Стиль
Жизнь Запасной парашют: бизнесмены — о том, как им удалось пережить пандемию
Стиль
Жизнь Запасной парашют: бизнесмены — о том, как им удалось пережить пандемию
Жизнь

Запасной парашют: бизнесмены — о том, как им удалось пережить пандемию

Фото: Света Муллари
Мы узнали у друзей «РБК Стиль» — владельцев салонов красоты, фитнес-студий и ресторанов, а также основателей онлайн-школ, сервиса аудиокниг и аукционов современного искусства, — как им далось удержать старых клиентов, привлечь новых и сохранить бизнес.
Запасной парашют: бизнесмены — о том, как им удалось пережить пандемию

Александр Зайцев,
генеральный управляющий ресторанного холдинга Maison Dellos

Все, что мы делаем эти два месяца, направлено на то, чтобы хоть как-то удержаться на плаву, сохранить компанию и команду. Мы создали гастромаркет Maison Dellos, который позволяет гостям покупать не только полуфабрикаты из любимых ресторанов, такие как котлеты по-киевски, пельмени, но и продукты от наших лучших поставщиков по привлекательным ценам с доставкой по городу и области. Ассортимент мы постоянно пополняем новыми позициями и категориями товаров. Например, недавно добавили линейку детских продуктов и полуфабрикатов: тефтельки и фрикадельки, детский оливье и винегрет, самые разные гарниры — отварные овощи, картофельное пюре и спагетти. На сладкое — мини-эклеры, пастила и петушок на палочке. Кроме фирменных полуфабрикатов «Кафе Пушкинъ», которые нужно только разогреть, в разделе есть детские каши, пюре, рагу и печенье от известных марок. Из других новинок — раздел «Завтраки», где собраны гранолы, мюсли, каши. Для тех, кто предпочитает посытнее, — всевозможные варианты начинок для тостов и омлетов: от слабосоленого лосося и авокадо до камамбера и икры. Среди беспроигрышных вариантов: свежевыпеченные круассаны, сырники, блинчики — безглютеновые и с начинками, а также сладости из «Кафе Пушкинъ».

К лету появился раздел барбекю с шашлыками, маринадами и стейками из «Бочки» и «Казбека». Шеф ресторана «Казбек» Мамия Джоджуа добавляет в маринад для мяса минеральную воду и традиционные грузинские специи. Из ресторана «Бочка» доставят классику жанра — шашлыки из индейки, курицы и телятины в фирменном маринаде. Шеф Игорь Бедняков предпочитает вымачивать их в вине, что придает мясу невероятную мягкость. «Фаренгейт» и его шеф Максим Колпащиков предлагают полноценные наборы для бургера с бифштексом, овощами и свежевыпеченной хрустящей булочкой, а также отдельно котлеты из телятины: в гастромаркете их можно заказать, как и шашлыки, в полуготовом виде.

Запустили в гастромаркете раздел «Сам себе шеф», чтобы каждый желающий смог приготовить любимое блюдо. Мы собрали рецепты со всеми необходимыми продуктами для приготовления кулинарного шедевра дома. Шефы ресторанов регулярно делятся рецептами и видео с наглядной процедурой приготовления знаковых блюд наших ресторанов. Продукты для них можно также заказать в гастромаркете: они собраны в виде удобных подборок к каждому рецепту, их можно полностью или выборочно отправить в корзину для покупки.

Из неожиданных примеров спроса в период карантина — своеобразный «кейтеринг» для Zoom-­мероприятий. Дни рождения, бизнес-завтраки, девичники — одинаковое меню доставляется гостям таких ивентов в разные точки Москвы для максимального эффекта присутствия и имитации живого общения. «Турандот» тоже запустил выездные бранчи. Их заказывают и для семейных мероприятий в самоизоляции, и для тех же онлайн-вечеринок по разным адресам. Востребованы и подарочные карты с 30-процентной скидкой, расплатиться ими можно будет сразу после открытия ресторанов в течение двух лет. Прекрасная возможность вернуться к привычной жизни с хорошей экономией.

Запасной парашют: бизнесмены — о том, как им удалось пережить пандемию

Яна Виндзор,
основательница марки WINDSOR’S SOAP

После мартовских праздников мы вообще не ощутили спада заказов. Вероятно, потому что многие люди остались дома, стали реже ходить на работу и занялись обустройством собственного пространства. Потом постоянные покупатели начали интересоваться, почему мы не выпускаем санитайзеры — такой очень нужный в данный момент продукт. Тогда мы всерьез задумались и перенастроили наше производство парфюмерных спреев на выпуск санитайзеров, взяв с технологом за основу классическую формулу антисептика, рекомендованную ВОЗ. До этого мы уже сделали мыло, которое очищает, но не сушит кожу рук, а теперь перед нами стояла задача создать санитайзер без ужасного запаха спирта. У нас получилось, ведь запахи для Windsor’s Soap всегда на первом месте, а высокое качество продуктов, как мы любим шутить, скорее дополнительный бонус. Мы использовали чистый медицинский этиловый спирт, который практически не пахнет, и добавили разные по характеру и очень красивые композиции: к примеру, розмарин & помело, мята & вербена, замша & бергамот. Антисептики существуют в нескольких форматах: от удобной карманной миниатюры объемом 30 мл до флакона внушительного объема 1000 мл, который пригодится и дома, и в офисе. В результате благодаря санитайзерам к нам пришло много новых клиентов, а покупатели, делавшие заказы раньше, были рады вернуться за чем-то полезным не только для души, но и для тела. Обязательно оставим дезинфицирующие средства в линейке бренда.

Мы быстро реагировали на происходящее и перестраивались благодаря собст­венному производству и вовлеченной в процесс команде. Конечно, кризис коснулся и нас. Мы пострадали из-за перебоев с поставками и закрытия границ, пришлось свернуть производство неприоритетных продуктов. Вывели ненадолго наши спреи из производства, но не бывает худа без добра. Выпустили их в новой упаковке и более концент­рированной версии в виде одеколонов — это дало дополнительный рост продаж. Перевыпустили половину основных запахов из нашей линейки. На самом деле, это никак не связано с текущей картиной, скорее естественное развитие марки. Поменяли основные ноты в некоторых композициях, значительно их улучшили, основываясь на пожеланиях наших клиентов, которые часто просят сделать ароматы более глубокими и насыщенными.

За два года существования марки мы ни разу не поднимали цены на свои продукты. В ближайшее время цена тоже не изменится, планируем только вводить новые позиции. Потребность людей находиться дома в комфортной обстановке будет расти вместе с интересом к продуктам для дома.

Запасной парашют: бизнесмены — о том, как им удалось пережить пандемию

Дарья Анжело,
медиадиректор сервиса аудиокниг Storytel

Мы первыми среди книжных сервисов ввели бесплатный 30-дневный период пользования. Нигде в мире Storytel не увеличил этот период в карантин, мы сделали это только в России. Основной мотивацией для нас были люди, которые, как и мы, оказались запертыми дома. Всем нам надо было как-то развлекаться и развлекать друг друга. Мой сын, например, утомленный онлайн-уроками, с удовольствием садится с историями в наушниках собирать пазлы или играть в лего. Интересно, что прослушивание детского контента с начала карантина выросло в разы, обогнав на некоторое время по прослушиваниям триллеры — одну из самых хитовых категорий. В итоге 30-дневная акция попала во все подборки бесплатных развлечений на карантине и принесла невероятный охват, а с ним и новых пользователей.

Мы дорожим текущими пользователями и в первую очередь старались порадовать их новинками. В начале самоизоляции мы успели обеспечить записыва­ющим оборудованием подкастеров: многие актеры продолжили запись в домашних студиях, ну и большая часть уже записанного материала срочно отправилась на мастеринг и постпродакшен. Самая громкая премьера этой изоляционной весны — запуск аудиосериала «Просто Маса», который Борис Акунин написал для Storytel. Это история про помощника Фандорина японца Масу, который после смерти хозяина возвращается на родину, где с ним случаются невероятные истории. В прошлом году нашим топовым проектом стал аудиосериал «Пост», который написал для нас Дмитрий Глуховский. И тогда мы представили проект мероприятием с театральным представлением, выступлением Тимы Белорусских, устрицами и шампанским. В этом году мы провели презентацию в Сети. Во-первых, это была первая онлайн-презентация книги. Во-вторых, Григорий Шалвович не приехал бы на офлайн-вечеринку. А тут все совпало: и рост популярности онлайн-мероприятий, и желание послушать нового Акунина. Да еще и актриса Анна Чиповская раскрылась как джазовая певица: она спела три композиции в сериале и, конечно, приняла участие в презентации. Еще мы запустили подкаст-медитации Ирины Нельсон, солистки группы REFLEX. Сейчас медитации очень востребованы аудиторией.

Люди не перестанут ни читать, ни создавать истории. А подписные сервисы выгодны тем, что за фиксированную месячную плату предлагают огромное количество разнообразного контента: не зашла одна книга — можно выбрать следующую, не хочешь слушать большой роман сейчас — отложишь и послушаешь лекцию, а на ночь — звуки природы или медитации.

Запасной парашют: бизнесмены — о том, как им удалось пережить пандемию

Ойгуль Мусаханова и Юлия Федоришина,
совладелицы семейных ресторанов Ribambelle

В карантин мы приняли два решения: не увольнять людей и делать все, что можем. Буквально за 48 часов мы запустили сервис доставки и постепенно наладили доставку всего, что раньше предоставляли на площадке, — от еды и тортов до творческих наборов и выездной организации праздников. Сейчас у нас даже есть услуга онлайн-няни и онлайн-анимации: по видеосвязи ребенку может позвонить любимый герой, поздравить с днем рождения или показать представление. На карантине родителям нужна передышка, и аниматоры дают им такую возможность.

Чем больше услуг мы выводили в онлайн, тем больше своих людей смогли задействовать. Часть сотрудников перевели на удаленную работу, остальных переориентировали на другие позиции: кто-то сел за руль развозить заказы, кто-то освоил логистические процессы, чтобы управлять доставкой, кто-то со стратегического менеджмента переключился на антикризисный. Мы открыто обсудили ситуацию с командой и благодарны поддержке, которую получили в ответ.

Мы запустили свою доставку, отказавшись от услуг агрегаторов, которые забирают 20%. Вместо этого передали этот процент клиентам в виде скидки. Кроме того, собственная доставка позволяет нам контролировать качество и безопасность. Придумали новые блюда — более транспортабельные, а также специальные предложения для барбекю и кулинарии.

Сейчас социальная ответственность бизнеса важна как никогда. В апреле мы приготовили и отвезли еду врачам и волонтерам больницы в Коммунарке. Затем, благодаря финансовой помощи постоянных клиентов, доставили горячие обеды еще в несколько больниц. Потом запустили проект «Добрый обед»: рацион из трех блюд, который можно купить на сайте за 300 руб. Как только количество оплаченных сетов достигает 50 штук, мы готовим их и отвозим врачам в одну из больниц. Курьерами работают все наши сотрудники: от бар-менеджера до digital-маркетолога. Мы с гордостью можем сказать, что доставили уже более 10 тыс. обедов.

Тот факт, что мы приняли решение не увольнять людей, теперь помогает нам получать субсидии от государства. Выплата МРОТ — хорошая мера поддержки, но она распространяется только на те компании, у которых по состоянию на 1 мая осталось 90% всех сотрудников. Мы попали под эту меру и теперь сможем получить компенсацию на каждого нашего сотрудника в размере 12 130 руб. за апрель и май.

Мы продолжим организовывать праздники на дому: доставлять все — от декораций и торта до анимации. Даже после снятия режима самоизоляции люди будут бояться посещать общественные места, особенно с детьми. Детский сегмент восстановится последним. При этом родители по-прежнему будут хотеть доставить радость своим детям, сделать им сюрприз на день рождения, получить красивые фотографии на память. Праздник дома — удобный и безопасный вариант, и мы видим здесь хорошие перспективы.

Судя по прогнозам, нас ждет еще не одна волна заболеваемости. И здесь уже не так важно, какие меры примет государство: в рестораны никто не будет ходить. Посмотрите на Белоруссию — у них нет карантина, все открыто, но в ресторанах 5-10% гостей. В Китае после карантина все открыли, но рестораны пустые. Сейчас мы находимся в точке, когда совершенно непонятно, что будет дальше. Но при этом с каждой неделей все яснее становится, что промедление стоит денег. Сейчас надо бежать изо всех сил, чтобы хотя бы оставаться на месте. Если все спланировать правильно, у нас есть шанс в 2020 году выйти в ноль и в 2021-м начать все заново.

Если раньше все ездили в центр, то сейчас будут стараться меньше выходить в людные места, что поможет развитию локальных точек. Мы планируем продавать мини-франшизы Ribambelle для таких ресторанов у дома, которые можно открыть со сравнительно небольшими инвестициями.

Запасной парашют: бизнесмены — о том, как им удалось пережить пандемию

Дмитрий Крутов,
совладелец и генеральный директор онлайн-университета SKILLBOX

Перейти на самоизоляцию было нелегко. Главная задача, которая стояла перед нами, — перевести съемки в дистанционный формат: спикеры записывались дома, с разных камер и с использованием подручных средств. Но мы справились, закупили огромное количество техники и за период пандемии запустили около 90 курсов.

Студенты начали учиться в полтора раза активнее. Преподаватели получили огромную нагрузку: начиная с марта было проверено порядка 200 тыс. домашних работ, студенты посмотрели более 1 млн уроков. Мы заметили небольшое увеличение спроса на программы по разработке и гейм-индустрии.

Самым правильным решением было не пытаться спекулировать на теме самоизоляции и угнаться за всеми. Для нас важнее всего было сохранить качество и скорость проверки домашних заданий; держать работу со студентами на таком же высоком уровне, несмотря на возросшую нагрузку. Кроме того, за это время мы бесплатно открыли часть курсов для новичков: почти 100 тыс. человек попробовали себя в новой профессии, пройдя короткие курсы.

После карантина мы точно пересмотрим нашу работу в офисе. Уже сейчас обсуждаем введение новых коворкингов: часть команды будет работать дистанционно, но, когда нужно, бронировать в офисе переговорки или рабочие места. Некоторые вопросы все-таки требуют личного присутствия. Мест в офисе все равно теперь уже не хватает — за время самоизоляции команда увеличилась до 500 человек.

Образование не будет таким, как раньше. Здорово, что текущая ситуация подталкивает всех участников отрасли к диалогу: начиная с государства и академических институтов и заканчивая частными образовательными компаниями, которые стойко выдержали возросшие нагрузки. Мы все теперь лучше видим и слышим друг друга. Начать такой диалог — важный момент для развития индустрии образования в целом.

Запасной парашют: бизнесмены — о том, как им удалось пережить пандемию

Анна Волкова,
соосновательница салона красоты Kynsi

Самоизоляция выявила слабые и сильные стороны. Мы активировали идеи, которые давно хотели реализовать, но не было ресурса из-за большого потока задач: интернет-магазин, продукты под брендом Kynsi, консьерж-службу, разработали собственную платформу онлайн-записи, которой нет ни у кого. Ее главная особенность — возможность записаться на услуги одновременно к нескольким мастерам.

Когда салоны закрылись, мы сделали наборы для маникюра в домашних условиях на двух брендах — Christina Fitzgerald и La Ric. В них вошли скраб для рук, эксфолиант, масло и крем для кутикулы, крем для рук, перчатки и носки с сывороткой, а также пилки, апельсиновые палочки, лопатка для нанесения средств, антисептик. Что приятно, этих средств хватает на три-четыре маникюра. Мы проводили прямой эфир, в котором мастер объяснял, как пользоваться набором. Кроме того, каждого гостя, который приобретал комплект, персонально консультировал его мастер.

Мы записали видео и создали набор по снятию ­гель-лака. Он настолько прост в использовании, что мы сохраним его в ретейле: и для поддержания маникюра, и для тех, кто много путешествует. Как мы знаем, найти за границей хорошего мастера большая проблема, для многих такой набор станет настоящим спасением.

Наш самый главный ресурс — команда. За эти несколько месяцев многие сотрудники показали себя с иной стороны и быстро переквалифицировались под новую реальность. Например, администраторы занимались онлайн-заказами товаров из нашего магазина, были на непрерывной связи с гостями, и для многих это оказалось некой психологической поддержкой: и мы, и гости понимали, что рядом друг с другом. Встречи по Zoom стали традицией для всей команды. Наши сотрудники всегда себя чувствуют семьей Kynsi, знают, что это место, в котором возможен не только рост, но и поддержка. Конечно, убытки очень большие, но самое главное, что это уже в прошлом и мы получили большой опыт, сохранили всех сотрудников и реализовали накопленные идеи.

Запасной парашют: бизнесмены — о том, как им удалось пережить пандемию

Александра Гудимова,
основательница бренда Bionova

Во время карантина число заказов выросло на 30%, поэтому команда производства выходила на работу в две смены. Повышенный спрос пришелся на сахарозаменители в таблетках (необходимый товар для диабетиков), к тому же многие стали готовить дома и использовать их вместо сахара. Также мы отметили рост спроса на гранолу, подходящую для завтрака всем членам семьи. В первые дни самоизоляции многие расслабились, не соблюдали режим, но потом стали постепенно возвращаться к правильному питанию.

После рекордных продаж в марте и перевыполненного плана в апреле в ближайшие месяцы мы ждем спад. Наши продукты покупают импульсивно, мы создавали их для жителей больших городов, которые не успевают перекусить, находясь в вечной спешке. Сейчас у людей, наоборот, сместилось потребление: они предпочитают готовить дома.

В кризисное время мы не только не сократили ассортимент продукции, но и выпустили но­винки. Например, летние вкусы гранолы в удобном порционном формате 60 г (раньше была только упаковка 400 г). Запустили карантинные наборы для завтраков и перекусов на две недели, месяц и больше с хорошей скидкой, чтобы поддержать покупателей. Это выгодные наборы гранолы, батончиков разных вкусов или большие микс-наборы, куда входит все: от гранолы и ферментированных сиропов без добавления сахара до протеиновых каш и злаковых хлебцев.

Первое время рынок не увидит тех темпов роста, которые наблюдались в докризисный период. Это показывает сейчас опыт Китая в FMCG-секторе. Люди не сразу войдут в прежний режим, а также сократится доля людей, готовых совершать покупки в высоком ценовом сегменте. Наибольшей популярностью будут пользоваться форматы family pack. Со временем вернемся в привычный режим. Снова будет большой всплеск популярности у порционных форматов, снеков.

Запасной парашют: бизнесмены — о том, как им удалось пережить пандемию

Катерина Коверник,
соосновательница семейного проекта «Гогольшоп», производства предметов декора для дома
и корпоративных подарков

За последние три месяца мы пережили самое большое падение и самый резкий рост в истории нашего ­бизнеса. Еще в январе казалось, что мы готовы к потенциальному кризису: стабильно росли и расширяли производство, вышли на зарубежный рынок, стали продаваться на маркетплейсах Etsy и eBay, получали оплаты в долларах и думали, что 2014-й нас многому научил. Но с февраля просели заказы в Европе и Штатах, а в марте добавилась Россия. За этот месяц обороты упали почти в два раза и на общем нервном фоне стало понятно: карантину быть, сколько времени он продлится, предсказать невозможно, надо адаптироваться.

После долгих обсуждений мы решили: будем делать наборы для самостоятельной сборки маяков. Мы знали, что на рынке есть спрос на сборные модели и большие игроки, которые их производят. Традиционно это считалось мужским развлечением, но мы решили, что сможем изменить концепцию так, чтобы заинтересовать женщин. И у нас получилось. Выбрали три красивых маяка, сделали по ним наборы для сборки без клея, добавили в них все, что может понадобиться в процессе, в том числе краски и кисти. Продумали каждый шаг, подробную 3D-инструкцию, сверстали классную полиграфию и открытки с информацией об этих маяках. Добавили электросвечи, чтобы маяк выполнял свою функцию и по-настоящему светил. Сделали фото готовой модели и разместили в Instagram и на сайте. На все ушло около двух недель плотной работы.

Мы остались очень довольны тестом: нам удалось и продать идею женской аудитории, и привлечь новых подписчиков и покупателей среди мужчин. Каждую неделю мы улучшали и дорабатывали какие-то мелкие детали, прислушивались к отзывам. Сейчас заказчики делятся фотографиями в Instagram и отмечают нас, охваты растут, с нами связались уже два музея маяков, обсуждаем планы на времена «после карантина».

Как дополнительный бонус мы дарим к каждому заказу авторскую открытку с морским дизайном. Когда стало понятно, что спрос на маяки есть, мы за одну ночь их нарисовали и отпечатали. Если набор заказывают в подарок, мы предлагаем вписать в открытку любой текст от дарителя. Это очень повышает лояльность и создает ощущение «мы все в одной лодке».

Никогда еще мы так быстро и глобально не перестраивали себя и бизнес под новые вводные. По сути, у нас на 70% заказов сменилась бизнес-модель: раньше мы производили изделия под заказ, а теперь продаем готовые наборы со склада.

Прежде мы принимали заказ (на условные настенные часы), он шел на производство, от одного до трех дней занимало изготовление с учетом пожеланий заказчика. Что изменилось? Сейчас, когда я отвечаю на вопросы, ночные заказы уже отгружены и едут по регионам. Мы закупили новое оборудование, чтобы ускорить шлифовку деревянных деталей, скорректировали логистику и привлекли новую службу доставки, сделали перепланировку на производстве, добавили стеллажи для хранения готовых к отправке наборов, стали использовать больше возможностей нашей CRM-системы, чтобы контролировать выполнение и перемещение заказов.

Запасной парашют: бизнесмены — о том, как им удалось пережить пандемию

Александр Сколков,
креативный директор яхтенной школы «Сила ветра»

Подготовить людей к новому сезону и не дать им возможности отказаться от идеи яхтинга на этот год — главные задачи, которые мы решали во время карантина. Мы потихоньку шли к онлайн-продуктам и онлайн-школе, но скорее мысленно, готовых решений и планов не было. А здесь сама ситуация вынудила быстро придумать дистанционный вариант нашей Школы капитанов — важной части бизнеса, которая кормила компанию в период с октября по май, когда нет огромного количества регат и тренировок. И оказалось, что мы сделали очень выигрышный продукт: преподавателям и ученикам не нужно тратить время на дорогу, все получают знания в удобной для себя обстановке, а главное — к обучению получили доступ не только жители Москвы и Санкт-Петербурга, где у нас уже открыты филиалы, а ребята из разных городов России и даже Европы.­

Для нас было важно во время карантина поддерживать свою аудиторию и по­могать ей не переставать мечтать о приключениях, связанных с парусной куль­турой. Мы стали активно наполнять сайт материалами, выкладывать статьи из печатного журнала и писать новые. Проводили бесплатные лекции на странице в Facebook, активно вели социальные сети, устраивали онлайн-бары и буквально каждый день в 19:30 проводили прямые эфиры с нашими тренерами, экспертами и специалистами из смежной с яхтингом области: к примеру, у нас были эфиры на тему экологии и оказания первой помощи. И это тоже понравилось.

Онлайн-курсы и симуляторы — действенный способ обучения. Многие люди, у которых раньше не хватало на это времени, наконец-то получили такую возможность. Но все же для нас самый важный момент — тот, когда человек оказывается на яхте и получает незабываемые эмоции. До тех пор все, что он делает, — это эмуляция процесса, подготовка, обучение новому и повышение квалификации. Поэтому мы все ждем, когда можно будет снова свободно путешествовать, бронировать яхты и принимать участие в регатах.

Частично мы уже открыли тренировки в Москве. Наши преподаватели тренируют на одноместных яхтах, которые по уровню самоизоляции можно сравнить с велосипедом: ты садишься на одноместную лодку, тренер находится недалеко от тебя и объясняет, что делать. А потом через несколько занятий ты уже можешь самостоятельно ходить на яхте и ни с кем не контактировать.

Яхтенная индустрия не самая подвижная. Ее тяжело изменить, поэтому катастрофических перемен в индустрии не будет. Все ждут момента, когда ограничения снимут и можно будет вернуться к привычной жизни. Яхтенный спорт начнет оживать, когда вернется платежеспособность и исчезнет страх заразиться.

Запасной парашют: бизнесмены — о том, как им удалось пережить пандемию

Виктор Кондратенко,
основатель спортивного пространства Zaryad.Studio и кафе здорового питания Holy Basil

После закрытия студии мы запустили ежеднев­ные онлайн-занятия в Instagram. Поначалу в прямых эфирах участвовало до ­50-70 человек, но потом число участников сократилось до 10-20. Стало понятно, что карантин не пройдет быстро и нужно искать другие решения. Поэтому мы организовали аренду студийных байков: за три дня все байки были развезены по домам наших клиентов, а лист ожидания за две недели увеличился до 80 человек. Сегодня аренда — наш ключевой источник дохода.

Мы организовали продажу новых домашних тренажеров, которые можно приобрести в рассрочку. В стоимость включен доступ ко всем тренировкам: онлайн и в записи. Предложение оказалось актуальным, поскольку все понимают, что фитнес-­студии откроются не скоро, а выплачивая в рассрочку сумму, соизмеримую с арендой, клиент становится владельцем тренажера.

Для самостоятельных занятий дома нужна сильная мотивация. И ее, как мы видим, надолго не хватает. Вместе с усталостью от самоизоляции приходит и апатия к тренировкам. Думаю, летом вместе с возвращением возможности заниматься спортом в парках интерес к тренировкам дома ослабеет. Но в долгосрочной перспективе при правильном подходе к объединению двух предложений — аренды или покупки тренажера для домашнего использования и онлайн-тренировки — у этой ниши откроется большой потенциал.

В обозримом будущем не вижу возможности ­для возобновления работы студий в прежнем ­формате. До появления вакцины сохранятся обязательные ограничения по расстоянию меж­ду людьми. В некрупных студиях возможности обеспечить его нет: бизнес-модели рассчитаны на большую проходимость при скромной площади помещений. Выплачивать аренду и покрывать все расходы при сокращении трафика в три-четыре раза невозможно.

Основатель фитнес-студии Zaryad — о йоге, биоритмах и «мусорной» еде

Запасной парашют: бизнесмены — о том, как им удалось пережить пандемию

Василий Зоркий,
музыкант и автор проекта «Сказки на дому»

Во время карантина захотелось сделать то, от чего будет ощущение спокойствия и безопасности, такой островок любви посреди общего хаоса. Так появилась идея запустить проект в Instagram, где артисты всего мира будут читать сказки. И оказалось, что сказки — именно то, что востребовано в конкретный момент. Сошлось вместе много всего: возможности и свободное время, желание актеров, очевидная польза и положительный заряд проекта.

Витрувий еще в I веке до н.э. сформулировал три главных принципа архитектуры: «Прочность. Польза. Красота». То, что мы делаем, приносит пользу, у нас есть работающая конструкция — крепкая команда, и мы делаем что-то про красоту в широком понимании слова. Про воображение, про любовь, про нежность. Поэтому это работает. Тысячи проектов умирают, потому что в них нет одного из этих качеств. Очень важно, чтобы в центре всего был живой человек, не придуманный, и ты делал что-то для этого человека. Тогда все начинает расти и взлетать. А если говорить про объективные причины, мы были первыми, сделали это быстрее всех и звали только тех, кого любим. Думали, так сказать, сердцем.

Проект не просто останется после карантина, а будет развиваться. Сейчас мы работаем в нескольких направлениях — от проекта по популяризации русских сказок за рубежом до Instagram-телевидения для детей и их родителей. То, что мы делаем, родилось во время карантина, но дети и родители будут всегда. Работа нашего проекта не зависит напрямую от общей ситуации, но ситуация, конечно, подарила нам огромное количество возможностей, которые представить в другое время было бы невозможно.

Нас ждет трудное и сложное время, когда придется быть гибкими, переизобретать себя заново. Огромное число людей лишится заработка, доходы упадут, и в целом мы еще не до конца осознаем масштабы последствий. Вместе с тем надеюсь, что это чувство камерного мира, где все вместе сталкиваются с одинаковыми проблемами и границы становятся еще более условными, никуда не денется. Оно очень крутое.

Запасной парашют: бизнесмены — о том, как им удалось пережить пандемию

Владимир Овчаренко,
основатель аукциона современного искусства Vladey

13 марта мы закрыли все выставочные пространства и перевели 80% сотрудников на удаленную работу. За это время было сделано многое. Мы инициировали проведение серии из десяти торгов «Vladey все по 100 на карантине»: еженедельно по субботам в 15:00 проводим аукционы, где стартовая цена лота €100. Кроме того, провели благотворительный аукцион «Спасибо врачам!»: за два с половиной часа были распроданы все лоты, а общая выручка составила 9,8 млн руб. Все собранные деньги были переданы фондам «Лавка радостей» и «Созидание» на приобретение средств индивидуальной защиты для больниц.

Все, что мы придумали, отлично сработало в комплексе: защитили сотрудников, дали возможность клиентам и коллекционерам участвовать в торгах онлайн и, конечно же, поддержали художников активными продажами в тяжелой экономической ситуации.

Наши клиенты — молодцы. Они очень горячо поддержали нас участием, покупками и добрым словом. И мы стараемся отвечать активностью и прекрасными произведениями искусства. Vladey превратился в еженедельную биржу, на которой устанавливаются цены на искусство. 100% продаж, более 700 проданных работ — отличный результат, я считаю.

Выход из кризиса будет волнообразный. Скачки реальны и интересны. Появилась интрига, а то уже совсем «заболотились» в стране. А с искусством все будет прекрасно, оно нас всех переживет. Инструментарий по его продаже будет меняться, будущее за удачными миксами офлайна и онлайна, и мы находимся прямо в гуще всего этого, что очень захватывает.

Мы наверняка будем с ностальгией вспоминать это время, проведенное дома. Уникальное время, и это не выдумка или сон, это нам история дала шанс. И каждый распорядился им по-своему. Но это время уходит. Идет новое, наверняка еще более интересное и динамичное.

«Чувствуем радостное предвкушение». Рестораторы — об отмене изоляции и клиентах.