Стиль
Впечатления Как художник художнику: что смотреть на кинофестивале The Art Film Festival
Стиль
Впечатления Как художник художнику: что смотреть на кинофестивале The Art Film Festival
Впечатления

Как художник художнику: что смотреть на кинофестивале The Art Film Festival

Кадр из фильма «Чувство ритма»
Кадр из фильма «Чувство ритма»
О фестивале The Art Film Festival, который пройдет 21 октября — 3 ноября, рассказывает его программный директор Марина Торопыгина

The Art Newspaper Russia совместно с фондом In artibus проводят 7-й фестиваль фильмов об искусстве. В этом году он получил новое название — The Art Film Festival и расширил свои границы: наряду с традиционными показами в Москве фильмы программы можно будет увидеть во Владимире, Екатеринбурге, Нижнем Новгороде, Перми и Самаре. В лентах этого года можно отметить два главных сюжета: диалог художников и тему становления уникальной личности автора, иногда в конфликте с традиционными представлениями о прекрасном.

«Чувство ритма»

2023, Франция, Индия, реж. Ила Бека и Луиза Лемуан

Ила Бека и Луиза Лемуан снимали рабочий день знаменитого индийского архитектора и дизайнера Биджоя Джайна, пытаясь уловить ритм жизни его самого, окружающих его людей и животных и обнимающего их мегаполиса: мы увидим архитектора в его доме, в студии, в мастерских, на улицах Мумбая. Ведь Биджой Джайн и вернулся когда-то в родной город, чтобы оставаться в ритме, определяющем его творчество. Режиссеры общаются с архитектором уважительно, но в то же время на равных, как коллеги. Они здесь в хорошем смысле гости, а не просто наблюдатели. Сами Ила Бека и Луиза Лемуан работают вместе 15 лет и, можно сказать, уже достигли статуса классиков: недавно музей Метрополитен приобрел полную коллекцию их фильмов, посвященных взаимоотношениям человека и среды его обитания, в частности, объектам, созданным наиболее интересными архитекторами современности в разных точках земного шара, от Копенгагена до Японии.

Кадр из фильма «Чувство ритма»
Кадр из фильма «Чувство ритма»

«Глазами Джейми Уайета»

2024, США, реж. Гленн Холстен

Джейми Уайет — наследник знаменитой династии американских художников. Его отец — Эндрю Уайет, автор культовой картины «Мир Кристины», а дедушка Ньюэлл Конверс Уайет был знаменитым иллюстратором. Свое детство Джейми Уайет провел на скалистом побережье штата Мэн и среди холмов Пенсильвании, а в молодости оказался в эпицентре художественной жизни Нью-Йорка. Глядя на пейзажи и жанровые сцены Уайета, понимаешь, что и виртуальное, и реальное общение с другими живописцами знаменитой династии Уайет, безусловно, стало источником вдохновения для его собственного стиля. Один из интересных сюжетов фильма — визуальный диалог двух живописцев: Уайет пишет портрет Энди Уорхола, а Уорхол в ответ портрет Уайета. Но если этот диалог можно сравнить с выстрелами на дуэли, то отношения Джейми Уайета с Рудольфом Нуриевым и историю создания портрета великого танцовщика можно описать как затяжной поединок, продлившийся полтора года.

Кадр из фильма «Глазами Джейми Уайета»
Кадр из фильма «Глазами Джейми Уайета»

«Арте повера»

2024, Италия, реж. Андреа Беттинетти

История возникновения и развития одного из самых влиятельных движений в искусстве XX века, называемого буквально «бедным» — арте повера. Вместе с режиссером мы путешествуем по галереям, музеям и мастерским, возвращаемся к прошлому, чтобы лучше понять настоящее и заглянуть в будущее. Как это часто бывает с новыми направлениями в искусстве, арте повера, подрывавшее привычные эстетические каноны своего времени и вызывавшее отторжение, со временем стало восприниматься как символ эпохи. Поседевшие герои революционного художественного движения Джулио Паолини, Джузеппе Пеноне, Микеланджело Пистолетто и другие ведут в фильме диалог и друг с другом, и сами с собой, словно с некоторым удивлением встречаясь с собственным прошлым. Сталкивая в фильме фрагменты интервью полувековой давности с сегодняшними комментариями, авторы фильма рефлексируют о том, как бунтарский порыв 1967 года превратился в классику современного искусства.

Кадр из фильма «Арте повера»
Кадр из фильма «Арте повера»

«Далекие близкие»

2024, Италия, реж. Марко Туллио Джордана

Действие фильма происходит в Виченце между 1980 и 2000 годами. В семье состоятельного врача и его красавицы-жены Марии рождается долгожданная дочь Ребекка. Но большое родимое пятно на лице девочки кажется ее матери дурным знаком, она отдаляется от дочери и пытается сократить ее контакты с окружающими. Одиночество способствует пробуждению у девочки интереса к музыке, и это увлечение поддерживает сестра ее отца, известная пианистка. В главной роли — молодая итальянская пианистка Беатриче Барисон, лауреатка международных конкурсов, в кино это ее дебют. В основе сценария — одноименный роман Мариапии Веладиано, получивший в 2010 году премию Итало Кальвино. Экранизации — всегда повод для дискуссий и даже конфликтов, но в данном случае диалог режиссера и писателя был вполне дружеским. Писательница отправила режиссеру благодарственное письмо, восхитившись тем, как он сумел воплотить на экране придуманных ею персонажей.

Кадр из фильма «Далекие близкие»
Кадр из фильма «Далекие близкие»

«Трагедия в углу»

2024, Россия, режиссер Майя Данилевская

Художница, арт-критик и сценаристка фильма Диана Мачулина изучает художественную жизнь России вдали от мегаполисов. На основе ее книги в сотрудничестве с режиссером Майей Данилевской и был создан этот фильм, который включает пять новелл о художниках из Удмуртии, Пермской, Свердловской и Калининградской областей и из Северной Осетии-Алании. Сама Мачулина беседует с художниками, а зритель сможет увидеть перформансы Елены Рэмбо, ритмические фрески Ильи Гришаева, документальные фотографии Федора Телкова, работы феминисток и видеоперформанс Александры Артамоновой и Евгении Лаптевой, а также многое другое. Очевидно, что авторы задают своим героям вопрос, легко ли живется художнику в провинции. Но Анна Кабисова отвечает на него встречным вопросом: «Современное искусство — это зеркало. Сможете ли вы жить, не смотрясь в него?» Поэтому выбор «места работы» принципиально важен для героев фильма, они говорят о людях, которые их окружают, и в то же время сопротивляются унификации. Именно это умение быть «локальным», возможно, и открыло/открывает/откроет им дорогу к востребованности глобальной.

Кадр из фильма «Трагедия в углу»
Кадр из фильма «Трагедия в углу»

«Филонов»

2024, Россия, реж. Никита Снегов

Фильм посвящен творческому пути и судьбе наследия одного из самых загадочных художников XX века. Работы и творческий метод Павла Филонова неоднозначно оценивались как современниками, так и потомками. Он был строг и требователен к себе и своим работам, он никогда не продавал свои картины и завещал их государству. Сложный для восприятия мир его картин настолько уникален, что продолжает привлекать внимание ценителей искусства — и бескорыстных зрителей, и заинтересованных коллекционеров. Современному зрителю, утомленному компьютерной графикой и фрактальным искусством, может даже показаться, что стиль Филонова выглядит так, как если бы он уже в начале XX века предчувствовал возможности цифрового изображения. Поэтому в фильме картины художника, воссозданные графическими дизайнерами, оживают. Творческий метод Филонова комментируют Евгения Петрова, Андрей Сарабьянов и Ирина Пронина. Один из важных сюжетов фильма — история похищения и возвращения в Россию рисунков художника.

Кадр из фильма «Филонов»
Кадр из фильма «Филонов»

«Критика мертва, да здравствует критика!»

2024, США, реж. Мэри Луиз Шумахер

Фильм приглашает зрителя к разговору о сложной и важной профессии художественного критика. Именно он обеспечивает контакт художника с аудиторией: их профессиональная подготовка, знание истории искусства и энтузиазм первооткрывателей призваны как поддержать художника в его творческих поисках, так и объяснить зрителю, чем интересны и ценны для него эти не всегда понятные на первый взгляд произведения современного искусства. Весь XX век можно считать эпохой расцвета и наибольшей востребованности профессии арт-критика: отделы художественной критики были во всех крупнейших медиа. Сможет ли профессиональный критик остаться востребованным в стремительно меняющемся мире современного искусства и коммуникаций сейчас, когда социальные сети предоставляют заманчивую возможность высказаться всем желающим? Мы наблюдаем, с одной стороны, глобальный кризис профессии, которая объясняет, что такое искусство, а с другой — рост интереса к искусству во всех его видах и проявлениях. Понятно, что наивного любительского взгляда в такой ситуации может оказаться недостаточно — ведь простота, в том числе и простота интерпретации, как известно, хуже воровства.

Кадр из фильма «Критика мертва, да здравствует критика!»
Кадр из фильма «Критика мертва, да здравствует критика!»

«Рембрандт. Посвящение LK 15:11-32»

2024, Россия, реж. Андрей Кречетов

Инсталляция Александра Сокурова, посвященная притче о блудном сыне, впервые была представлена в русском павильоне на венецианской Биеннале в 2019 году. Затем в 2020 году экспозиция была воссоздана в Белом зале Государственного Эрмитажа. Сокуров вступает в диалог с Рембрандтом, ведь в Эрмитаже хранится одна из лучших коллекций работ великого мастера. Режиссер даже говорит в одном из интервью, что судьба привела его в Санкт-Петербург именно для встречи с великим музеем. В свое время Александр Сокуров поставил в его залах свой «Русский ковчег», и тогда уже камера оператора Тильмана Бюттнера, снимавшего фильм, по замыслу режиссера, одним кадром, двигаясь по залам музея, останавливала свой взгляд на картинах Рембрандта. В своей инсталляции по мотивам евангельского сюжета о блудном сыне Сокуров делает еще один шаг навстречу гению XVII века. Наблюдает за этим процессом выпускник мастерской Сокурова, снимающий фильм о том, как работает его мастер, — так выстраивается еще один диалог, открывающий зрителю, как общаются между собой художники.

Кадр из фильма «Рембрандт. Посвящение LK 15:11-32»
Кадр из фильма «Рембрандт. Посвящение LK 15:11-32»

«Король Лир»

2024, Россия, реж. Сергей Потапов

Встреча с классикой — серьезное испытание и в то же время необходимое условие для развития художника. «Король Лир» испытал не одну постановку и экранизацию. В заглавной роли блистали и Лоуренс Оливье, и Орсон Уэллс, и Юри Ярвет. Акира Куросава перенес действие великой трагедии в средневековую Японию, а Сергей Потапов нашел своего Лира в современной Якутии, переведя Шекспира на язык олонхо. Его фильм соединяет эстетику мамблкора с классической трагедией: это история о том, как молодой режиссер ставит спектакль в пансионате для престарелых. Он долго не может найти кандидата на главную роль — им оказывается в итоге только что прибывший в пансионат Алексей. Уже в сцене, где его отдают врачам две элегантно одетые внучки, можно догадаться, что история короля Лира в чем-то близка этому человеку. В фильме вместе с профессиональными актерами снимались пациенты интерната для пожилых людей.

Кадр из фильма «Король Лир»
Кадр из фильма «Король Лир»

Подписывайтесь на телеграм-канал «РБК Стиль»