Как российский стартап решил запустить в космос гигантский рекламный дисплей
За последний год человечество заметно продвинулось в освоении космоса. Например, в январе 2018 года новозеландские разработчики Rocket Star запустили на околоземную орбиту гигантский дискошар. При ближайшем рассмотрении выяснилось, что геодезическая сфера — пассивный спутник для создания световых вспышек, которые были бы видны с Земли. CEO Rocket Lab Питер Бэк романтизировал свое изобретение: он считал, что спутник, весьма поэтично названный «Звезда человечества», станет путеводной звездой для землян. Но, как известно, звезды имеют свойство угасать: ярчайшая сфера сгорела в атмосфере 23 марта. На радость негодующим астрономам, которые клеймили «Звезду человечества» «мусором» и «позором».
В октябре прошлого года Китай заявил о намерениях использовать космос в интересах города Чэнду. Разработчики предложили отказаться от фонарей и освещать город с орбиты — с помощью спутника «Искусственная луна», призванного отражать солнечный свет и возвращать его на Землю. Изобретение, по яркости в восемь раз превосходящее настоящую Луну, прольет свет на китайскую провинцию в 2020 году.
А пока, в 2019-м, многие с удивлением наблюдают за «дерзким» российским стартапом StartRocket. Придуманный Владиленом Ситниковым дисплей состоит из нескольких сотен спутников с разворачивающимися парусами-пикселями. В день он будет транслировать до трех рекламных сообщений. Все дело в открытии и закрытии паруса-пикселя: StartRocket использует для этого солнечные батареи, которые заряжаются по восемь часов, соответственно, в сутки транслируется не больше трех сообщений. «Рекламировать все и вся — часть человеческой природы» — так Ситников прокомментировал свою идею изданию Astronomy.com. По словам предпринимателя, реклама с орбиты не просто ознаменует окончательное покорение космоса человеком, но и избавит Землю от уродливой наружки и вездесущих баннеров.
Впрочем, энтузиазм россиянина разделяют не все: так, астроном Джон Барентин из Международной ассоциации темного неба окрестил изобретение опасным для мировой науки, поскольку оно, как и любые искусственные источники света, существенно затруднит изучение далеких космических объектов и нарушит передачу радиосигнала.
Мы попросили Владилена Ситникова ответить на несколько вопросов о его смелом стартапе (правда, попутно он ответил еще и на выпады астрономов).
— Расскажите немного о своем бэкграунде: где и на кого учились, когда и почему решили связать свою жизнь и деятельность с космосом?
— Я совсем не из космической индустрии. Я рекламщик. Работаю в одной организации с 2004 года. Был дизайнером, арт-директором, потом руководил своей студией, стал креативным директором. В 2012 году основал агентство Hungry Boys, и в этом же году мы успешно продали свой бизнес WPP (крупнейший в мире коммуникационный холдинг купил контрольный пакет акций рекламного агентства Grape, совладельцем которого был Ситников. — «РБК Стиль»). В 2016 мы объединили Grape и Hungry Boys под одним брендом POSSIBLE, где я сейчас и работаю управляющим креативным директором. По долгу службы всегда интересовался всем новым. Мы, собственно, бизнес на инновациях и построили: пытались продать, запустить, продвинуть все, что было в новинку.
— Как родился стартап и на что изначально был нацелен? Можете примерно описать день и/или обстоятельства, при которых появилась «безумная идея» запустить на околоземную орбиту дисплей?
— В начале 2018-го увидел новость — Rocket Star запустили спутник в процессе тестирования своей ракеты — дискобол! Меня, скорее, даже привлек заголовок — «Астрономы недовольны!» Старожилы ненавидят тех, кто своими силами, не взаимодействуя ни с кем, развивают частную космонавтику, строят свой космодром, свою ракету. Это именно те люди, первопроходцы, которые откроют человечеству дорогу в космос. А я мечтаю умереть не на этой планете, например. И их дерзость включила мою программу: а что если изобрести новое медиа? Космос становится чем-то доступным и простым. Человек все чаще и чаще рассуждает, что околоземное пространство и Луна — будущее жизненное пространство. И даже больше: не рассуждает — ожидает. А там, где человек, — там и экономика, и все, что ей присуще: развлечения, бренды, реклама, торговля. Для нового пространства существования нужен новый медиаформат. Последний раз, когда мы видели что-то интересное в холодном и безликом звездном небе, был тысячи лет назад, когда наши предки разглядели созвездия и связали их со своими мифами. Наши новые мифологемы — бренды. Наши боги называются «Кока-Кола» и ФИФА. Мы живем именно с этими богами и их слушаем. Они руководят нашей жизнью и нашими мыслями. Ради них мы строим свое настоящее, и они помогают надеяться на новое и лучшее будущее. Так появилась идея космического дисплея. Первого медиаформата, который сможет нести сообщения через космос, с помощью космоса.
Изначально я вообразил себе конструкцию с фольгой на орбите. Это было очень нелепо. Представьте: солнце отражается — и мы видим невероятно яркий обжигающий образ здесь, на поверхности планеты. Я позвонил своему другу, Ивану Бурдину, который отвечает за баллистику группировки спутников ГЛОНАСС, и попросил дать первичную справку о возможности развернуть на орбите что-то похожее. Через неделю мы встретились, и он продемонстрировал технические расчеты «объекта», которые подходили под требования: жизнь на орбите — месяц, размер изображения — половина Луны, возможность вывода на орбиту с помощью известных ракетоносителей. Итак, это оказалось возможно. Чтобы найти обоснование к разработке, нужно было убедиться, что проект осуществим фактически. После нескольких консультаций я объявил конкурс на техническое решение подобного медианосителя. Лучшим и максимально реалистичным предложением оказалось решение от коллег из космического центра Сколтеха — группировка кубсатов с рефлекторами. (Кубсат, CubeSat, искусственный спутник Земли объемом несколько литров и массой пару килограммов. — «РБК Стиль».) Потому как каждый кубсат равно пиксель, который мы можем включить или выключить. (Огромное спасибо Николаю Муллину за инженерную часть и Андрею Потапову за экономическую модель.) Мы назвали проект орбитальным дисплеем.
Следующий этап — подтвердить экономическое обоснование под проект. Нужно учитывать вау-эффект, но быть адекватным в цене размещения на будущем медианосителе. К чему мы пришли? CPM = $10–13, демонстрация сообщения только над крупными городами, утром и вечером, когда люди находятся на улице. Мы не летаем над природными заповедниками, мы не целимся в телескопы астрономов, которые находятся вне крупных городов, демонстрация сообщения ночью — выброшенные деньги (ведь люди спят).
— Что ждет проект?
— Во-первых, фиксация технологии пикселя через стратосферный тест. Этой весной мы поднимем на 40 км два стратосферных шара и подтвердим, что выстроить изображение на орбите — реальность. Во-вторых, мы приступаем к разработке инженерной документации для каждого юнита формации. В-третьих, начинаем реализовывать задачу управления стаей из двухсот и более объектов на орбите в формате орбитального дисплея. А также патентуем технологии и инновации. Ищем инвесторов. Со старта работы со стратегическим инвестором до вывода группировки на орбиту путь в два года.