Стиль
Жизнь Как российские ASMR-блогеры превращают «чувственные видео» в бизнес
Стиль
Жизнь Как российские ASMR-блогеры превращают «чувственные видео» в бизнес
Жизнь
Как российские ASMR-блогеры превращают «чувственные видео» в бизнес
© whisperlodge.nyc
Одним из главных трендов YouTube в 2018 году стал ASMR — особый вид воздействия на сознание, основанный на тихих завораживающих звуках. Он возник как локальное явление на одном из форумов в 2010 году и к сегодняшнему дню завоевал глобальную популярность.

ASMR, или АСМР, — это автономная сенсорная меридиональная реакция. Проще говоря, приятные ощущения, вызываемые у человека определенным набором звуков-триггеров. Вам наверняка встречались видео, где девушки тихо говорят в микрофон, шуршат бумажной упаковкой, постукивают ногтями по различным предметам. Эти ролики набирают миллионы просмотров и десятки тысяч комментариев, а зрители описывают свои ощущения в диапазоне от приятного расслабления и гипноза до ощущения экстаза и счастья. Начавшись как локальное явление на одном из интернет-форумов в 2010 году, в уходящем 2018 ASMR вошел в число главных трендов YouTube.

Принято считать, что прорыв ASMR как жанра произошел благодаря стрим-трансляциям: в августе этого года стриминговый сервис Twich ввел новые категории для неигрового контента, в том числе и для ASMR-видео. Сегодня поисковая строка YouTube выдает более 12,7 млн результатов по запросу на эту аббревиатуру, а самые популярные видео в этом жанре были просмотрены более 20 млн раз.

Согласно Google Trends, интерес к ASMR сильно вырос за последние три года. Жанр бурно развивается на Twich, в нем пробуют себя рэперы и голливудские звезды, быстрыми темпами осваивают новую нишу бренды, а ученые активно исследуют воздействие роликов-триггеров.

О том, как изменился жанр за последнее время и в чем основное различие между российской и зарубежной аудиторией ASMR, мы поговорили с Ангелиной Лин и Дарьей Ложкиной. Первая ведет канал Kitty Klaw (710 тыс. подписчиков, 110 млн просмотров) и считается главным блогером российского ASMR, вторая управляет сразу двумя страницами: русскоязычной Darya​ Lozhkina ASMR и англоязычной ASMR Darya (суммарная аудитория 266 тыс. подписчиков, 35 млн просмотров).

 

Развитие жанра

По словам Ангелины Лин, главное достижение последних трех лет — появление ASMR-стримов.

«Их мода и популярность в России — моя заслуга. Во многом благодаря стримам ASMR во всем мире стал полноценным жанром с большим комьюнити. Если раньше ASMR ассоциировался с мурашками, релаксацией, то за последние три года он все больше завязан на персональном внимании и социальных аспектах. Стали важны эмоции зрителей, непосредственное общение с аудиторией».

Дарья Ложкина добавляет, что три года назад практически единственным известным блогером в жанре была эмигрировавшая из России в США в 2006 году Мария Gentle Whispering, ее ролики считались эталонными. Сейчас границы того, что называют ASMR, невероятно расширились. Если раньше это явление ассоциировалось только с засыпанием и расслаблением, то теперь оно перешло в категорию так называемого развлекательно-успокоительного контента.

 

Процесс производства

В среднем на запись одного ролика, куда включены сценарий, реквизит, костюмы и работа с персональным вниманием зрителя и обработкой звука, уходят 3–4 рабочих дня. Ролик без ролевого компонента с простым монтажом обычно создается 12–17 часов.

«Мой самый сложный ролик — «Королевское бритье», — говорит Дарья Ложкина. — Я обдумывала его несколько месяцев, потом долго собирала реквизит, съемки заняли две недели, еще столько же ушло на обработку видео. Мне захотелось обыграть тему конкуренции за внимание зрителей. Снимала сначала на русском, потом на английском. Дальше была сложная работа с наложением звуков и монтаж. Такая тщательная подготовка в итоге оказывается не всегда оправданной: этот ролик провалился на моем английском канале».

Голос и звуки в ASMR записываются на сверхчувствительный микрофон, поэтому для создания ролика нужна идеальная тишина. Днем слишком много шума, так что записывать видео приходится ночью, когда нет посторонних звуков. По словам Дарьи, сложнее всего ей далась именно необходимость не спать по ночам.

«Поначалу я записывала видео во время дневного сна ребенка. Потом это стало невозможно. Я переехала в другую квартиру, потому что была нужна подходящая для записи комната, сейчас опять думаю о переезде, возможно, уже не в квартиру, а в частный дом», — делится планами Ложкина.

 

Аудитория

Дарья описывает цель своей работы в создании расслабляющего пространства, где каждый может получить необходимую ему эмоцию:

«Есть люди, которым это нужно, они готовы меня поддержать на краудфандинговой платформе Patreon, из этих денег складывается мой доход. Конечно, перед зрителями обоих каналов у меня есть эмоциональная ответственность, как перед друзьями. Но именно зарубежные зрители по большей части купили для меня все оборудование, поверили в меня, вложились и ежемесячно поддерживают».

По словам Дарьи, создание ASMR-контента с нуля требует огромных вложений. Все годы, что она снимает на русском, она делает это бесплатно. Три года назад у русского ASMR-блогера не было возможностей заработать: не было стримов, зрители не помогали. Сейчас многое изменилось, русскоязычная аудитория готова поддерживать канал, хотя у российского зрителя пока не сложилось привычки регулярно поддерживать что-либо на платформе Patreon.

Западная аудитория сильно отличается от российской — в англоязычном сегменте есть ASMR-блогеры старшего возраста и они популярны, их поддерживают и ценят за качество контента. Кроме того, в США много успешных каналов, которые ведут люди, не вписывающиеся в традиционные представления о стандартах красоты.

В России у молодого поколения шансы на успех намного выше, чем у более взрослого, что, конечно, нельзя назвать справедливым. Немаловажную роль, по словам Дарьи, в получении донатов от российской аудитории играет внешность, а также семейный статус — информацию о семейном положении среди женщин-блогеров, на ее взгляд, лучше скрывать. Так проще монетизировать канал.

 

Техника

Свой первый ролик самая популярная российская ASMR-артистка записала на рекордер Zoom h1, но теперь требования выросли и в поисках хорошего звука Ангелина Лин постоянно покупает новые микрофоны.

© vk.com/id64161811

«Сейчас у меня есть: 3dio, 3dio pro, Blue Yeti, Blue Yeti pro, Tascam, Zoom h6, Rode nt 1 — две пары, Shure, внешняя звуковая карта и еще 5–7 микрофонов неизвестных марок. Причем звуком некоторых микрофонов могут насладиться только зрители с дорогими наушниками и звуковыми картами. 80–90% зрителей особо и не чувствуют разницу между Blue Yeti за 10 тысяч рублей или 3dio pro за 150 тысяч».

Говоря о минимальном необходимом наборе для первой записи ASMR-видео, помимо микрофона и камеры, Дарья Ложкина также упоминает освещение:

«Очень важен свет, потому что необходимо хорошо выглядеть в кадре. Сейчас у меня пять разных ламп и светильников. Магию в кадре создает именно свет. Лучше всего, на мой взгляд, с освещением работает Pelagea ASMR. Для начинающих подойдут небольшие LED-светильники со светодиодами, они дают мягкий свет».

Доходы и реклама

Основной источник дохода ASMR-блогеров — донаты, то есть пожертвования, поступающие авторам во время стрим-трансляций и аккумулируемые на краудфандинговой платформе Patreon. Там блогер в обмен на предоставление доступа к эксклюзивному контенту каждый месяц получает фиксированную сумму. Для прямых трансляций не редкость пожертвования в $100 (часто от одного и того же зрителя).

Деньги приходят и от рекламы на YouTube, но фиксированной цены на видеохостинге нет, она меняется в зависимости от сезона и отношений платформы с рекламодателями. К тому же существенный минус заключен в невозможности выбора рекламы, которая будет встроена в ролик: это определяют алгоритмы видеохостинга.

«С самого начала в ASMR было не принято делать больше одной рекламной паузы в ролике, потому что люди засыпают, расслабляются, — говорит Дарья, — заработать на этом тяжело, потому что в других YouTube-жанрах несколько рекламных вставок. Плюс ко всему никто не станет обращаться с рекламным предложением к маленьким каналам, только если это не бартер. Поэтому донаты от зрителей — спасение для маленьких каналов, которые только так и могут собрать деньги на хорошее оборудование».

По словам Ангелины Лин, сейчас донаты от зрителей стримов — основной источник ее дохода. На них она зарабатывает больше, чем на своем YouTube-канале.

«Помимо донатов, прямая трансляция — это возможность общаться со своими зрителями в реальном времени, — говорит Ангелина. — Я их люблю, многие для меня близкие люди. Между ASMR-артистом и зрителями есть очень сильная связь, сильнее, чем у большинства блогеров. Я не против рекламы, но просто из уважения к моим зрителям не хочу что-либо им впаривать, ведь благодаря их поддержке могу заниматься любимым делом так, как мне нравится. Возможно, в будущем у меня и появится реклама, но только та, которая нравится мне».

Пока российские ASMR-артисты предпочитают донаты рекламным интеграциям. Но Дарья в дальнейшем планирует размещать рекламу на своем русскоязычном канале и пока согласилась на три предложения — от сайта знакомств, кешбэк-сервиса и онлайн-школы английского языка. По ее словам, основная сложность заключается в том, чтобы рекламируемый товар стилистически совпадал с темой ролика: из-за специфики жанра многие товары и услуги невозможно интегрировать так, чтобы это не выглядело комично.

 

Бизнес

Крупный бизнес активно осваивает АSMR, как и любой другой популярный интернет-феномен. В числе первых компаний оказались KFC, шоколад Dove, и шведский производитель пива Norrland Guld Ljus. Последние даже выпустили ASMR-альбом.

Пока наиболее успешным примером использования характерного для ASMR шепота в рекламе остается рекламная кампания Oddly IKEA, для которой было снято шесть роликов. В них демонстрируется тактильный диапазон предметов, которые могут пригодиться студентам для обустройства комнат в общежитии. Достоинства каждого из показанных на экране предметов рассказчик описывает шепотом. Видео стало вирусным, его посмотрели более двух миллионов раз, а представители компании заявили, что ролик увеличил продажи на 4,5% в магазинах и на 5% в интернете.

Будущее

По всей вероятности, в ближайшем будущем жанр ASMR расширит свои границы и перестанет быть исключительно цифровым феноменом. Одним из первых шагов в этом направлении сделал концерн Coca-Cola. В качестве промо новой линейки напитков Fuze Tea компания открыла в центре Лондона поп-ап-пространство Experience Rooms, где гости могут получить новый сенсорный опыт.

Еще один шаг в этом направлении — иммерсивный театр Whisperlodge, открытый в Нью-Йорке в 2016 году. Он представляет собой необычную смесь театра и комнаты релаксации, где зрители получают непосредственный опыт соприкосновения с источниками своих переживаний.

Цель Whisperlodge — показать зрителям шоу и одновременно создать предельно интимную обстановку. Представление устраивается раз в несколько месяцев, билет стоит $90–120. За два года состоялось уже 16 спектаклей, а создатели театра, художники Мелинда Лаув и Андре Хопфнер, сообщили о планах устроить международные гастроли.