Эволюция ар-деко: от Америки 1920-х до современной Москвы
![Фасад дома «Достижение»](https://s0.rbk.ru/v6_top_pics/media/img/5/85/756738784483855.jpg)
Стиль ар-деко охватил всю жизнь сначала Европы, а потом и Америки и воплотился как в роскошных кинотеатрах (где тогда показывали, например, «Цилиндр» с Фредом Астером) и небоскребах Манхэттена, так и в мельчайших деталях вплоть до повседневных предметов: часов, карманных зеркал, бритв, фотоаппаратов и ламп, ювелирных изделий Рене Лалика и модного дома Эрте и Поля Пуаре. Образцами этого стиля стали работы американского архитектора финского происхождения Ээро Саариена, а также главные символы Нью-Йорка: небоскреб Крайслер-билдинг, 102-этажный Эмпайр-стейт-билдинг, Рокфеллер-центр (особенно его интерьеры).
История ар-деко
Все рассказы про ар-деко традиционно начинаются с 1925 года и грандиозной международной выставки в Париже, где были представлены достижения дизайна Старого Света и в первую очередь французских производителей. Позже, уже в 1960-е, британец Бивис Хилльер, один из первых исследователей стиля, в своем труде Art Deco of the 20s and 30s дал этому направлению название выставки и описал его так: «Ар-деко был роскошным и аскетичным, архаичным и современным, буржуазным и массовым, реакционным и радикальным». После потрясений Первой мировой войны и русской революции мир хотел красоты, комфорта и развлечений — и ар-деко со свой театральностью форм и образов оказался как нельзя кстати.
![Павильон La maîtrise, Galeries Lafayette](https://s0.rbk.ru/v6_top_pics/media/img/8/18/756740449349188.jpg)
Парижскую выставку посетил один из самых известных художников кино Седрик Гиббонс (по количеству «Оскаров», их у него 11, Гиббонс уступает только Уолту Диснею) и помог стилю расцвести в Голливуде — в интерьерах фильмов, ускоряя наступление новой эпохи в дизайне и архитектуре. В итоге в США, например, ар-деко приобрел статус официального стиля.
Интересно, что описывать стиль и изучать его начали только в конце 1960-х: раньше он не считался феноменом, достойным реставрации и сохранения. На фоне серьезных исследований другого течения модернизма, архитектурной школы Баухауса, он считался чуть ли не вульгарным — скорее модным, чем функциональным, скорее побегом от реальности, чем попыткой построить новый мир.
Признаки стиля
1. Декор. Главным для ар-деко было украшение и внешний эффект. При этом художникам было необязательно выдерживать все в едином стиле — вполне можно было ограничиться стилизованными эмблемами.
2. Сложные формы: ломаные линии, многогранники, ступенчатые завершения.
3. Материалы, подобранные по принципу контраста. Сталь и латунь с темным деревом и инкрустации. Интенсивные цвета — белый с черным, золотой и коричневый с вкраплением ярких цветов, которые могли сверкать, как драгоценные камни.
4. Роскошь. Изысканные фактуры редких пород камня и дерева и ручная работа. в предметах дизайна — кожа, лак, различные виды инкрустации.
5. Древность. После открытия в 1922 году гробницы Тутанхамона в моду вошли экзотические мотивы — наследие древних египтян, ацтеков и майя.
6. Технологии. Уже после 1930-х стиль меняется, особенно четко это видно в Америке: становится более «обтекаемым», отсылает к новым технологиям, аэродинамике и баллистике, дизайну стремительных форм двигательных аппаратов (автомобилей, воздушных и океанских лайнеров), оказавших сильное влияние на архитектуру, в том числе строительство небоскребов. Существенную долю в обаянии стиля дизайнеры приписывают его устремленности в будущее.
![Эмпайр-стейт-билдинг на Манхэттене. Бюро «Шрив, Лэмб и Хармон», 1931](https://s0.rbk.ru/v6_top_pics/media/img/0/87/756740452302870.jpg)
![Интерьер Эмпайр-стейт-билдинг](https://s0.rbk.ru/v6_top_pics/media/img/9/84/756740453887849.jpg)
![Интерьер Эмпайр-стейт-билдинг](https://s0.rbk.ru/v6_top_pics/media/img/7/37/756740454386377.jpg)
![Крайслер-билдинг на Манхэттене. Уильям ван Ален, 1930](https://s0.rbk.ru/v6_top_pics/media/img/6/09/756740455143096.jpg)
![Интерьер Крайслер-билдинг](https://s0.rbk.ru/v6_top_pics/media/img/9/21/756740454699219.jpg)
![Интерьер Крайслер-билдинг](https://s0.rbk.ru/v6_top_pics/media/img/9/99/756740457675999.jpg)
![Эн-Би-Си-тауэр в Чикаго. Эдриан Смит (бюро Skidmore, Owings & Merrill), 1989](https://s0.rbk.ru/v6_top_pics/media/img/9/13/756740525065139.jpg)
![Уокер-тауэр в Нью-Йорке. Бюро CetraRuddy, 2011–2013](https://s0.rbk.ru/v6_top_pics/media/img/6/77/756740525116776.jpg)
7. Искусство. Проекты в стиле ар-деко часто создавались в сотрудничестве архитекторов с художниками, скульпторами и дизайнерами.
Ар-деко имеет четкую ассоциацию с определенным моментом истории — неслучайно фильмы и сериалы про 1920-е и 1930-е годы оформляют в этом стиле, будь то «Великий Гэтсби» или «Пуаро», — но при этом не теряет актуальности и сегодня, воплощаясь в подчеркнуто графичных интерьерах, натуральных отделочных материалах, эффектных светильниках, сверкающих поверхностях и контрастном декоре.
![Кадр из фильма «Великий Гэтсби», 2013](https://s0.rbk.ru/v6_top_pics/media/img/5/17/756736241590175.jpeg)
Ар-деко легко узнать даже интуитивно: он транслирует четкое настроение. Но с точки зрения формального определения, выделить ар-деко будет не так легко: он довольно сильно отличался от страны к стране, и, говоря о нем, можно выделить целую палитру стилей. Так, например, советский вариант ар-деко был предельно идеологизирован: если западный первоисточник не нес в себе никакой идейной подоплеки, кроме восхищения красотой формы, то советские композиции зачастую венчались символами власти или скульптурами. Одним из важнейших примеров советского ар-деко стал московский метрополитен, а также ВСХВ-ВДНХ. Кстати, сейчас на ВДНХ проходит выставка «Облаченная в роскошь. Женщина ар-деко».
Ар-деко в архитектуре современной Москвы
В мире встречаются яркие примеры современного прочтения стиля ар-деко. Например, в Москве — как раз рядом с ВДНХ — в окружении бескрайних парков района Останкино строится дом премиум-класса «Достижение» от компании «Sminex-Интеко». Он призван стать архитектурной доминантой района. «Достижение» вдохновляется скорее американским ар-деко, чем его советской версией. Здание украшают эркеры, «венецианские» стрельчатые арки и стремящиеся вверх пирамидальные шпили. Балконы с декоративными металлическими ограждениями и отделка элементами, напоминающими дубовые ветви (изящный оммаж названию небольшого и уютного парка «Дубовая роща», рядом с которым расположен дом), подчеркивают пластичный силуэт, достигающий легкости за счет вертикального градиента и перепада высот. Для Москвы это рекордный по площади фасад в стилистике ар-деко: его ширина достигает 250 м, высота — 100 м.
![Архитектура дома «Достижение»](https://s0.rbk.ru/v6_top_pics/media/img/0/41/756736199804410.jpg)
![Архитектура дома «Достижение»](https://s0.rbk.ru/v6_top_pics/media/img/3/13/756736199920133.jpg)
![Архитектура дома «Достижение»](https://s0.rbk.ru/v6_top_pics/media/img/4/08/756736200040084.jpg)
Элементы интерьера продолжают тот же самый стиль — как в лобби и фитнес-зале (панно воспроизводят реплики Дейнеки), так и в подземном паркинге. Лобби с высокими окнами и камином украшают латунные декоративные элементы и расположившиеся в нишах сверкающие металлом скульптуры, так любимые архитекторами ар-деко. Как лобби, так и типовые этажи отделаны керамогранитом. В духе наследия 1920-х выполнены и мельчайшие детали, включая даже номера на почтовых ящиках. Дизайну внутренних пространств вторит мощение прогулочного бульвара с фонтаном — это еще одно напоминание о роскошной эпохе прошлого века.
![Лобби дома «Достижение»](https://s0.rbk.ru/v6_top_pics/media/img/6/01/756739531298016.jpg)
![Интерьеры дома «Достижение»](https://s0.rbk.ru/v6_top_pics/media/img/7/06/756736201989067.jpg)
![Прогулочный бульвар и фонтан рядом с домом «Достижение»](https://s0.rbk.ru/v6_top_pics/media/img/2/47/756736202171472.jpg)
С наступлением темноты роскошь стиля ар-деко в «Достижении» проявляется в новом измерении — дом озаряется авторской архитектурной подсветкой, подчеркивающей силуэт здания, возвышающийся к центру.
![Вечерний образ дома «Достижение»](https://s0.rbk.ru/v6_top_pics/media/img/4/22/756736200981224.jpg)
Система освещения фасада состоит из 3 тыс. элементов. Всего на фасаде более десяти видов различных светильников, а также оптические аксессуары по индивидуальному заказу. Например, специально для рельефных стрельчатых ниш разработаны лайтбоксы — ромбы, которых больше нет ни в одном доме. Благодаря освещению центральной части силуэт «Достижения» продолжает читаться в панораме города на фоне окружающих здание парков.
Вековая история ар-деко сформировала его как стиль, которому присущ гедонизм. Поэтому, помимо торжественной архитектуры, дом «Достижение» отличает комфортная среда для жизни: расположение рядом с живописными парками, собственный ландшафтный двор площадью 1,7 га, квартиры с продуманными планировками и самыми современными системами комфорта, фитнес-зал только для жителей, развивающие детские пространства, общественная гостиная для знакомства и совместного досуга с соcедями.
Погрузившись в проект, компания «Sminex-Интеко» настолько прониклась работой со стилем ар-деко, что выпустила в свет книгу «Ар-деко. Стиль как достижение». Задуманная как эксклюзивный подарок для покупателей квартир в «Достижении», книга стала первым русскоязычным оригинальным изданием на тему ар-деко и сразу обрела статус библиографической редкости.
![Книга «Ар-деко. Стиль как достижение», выпущенная компанией «Sminex-Интеко» (концепция и дизайн: «Артоника», текст: Илья Печенкин)](https://s0.rbk.ru/v6_top_pics/media/img/3/51/756740297731513.jpg)
Реклама. ООО «Специализированный застройщик Академика Королева», dom-dostigenie.ru