Стиль
Жизнь #пронауку: активное обучение в детстве положительно влияет на развитие мозга
Стиль
Жизнь #пронауку: активное обучение в детстве положительно влияет на развитие мозга
Жизнь

#пронауку: активное обучение в детстве положительно влияет на развитие мозга

Кадр из фильма «Одаренная»
Кадр из фильма «Одаренная»
Американские ученые завершили исследование, начатое в 1971 году, и пришли к выводу о влиянии образовательной среды на развитие мозга

Мозг взрослых людей активно использует знания, полученные в первые пять лет жизни, что делает особенно важным фактор улучшенной образовательной среды в раннем возрасте, выяснили ученые Технологического института Вирджинии и Пенсильванского университета.

Для обнаружения влияния языковой и когнитивной стимуляции на развитие мозга у младенцев исследователи использовали метод структурной визуализации мозга, передает EurekAlert со ссылкой на публикацию в научном издании Journal of Cognitive Neuroscience. Ранее результаты были получены в аналогичных исследованиях на животных. Но это первое экспериментальное исследование с участием людей.

«Наше исследование показывает взаимосвязь между структурой мозга и пятилетним высококачественным образовательным и социальным опытом, — рассказал Крейг Рэми, ведущий исследователь из Института биомедицинских исследований Фралина при VTC. — Таким образом мы доказали, что у социально уязвимых детей, получивших стимулирующий и эмоционально поддерживающий опыт обучения на ранних стадиях развития, статистически значимые изменения в структуре мозга появляются в среднем возрасте».

Результаты подтверждают теорию, согласно которой раннее окружение влияет на структуру мозга людей, растущих в среде с социально-экономическими проблемами, сопряженными с множественными социальными вызовами, пояснила первый автор исследования, директор Центра общественных и нейронаук в Пенсильвании.

В исследовании были задействованы участники проекта Abecedarian (в переводе «азбучник», «начинающий»), запущенного Институтом развития ребенка им. Фрэнка Портера Грэма в 1971 году, целью которого было изучение потенциальных преимуществ обучения детей младшего возраста из семей низкого социального статуса. Участниками проекта тогда стали 111 младенцев, родившиеся в период с 1972 по 1977 год. Из них 57 были вовлечены в обучающие игры, основанные на последних достижениях педагогической теории, остальные 54 входили в контрольную группу. 98% детей были афроамериканцами четырехмесячного возраста. Обе группы получали дополнительную медицинскую помощь, питание и услуги по поддержке семьи. Начиная с шестинедельного возраста дети из первой группы стали получать образовательную поддержку: занятия проходили пять раз в неделю на протяжении пяти лет.

Исследователи изучили данные участников проекта, когда они достигли возраста 30-40 лет, чтобы выяснить, как события детства влияют на мозг взрослых людей. Было установлено, что у тех участников, которые входили в группу раннего обучения, увеличился размер всего мозга, включая кору.

«Люди обычно знают о потенциально больших преимуществах раннего образования для детей при очень ограниченных ресурсах», — сказала соавтор исследования Шэрон Ландесман Рэйми, профессор Института биомедицинских исследований Фралина. Новые результаты показывают, что биологические эффекты сопровождают многие поведенческие, социальные, медицинские и экономические преимущества, о которых сообщалось в проекте Abecedarian. Это подтверждает идею о том, что положительный опыт ранней жизни способствует более поздней положительной адаптации благодаря сочетанию поведенческого, социального и интеллектуального элементов».

Во время последующих обследований в лаборатории нейровизуализации было проведено структурное сканирование МРТ головного мозга 47 участников исследования. Из них 29 входили в группу, получившую образовательную программу, направленную на развитие языка, когнитивных навыков и интерактивного обучения.

Остальные 18 человек получили поддержку в области здравоохранения, питания и социальных услуг. Эти две группы были хорошо сопоставимы по множеству самых разнообразных факторов, таких как образование родителей, окружность головы при рождении и возраст при сканировании мозга.

Анализ сканирования выявил пять областей головного мозга, связанных с речью и когнитивным развитием детей. Ученые отметили, что мозг мужчин отреагировал на эксперимент значительно лучше, чем мозг женщин. Объяснить причины специалисты не берутся, поскольку и мальчики и девочки показали в целом сопоставимые положительные поведенческие и образовательные эффекты раннего образования.