственная институция. Мы не должны устанавливать рекорды посещаемости. Если не будет миллиона посетителей сразу – это не так уж трагично. Наш основатель Леонид Викторович Михельсон понимает, что мы не участвуем в гонке, а строим контекст. До сих пор, что мы делали, имело успех. Это значит, что мы на правильном пути.

Тино Сегал
Тино Сегал

Если ты житель Лондона или приехал в Лондон, хочешь узнать что-то про британское искусство, то идешь в Tate Britain. Если тебе хочется увидеть срез международный — в Tate Modern. В Нью-Йорке для современного американского искусства есть Whitney, для международного — MoMA. В России нет институции, которая скрупулезно работала бы с современным и послевоенным российским искусством, у которой бы была впечатляющая коллекция, и на ее примере можно было бы увидеть, как развивалась художественная мысль. Она могла бы существовать, если бы свои коллекции объединили Цуканов, Маркин и семья Семенихиных. Считаете ли вы большой минусом отсутствие такого музея? Или мы на другом пути развития и нам этого не нужно?

Человек, который приезжает в Москву, может пойти в Третьяковскую галерею и многое понять о русском искусстве. А потом пойти в ММОМА — и тоже многое понять... Частные коллекции, о которых вы упомянули, — слишком частные. Но тому тоже есть объяснение. Существует предубеждение, будто здесь все плохо. У нас врожденный пессимизм. Но вы когда-нибудь разговаривали с иностранцами, которые сюда приезжают? Я — часто. И они все уезжают в восторге. К моему сожалению, у страны есть огромная проблема — она не умеет о себе говорить, никто по-настоящему не занимается ее имиджем. А я постоянно сравниваю то, что происходит в России и в Европе, и убеждена, что здесь тоже идут поистине важные процессы. Только никто о них не рассказывает. Никому это не интересно. Россия – страна, которой мир многим обязан. Не газом, нефтью или ракетами, а культурой: литературой, музыкой, поэзией... Почему этого не понимают, я не знаю. Я готова объяснять, если нужно. Я мечтаю поговорить с кем-либо из тех людей, кто «вещает» про культуру и культурную политику, при этом путая их зачастую с пропагандой. Мне есть чем с ними поделиться. Вот, например, этим летом в Зальцбурге молодой российский оркестр так «вещал» о своей стране, что мы, десять человек из России, плакали. Я не отсюда, но большую часть жизни прожила в России. Мне все равно, считают ли меня иностранкой. Я себя таковой не считаю. Здесь я выросла, нашла свое призвание, здесь состоялась. В Россию я приехала учиться, могла бы не оставаться, но осталась, потому что это дань уважения этой стране. И вот тот пермский оркестр musicaeterna — это совершенный восторг. Там, на Зальцбургском фестивале, должны были находиться президент, заместитель президента и полсотни министров. Потому что там была та Россия, о которой и нужно «вещать». На этом нужно делать акцент. Вот мы на ГЭС-2 будем бороться за то, чтобы именно об этой стране знали. Надо бороться и отстаивать свое убеждение.