Стиль
Герои Художница Лиза Бобкова — о важности слов в искусстве и жизни
Стиль
Герои Художница Лиза Бобкова — о важности слов в искусстве и жизни
Герои

Художница Лиза Бобкова — о важности слов в искусстве и жизни

Лиза Бобкова. Память на пороге обнаруживаемости. Фрагмент. 2024
Лиза Бобкова. Память на пороге обнаруживаемости. Фрагмент. 2024
С художницей, соавтором проекта ART4 Лизой Бобковой поговорила журналист и автор телеграм-канала Love them all Марина Анциперова

Лиза Бобкова — высокая и хрупкая, с огромной копной кудрявых волос и по-петербургски сдержанной манерой говорить.Трудно поверить, что она мастерски управляется с металлическими скульптурами и задает на своих рисунках провокативные вопросы о желаниях. А еще вместе со своим партнером Игорем Маркиным управляет проектом ART4 и устроила целую ярмарку, чтобы молодые художники могли научиться лучше продавать свои работы. Последние годы она занимается не только российской, но и международной карьерой, а все ее произведения, какими бы разными они ни были, посвящены диалогу, который, оставаясь постоянным элементом искусства, неизменно проникает и в жизнь.

Когда мы в последний раз разговаривали — это было после вашего переезда из Петербурга в Москву и начала работы не только художником, но и галеристом, — вы сказали, что жизнь из поединка по кунг-фу превратилась в игру в шахматы, а что теперь?

Как будто теперь я стала роботом, у которого объем работы превышает его возможности, но каждый раз он справляется: будто под новые задачи вырастают новая рука и новые способности.

Какие важные три проекта у вас случились за этот год?

Так получается, что фокус активности сместился на Европу, но и в России случаются проекты, которыми я ужасно горжусь. В начале нынешнего года я подала заявку на лондонскую «Летнюю выставку» (Summer Exhibition.) Королевской академии художеств под кураторством Энн Кристофер со своими раскатанными вручную и расписанными от руки же листами фарфора. И поделила выставку, к примеру, с Ансельмом Кифером, Трейси Эмин, Вероникой Райан, Шоном Скалли. Выяснилось, что то, что я делаю, интересно и в России, и в Британии — умение общаться на профессиональном языке художника как будто оказывается международным языком. Следующим важным проектом стала прекраснейшая выставка Particolare в Вене под кураторством Марка-Оливье Валера, где я в 2021 году устанавливала свою большую 16-метровую скульптуру и уже наработала связи, завязала дружбу с художниками и кураторами. В этом году выставка шла параллельно ярмарке Viennacontemporary в прекрасном здании Kursalon с участием Алисии Кваде и Франсиса Алиса.

Лиза Бобоква. Без названия, 2023

Лиза Бобоква. Без названия, 2023

То есть получилось прямо соседство с большими именами.

Это был очень интересный урок, сравнимый с лакмусовой бумажкой. Для художника всегда огромная проверка — поставить себя рядом с работами художников, которые себя зарекомендовали на всех полях, от институционального до коммерческого. Кураторская группа выбрала мою работу Period of Oscillation 2016‒2024 («Период колебаний 2016‒2024»), со- стоящую из 79 алюминиевых прутков, прислоненных к стене в определенном ритме. Если вдруг эту работу захочет купить коллекционер, то каждый раз по условиям ее приобретения я буду приезжать и расставлять ее в нужном ритме — и только после моей смерти он получит экспликацию с правильной инструкцией и лекало. Я была рада, что кураторы выбрали именно эту работу — с такой красивой концептуальной составляющей.

Лиза Бобкова. Period of Oscillation. 2016‒2024

Лиза Бобкова. Period of Oscillation. 2016‒2024

А третий важный для меня проект — выставку «Скрытое» под кураторством Анны Журбы — можно сейчас увидеть в Петербурге, там моя работа «Память на пороге обнаруживаемости». Питер для меня родное место, где я прожила 17 лет. И этот период закончился драматично: я развелась, расторгла отношения с галереей и двинулась дальше. Поэтому для этой выставки я решила собрать свои старые работы, остатки мастерской, рассыпала песок, добавила обломок стены, лоток с краской, который я использовала там, противогаз, в котором травила бронзу. В конце августа у меня был день рождения, и я отправила туда все засушенные цветы.

Когда был день открытия, многие мне писали: «Лиза, ты по- чему выставила свалку? Почему ты не сделала новые работы? Это все старые работы». Я не понимала, как мне на них реагировать, а потом решила, что работа попала в точку, раз вызывает столько реакций. Вероятно, она напоминает о потере, уходе близкого им человека из их поля дружбы, общения.

Лиза Бобкова. «Память на пороге обнаруживаемости». Фрагмент. 2024

Лиза Бобкова. «Память на пороге обнаруживаемости». Фрагмент. 2024

Как вы думаете, что такое красота?

Это прежде всего добро. И это не добро отличника, отличницы, а добро, которое ты пытаешься произвести. Иногда неожиданное.

Кажется, что разговор — и со зрителем, и с миром вокруг — краеугольная тема вашего искусства. И жесты, и звуки, и слова присутствуют во всех работах.

Сейчас этого уже не слышно, но я страдаю заиканием с детства и всю жизнь пытаюсь выстроить с людьми диалог: выразиться вербально или невербально так, чтобы меня не просто услышали, а чтобы я смогла разговаривать. Поэтому я на протяжении всей жизни коллекционировала фразы из разговоров. Вот я, например, с кем-то разговариваю, с одним собеседником или в компании, и все время слежу за красивыми или важными оборотами речи, за тем, какие слова вызывают реакцию. Например, человек хочет сказать одну мысль, основную, но потом он случайно обронит слово — и его собеседник отреагирует только на это слово, потому что оно послужило триггером в его практике, в его жизни или еще в чем-то.

Диалог — это очень значимая тема, которую я проживаю изо дня в день. И в своем искусстве я поняла, что просто не могу отделить эту тему от своей работы, от своей практики. Я помещала найденные фразы или сообщения из чата, которые я прочитывала, на рисунки в виде звуковой волны, которая соответствовала прочтению этих фраз, как бы заставляя их жить. Даже тема той работы, которую я сделала в Питере сейчас, на выставке «Скрытое», тоже, получается, случилась как диалог между мной и всеми людьми, которые мне близки, которые еще живут в Петербурге и пришли на нашу выставку. То есть они вошли в отношения с работой.

В какой-то момент своей уже взрослой жизни я смотрела безумное количество интервью успешных художников и думала: «Боже, в чем же их успех?» Талант — это его десятая часть. Но главное, что все они умеют окружить себя людьми, а это значит, что они умеют общаться. Они умеют выстроить отношения с каждым человеком вокруг себя. Я, может быть, еще не умею этим пользоваться полностью, но уверена, что успешные художники — профессионалы не только в поле истории искусств или производства вещей технически, но еще и в общении.

Я помню, что у вас даже была работа с чтением писем.

Да, эта работа называлась «Единственной возможностью спастись от исчезновения становится переход в другого человека». После академического образования я не понимала, почему люди не реагируют на мои работы — мне был важен момент общения, и я искала, как получить отклик, потому что лично для меня он был важен. И я начала в соцсетях спрашивать людей о чем-то или какие-то публиковать пучки информации, на которые они могут отреагировать. Оказалось, что многим интересно со мной общаться. Так это выросло в два больших проекта с письмами — в них приняли участие люди, с которыми я общалась какое-то время или которые были подписаны на мои соцсети, которые знали меня и мне доверяли. Это был прямо момент чуда, и я безумно благодарна всем участникам.

Мне кажется, вы сейчас стали куда больше говорить в социальных сетях!

Думаю, сказывается тот факт, что я постоянно переезжаю и теряю общение. Потому что, когда я жила в Петербурге, все было иначе. Плюс петербуржцы сложно идут на новый контакт, даже на открытии выставок. А в Москве на одном вернисаже знакомишься со всеми, и это очень интересно.

Лиза Бобкова

Лиза Бобкова

Легко ли вам расставаться с людьми? Часто думаю, что к 30 годам это становится главным навыком, который мы еще не усвоили, а он оказывается нужен все чаще. И мало кто с этим справляется достойно.

Да, это всегда сложно. Это всегда как будто бы с тебя в зависимости от глубины общения или дружбы сдирают кожу. У меня была выставка в 2021 году в галерее Iragui, с розовым песком, которого я покрасила тонну, и галеристы предложили его продавать. Но я решила выбросить, и сотрудники галереи вывезли его на утилизацию со слезами на глазах. Это был тоже мой жест про то, что неважно, сколько ты физических и душевных сил вложил в отношения — даже с песком, с ним иногда приходится расставаться. Ты должен уметь отпускать.

Художница Александра Гарт — о поездках в лес и пути как процессе и поиске

Изменились ли как-то ваши отношения с деньгами, когда вы стали успешным художником?

Изменились. Я раньше была такой как бы бессребреницей, думала, что продавать работы — это стыдно, участвовать в коммерческих выставках — это стыдно. А потом, когда я вложила очень много труда в травление бронзы, то подумала, что не иметь необходимости подрабатывать параллельно — это здорово. А потом — поехать в путешествие, увидеть что-то новое, познакомиться с новыми людьми. Это хорошо. И из той же позиции я придумала ярмарку «Тупик», чтобы помочь художникам, которые не очень умеют продавать свои работы.

Сложность разговора о деньгах — это проблема отечественных художников?

Диалог о деньгах сложный для любых художников вне зависимости от региона их проживания. Этому, к сожалению, в большинстве случаев не учат. Но, например, в Британии и Австрии у меня не было вообще сложностей такого рода, потому что в галереях есть годами разработанные юридические договоры о сотрудничестве, где прописано все. И когда ты заключаешь договор на участие в выставке, то оказывается, что все здесь четко зафиксировано: в какой срок работы должны быть готовы, кто оформляет доставку, кто за что ответственен. Часто художники, будем честными, ленятся прочитать договор, разобраться, что за форс-мажорные обстоятельства упомянуты в нем, что за исключительные права. Нужно учиться этому и не давать себя обманывать.

Случился ли у вас за последний год какой-нибудь очень важный для вас диалог с куратором или коллекционером?

У меня каждый день случаются такие диалоги. Их значимая часть проходит с Игорем Маркиным. Мой бэкграунд художника-бессребреника и его бэкграунд профессионального бизнесмена вступают в очень полезные для меня диалоги, которые влияют на то, как я стала думать о своих работах, об отношениях с коллекционерами.

У художников есть такая традиция — до последнего не рассказывать о готовящейся выставке, о своих идеях, чтобы их не украли. А у бизнесменов — наоборот. Для того чтобы понять, интересен ли рынку тот или иной проект или даже художник, они все обсуждают друг с другом. Это такие профессиональные хорошие, добрые и полезные сплетни, которые приводят к решению и пониманию ценности.

Лиза Бобкова. «Слышишь? Там такая игра слов, как ребенок легко танцует». 2024. Для «РБК Стиль»

Лиза Бобкова. «Слышишь? Там такая игра слов, как ребенок легко танцует». 2024. Для «РБК Стиль»

Стали ли вы с этой открытостью менее строги к себе как художник и как человек?

Конечно! Когда я жила в Питере, то была суперстрога к себе.

Но я рада, что какая-то правильная основа осталась во мне спустя годы. Я все-таки очень скрупулезный художник, очень внимательный, и я понимаю свою ответственность в каждом проекте.

Если ты хочешь вступить в отношения с кем-то — с галереей, куратором, коллекционерами, — то нужно взаимное уважение. Некоторые художники пропагандируют образ легкого, бесшабашного, безответственного человека, но по факту это, скорее всего, останется все-таки только образом. Выставки — будь то в музеях или галереях — требуют от тебя собранности. Я знаю, я была и галеристом, и куратором, пообщалась со всеми сторонами, и никто не будет с тобой нянчиться, за тебя делать твою работу, как бы ты талантлив ни был.

Ваша роль галериста и участника ярмарок как-то изменила вашу практику и мировоззрение?

Я работаю с теми художниками, с которыми много общаюсь.

Мне интересно проследить всю линейку работ, предысторию. Как, например, с Димой Филипповым: я помогла организовать его выставку, и она оказалась очень успешной — но в том числе и потому, что мы с ним дружим с 2017 года, мы говорим на одном языке, и поэтому легче всем остальным рассказывать о его работах.

Получается, искусство — это всегда игра вдолгую?

Конечно, это образ жизни. Этому можно научиться, где-то в специальной институции или самому, но легко отделаться не получится.

Подписывайтесь на телеграм-канал «РБК Стиль»