Стиль
Жизнь Как российский стартап решил запустить в космос гигантский рекламный дисплей
Стиль
Жизнь Как российский стартап решил запустить в космос гигантский рекламный дисплей
Жизнь
Как российский стартап решил запустить в космос гигантский рекламный дисплей
Владилен Ситников, основатель StartRocket, задумал отправить на расстояние 500 километров от Земли исполинскую видеопанель, которая будет создавать световое пятно площадью 50 кв. км. Он рассказал «РБК Стиль», как новый объект изменит наши привычки.

За последний год человечество заметно продвинулось в освоении космоса. Например, в январе 2018 года новозеландские разработчики Rocket Star запустили на околоземную орбиту гигантский дискошар. При ближайшем рассмотрении выяснилось, что геодезическая сфера — пассивный спутник для создания световых вспышек, которые были бы видны с Земли. CEO Rocket Lab Питер Бэк романтизировал свое изобретение: он считал, что спутник, весьма поэтично названный «Звезда человечества», станет путеводной звездой для землян. Но, как известно, звезды имеют свойство угасать: ярчайшая сфера сгорела в атмосфере 23 марта. На радость негодующим астрономам, которые клеймили «Звезду человечества» «мусором» и «позором».

В октябре прошлого года Китай заявил о намерениях использовать космос в интересах города Чэнду. Разработчики предложили отказаться от фонарей и освещать город с орбиты — с помощью спутника «Искусственная луна», призванного отражать солнечный свет и возвращать его на Землю. Изобретение, по яркости в восемь раз превосходящее настоящую Луну, прольет свет на китайскую провинцию в 2020 году.

А пока, в 2019-м, многие с удивлением наблюдают за «дерзким» российским стартапом StartRocket. Придуманный Владиленом Ситниковым дисплей состоит из нескольких сотен спутников с разворачивающимися парусами-пикселями. В день он будет транслировать до трех рекламных сообщений. Все дело в открытии и закрытии паруса-пикселя: StartRocket использует для этого солнечные батареи, которые заряжаются по восемь часов, соответственно, в сутки транслируется не больше трех сообщений. «Рекламировать все и вся — часть человеческой природы» — так Ситников прокомментировал свою идею изданию Astronomy.com. По словам предпринимателя, реклама с орбиты не просто ознаменует окончательное покорение космоса человеком, но и избавит Землю от уродливой наружки и вездесущих баннеров.

Впрочем, энтузиазм россиянина разделяют не все: так, астроном Джон Барентин из Международной ассоциации темного неба окрестил изобретение опасным для мировой науки, поскольку оно, как и любые искусственные источники света, существенно затруднит изучение далеких космических объектов и нарушит передачу радиосигнала.

Владилен Ситников
© пресс-служба

Мы попросили Владилена Ситникова ответить на несколько вопросов о его смелом стартапе (правда, попутно он ответил еще и на выпады астрономов).

Расскажите немного о своем бэкграунде: где и на кого учились, когда и почему решили связать свою жизнь и деятельность с космосом?

Я совсем не из космической индустрии. Я рекламщик. Работаю в одной организации с 2004 года. Был дизайнером, арт-директором, потом руководил своей студией, стал креативным директором. В 2012 году основал агентство Hungry Boys, и в этом же году мы успешно продали свой бизнес WPP (крупнейший в мире коммуникационный холдинг купил контрольный пакет акций рекламного агентства Grape, совладельцем которого был Ситников. — «РБК Стиль»). В 2016 мы объединили Grape и Hungry Boys под одним брендом POSSIBLE, где я сейчас и работаю управляющим креативным директором. По долгу службы всегда интересовался всем новым. Мы, собственно, бизнес на инновациях и построили: пытались продать, запустить, продвинуть все, что было в новинку.

Как родился стартап и на что изначально был нацелен? Можете примерно описать день и/или обстоятельства, при которых появилась «безумная идея» запустить на околоземную орбиту дисплей? ​

В начале 2018-го увидел новость — Rocket Star запустили спутник в процессе тестирования своей ракеты — дискобол! Меня, скорее, даже привлек заголовок — «Астрономы недовольны!» Старожилы ненавидят тех, кто своими силами, не взаимодействуя ни с кем, развивают частную космонавтику, строят свой космодром, свою ракету. Это именно те люди, первопроходцы, которые откроют человечеству дорогу в космос. А я мечтаю умереть не на этой планете, например. И их дерзость включила мою программу: а что если изобрести новое медиа? Космос становится чем-то доступным и простым. Человек все чаще и чаще рассуждает, что околоземное пространство и Луна — будущее жизненное пространство. И даже больше: не рассуждает — ожидает. А там, где человек, — там и экономика, и все, что ей присуще: развлечения, бренды, реклама, торговля. Для нового пространства существования нужен новый медиаформат. Последний раз, когда мы видели что-то интересное в холодном и безликом звездном небе, был тысячи лет назад, когда наши предки разглядели созвездия и связали их со своими мифами. Наши новые мифологемы — бренды. Наши боги называются «Кока-Кола» и ФИФА. Мы живем именно с этими богами и их слушаем. Они руководят нашей жизнью и нашими мыслями. Ради них мы строим свое настоящее, и они помогают надеяться на новое и лучшее будущее. Так появилась идея космического дисплея. Первого медиаформата, который сможет нести сообщения через космос, с помощью космоса.

© пресс-служба

Изначально я вообразил себе конструкцию с фольгой на орбите. Это было очень нелепо. Представьте: солнце отражается — и мы видим невероятно яркий обжигающий образ здесь, на поверхности планеты. Я позвонил своему другу, Ивану Бурдину, который отвечает за баллистику группировки спутников ГЛОНАСС, и попросил дать первичную справку о возможности развернуть на орбите что-то похожее. Через неделю мы встретились, и он продемонстрировал технические расчеты «объекта», которые подходили под требования: жизнь на орбите — месяц, размер изображения — половина Луны, возможность вывода на орбиту с помощью известных ракетоносителей. Итак, это оказалось возможно. Чтобы найти обоснование к разработке, нужно было убедиться, что проект осуществим фактически. После нескольких консультаций я объявил конкурс на техническое решение подобного медианосителя. Лучшим и максимально реалистичным предложением оказалось решение от коллег из космического центра Сколтеха ​— группировка кубсатов с рефлекторами. (Кубсат, CubeSat, искусственный спутник Земли объемом несколько литров и массой пару килограммов. — «РБК Стиль».) Потому как каждый кубсат равно пиксель, который мы можем включить или выключить. (Огромное спасибо Николаю Муллину за инженерную часть и Андрею Потапову за экономическую модель.) Мы назвали проект орбитальным дисплеем.

Следующий этап — подтвердить экономическое обоснование под проект. Нужно учитывать вау-эффект, но быть адекватным в цене размещения на будущем медианосителе. К чему мы пришли? CPM = $10–13, демонстрация сообщения только над крупными городами, утром и вечером, когда люди находятся на улице. Мы не летаем над природными заповедниками, мы не целимся в телескопы астрономов, которые находятся вне крупных городов, демонстрация сообщения ночью — выброшенные деньги (ведь люди спят).

© пресс-служба

Что ждет проект?

Во-первых, фиксация технологии пикселя через стратосферный тест. Этой весной мы поднимем на 40 км два стратосферных шара и подтвердим, что выстроить изображение на орбите — реальность. Во-вторых, мы приступаем к разработке инженерной документации для каждого юнита формации. В-третьих, начинаем реализовывать задачу управления стаей из двухсот и более объектов на орбите в формате орбитального дисплея. А также патентуем технологии и инновации. Ищем инвесторов. Со старта работы со стратегическим инвестором до вывода группировки на орбиту путь в два года.