Стиль
Впечатления Сказки, чудеса и путешествие по векам и эпохам: культурная афиша января
Стиль
Впечатления Сказки, чудеса и путешествие по векам и эпохам: культурная афиша января
Впечатления

Сказки, чудеса и путешествие по векам и эпохам: культурная афиша января

Диана Капизова. Кадр из видео «Бесконечное эхо ракушки», 2022 год. Выставка «Videobrasil. Перевод не требуется. Сорок лет видео-арта и перформанса»

Диана Капизова. Кадр из видео «Бесконечное эхо ракушки», 2022 год. Выставка «Videobrasil. Перевод не требуется. Сорок лет видео-арта и перформанса»

Шеф-редактор «РБК Стиля» Анастасия Каменская — о выставках, концертах и премьерах в этом месяце, которые, как и положено в январе, полны неожиданностей (если не сказать чудес)

Игорь Самолет, «Архитектура отношений»

До 23 марта
Дом Наркомфина

Проект художника Игоря Самолета наполняет коммунальный блок дома Наркомфина искусством, смотрящим на историю через призму вовлеченности и отстраненности одновременно. Иронизируя, но оставаясь в то же время предельно серьезным, Игорь Самолет размышляет в серии монументов, как конструктивистский замысел стремился воплотиться в быту, создав новый образ жизни, а вместе с ней и мыслей. Дистанция времени позволяет нам быть уверенными в том, что с этим замыслом стало, а взаимоотношения, воплощенные в архитектуре, становятся предметом исследования не только научного, но и художественного.

«Небывальщина»

До 23 марта
Центр «Зотов»

Новая кинопрограмма центра «Зотов» так прямо и заявляет: «Да быть такого не может!» Заявив, пускается в доказательство обратного, небывалого и фантасмагорического, разного, странного, невероятного, поделенного на логично-метафоричные главы: полеты во сне и наяву, по ту сторону зеркала, (дом) вверх дном и жизнь после жизни. Эти главы заключают советские и российские фильмы, которые не устают обыгрывать и отыгрывать название программы. Так неожиданно «Ежик в тумане», «Облако-рай», «Ночной дозор» и десяток других по-разному примечательных историй рифмуются с выставкой «Русское невероятное», в параллельную программу которой и вошли кинопоказы.

«Videobrasil. Перевод не требуется. Сорок лет видео-арта и перформанса»

До 9 февраля
Дом культуры «ГЭС-2»

Какими были одни и те же годы на разных континентах через призму видео-арта и перформанса, каких проблем пытались коснуться авторы и насколько разные вопросы волновали их в зависимости от точки на карте — этими вопросами отчасти задается проект Videobrasil, соединяющий Москву с Бразилией, Колумбией, Эфиопией. Фестиваль, давший название выставке, свою историю начал в Сан-Паулу в 1983-м, так что этот год становится точкой отсчета и для представленных в «ГЭС-2» произведений видеоискусства. Влияние развивающихся технологий, разговор на языке тела, проникновение социальной повестки — все это можно обнаружить в работах художников из стран глобального Юга, а вместе с тем и множество других веяний и тем.

Экспозиция выставки «Videobrasil. Перевод не требуется. Сорок лет видео-арта и перформанса»

Экспозиция выставки «Videobrasil. Перевод не требуется. Сорок лет видео-арта и перформанса»

«Шар с предсказаниями»

2–8 января
«МИРА центр»

Каникулярная афиша творческого сообщества «МИРА» действительно похожа на волшебный шар: что ни день, то новое впечатление. Концертная программа обещает и разудалое веселье (все-таки праздники), и вдумчивое слушание с новыми открытиями. Электронная музыка соединяется с ренессансным звучанием (в исполнении ренессансных же инструментов), а воспоминания о солнечном свете (трибьют французской группе Malicorne авторства мультиинструменталиста Юры Гинзбурга) — с камерностью рождественского сочельника (традиционный концерт ансамбля Île Thélème).

Юра Гинзбург, Tool Things

Юра Гинзбург, Tool Things

«Об ослепшем вчерашнем долгом вечере что сегодня»

До 19 января
Галерея «Триумф»

Персональная выставка художницы Лизы Бобковой складывается в триединство серии скульптур из металла, инсталляции из фарфора и графики. Металл и фарфор в пространстве экспозиции обретают некоторое сходство при всем своем смысловом и предметном различии, а звуковые волны в графических произведениях застывают и продолжают бежать одновременно. Жизнь скульптур начиналась с туши и бумаги — присущая эскизам легкость не покинула серию и после конечного воплощения. Кажется, что, как только последний посетитель выходит за дверь, а свет гаснет до следующего дня, у произведений продолжается собственная тайная повседневность, настолько полнятся они чудесами.

Экспозиция выставки Лизы Бобковой «Об ослепшем вчерашнем долгом вечере что сегодня»

Экспозиция выставки Лизы Бобковой «Об ослепшем вчерашнем долгом вечере что сегодня»

Эрик Булатов, Олег Васильев, «Чудесное путешествие»

26 декабря — 16 февраля
Мультимедиа Арт Музей, Москва

Путешествие Эрика Булатова и Олега Васильева по детской литературе действительно получилось чудесным, как и путешествие Нильса, и длилось три десятка лет, в течение которых художники иллюстрировали книги в издательстве «Малыш». Теперь отправиться в путь по их страницам предстоит зрителю, перед которым открываются миры «Кота в сапогах», «Золушки», «Спящей красавицы» и других сказочных сюжетов. Дружеским плечом, а вместе с тем и проводником в мир книжной иллюстрации для Эрика Булатова и Олега Васильева стал Илья Кабаков, благодаря которому и началась эта многолетняя общая глава в творческой биографии двух художников.

Экспозиция выставки «Чудесное путешествие» в Мультимедиа Арт Музее
Экспозиция выставки «Чудесное путешествие» в Мультимедиа Арт Музее

«Фабрика авангарда. Выкройка нового мира»

До 18 мая
Серпуховский историко-художественный музей

Когда-то усадебный хозяйственный двор, сегодня каретный сарай — галерея, в которой сейчас Серпуховский историко-художественный музей исследует авангард во всем его многообразии и широте проявлений. Само здание городской усадьбы Мараевых задает для темы любопытный исторический контекст, который при разговоре об авангарде всегда играет роль. Полотна Наталии Гончаровой, Михаила Ларионова, Ольги Розановой, Давида Бурлюка и других авангардистов обретают в нем новые оттенки звучания и диалога с прошлым и будущим.

Экспозиция выставки «Фабрика авангарда. Выкройка нового мира». Серпуховский историко-художественный музей
Экспозиция выставки «Фабрика авангарда. Выкройка нового мира». Серпуховский историко-художественный музей

«Я есть цвет»

До 30 марта
Владимиро-Суздальский музей-заповедник

Еще один повод отправиться в Суздаль, который весь 2024-й год праздновал свое тысячелетие, — взгляд Алены Долецкой на тему цветка. Ее кураторский проект «Я есть цвет» завершает для Владимиро-Суздальского музея-заповедника серию юбилейных выставочных событий и предлагает погрузиться в историю, а вместе с тем в череду интерпретаций. Они на выставке представлены во всем историческом размахе — от XII века до наших дней, из чего можно сделать вывод, что мотивы и поводы появления цветов в искусстве светском и религиозном разнятся и знаменуют множественную череду смыслов и поводов. Их и предстоит исследовать зрителю.

Фото: пресс-служба

Подписывайтесь на телеграм-канал «РБК Стиль»