Стиль
Впечатления «Круть» или не круть? Каким получился новый роман Виктора Пелевина
Стиль
Впечатления «Круть» или не круть? Каким получился новый роман Виктора Пелевина
Впечатления

«Круть» или не круть? Каким получился новый роман Виктора Пелевина

Фото: «Эксмо», freepik
В издательстве «Эксмо» выходит «Круть» — новая часть пелевинского цикла «Transhumanism Inc.». Первыми впечатлениями о свежем романе современного классика делится Игорь Кириенков
«Круть» или не круть? Каким получился новый роман Виктора Пелевина

Игорь Кириенков, шеф-редактор витрин «Кинопоиска» и «Яндекс Книг»

«Если коротко суммировать то, что писала обо мне критика все эти годы, получится примерно следующее: я начал с грошовых придумок, написанных отвратительным языком, и с тех пор стремительно деградирую, с каждым годом опускаясь все ниже и ниже. Иногда мне становится интересно, есть ли дно у этой бездны или я буду падать в нее бесконечно?». В 2004 году это место из интервью Пелевина журналистке «Известий» Наталье Кочетковой воспринималось совершенно однозначно: модный, бешено талантливый, раздвигающий границы допустимого автор справедливо сетует на косность своих рецензентов. Пелевинские выпады в отношении журналистов со временем стали чем-то привычным. Иногда это было грубо, но забавно. Например, в девятом романе «t» второстепенный персонаж-литератор иронично сокрушался, читая отзывы на свои книги: «Как? Погас волшебный фонарь? А что ж ты в него ссала-то пять лет, ...[манда]? Ссала-то чего?»; понятный укор в адрес тех, кто все время ждет от автора нового «Синего фонаря» (первый сборник рассказов Виктора Пелевина, опубликованный в 1991 году). Вехой в отношениях писателя и культурной прессы стал «iPhuck 10», в котором критиков сравнивают с «вокзальной минетчицей» — со всей сопутствующей метафорикой.

Вехой, надо полагать, станет и «Круть».

Несколько слов о сюжете. После предотвращения нейросетевого апокалипсиса оперативнику Маркусу Зоргенфрею стирают память и поручают новое задание. На этот раз конец света хочет устроить древний ящер Ахилл — самый могущественный демон во Вселенной, которому для осуществления его жуткого плана нужна человеческая оболочка. Выбор Ахилла падает на тюремного харизматика-«петуха» Кукера. Тот находится в отказе от крутилова (так в ГУЛАГе будущего называется воспитательная практика; по ходу романа у нее обнаружится и коррупционное измерение) и склоняет к саботажу других заключенных. Зоргенфрею, его начальству и руководству Доброго Государства нужно придумать, как обезвредить Ахилла в теле Кукера. Очень кстати оказывается противостояние «петухов» и «кур» — боевых феминисток, поклоняющихся радикальной мыслительнице Варваре Цугундер. Со всем происходящим как-то загадочно связаны литературный критик Рыба, которая ранее инструктировала Маркуса по поводу отечественной классики, и Герман Азизович Шарабан-Мухлюев — главный русский писатель карбоновой эпохи, давно перебравшийся в подземную банку.

Пелевин застрял. Можно было обсуждать качество словесной ткани и оригинальность концепции «Transhumanism Inc.» (2021), но этот роман во всяком случае открывал целый, в перспективе безразмерный, мир. «KGBT+» (2022) раздражал каким-то унизительным мелкотемьем (нейрострапоны, кормофилия, Ходорковский), но в лучшие моменты это была очень свободная и по-своему бесстрашная книга. «Путешествие в Элевсин» (2023) сегодня кажется чудом эргономики и грации: гуманистичный шутер, развязка которого вполне могла бы стать финалом пелевинской литературной карьеры — и это было бы очень достойное прощание.

Пелевин застрял.

В сравнении с ними «Круть» работает на холостом ходу. Точнее, не так. Эмоция, которая приводит «Круть» в движение, — густопсовое отвращение.

В первую очередь, к самой литературной форме. Пелевин — достаточно опытный автор, чтобы доверху заполнить роман более-менее случайным реквизитом и получить что-то занимательное, — но «Круть» как-то поразительно уныла в сюжетном отношении. Не потому, что это статичный роман идей, где всякое действие — всего лишь предлог для многостраничного диалога (что необязательно плохо: см. дилогию про вампира Раму). Как и год назад, ставки в «Крути» выше некуда: древний динозавр хочет ввергнуть планету в мезозой. Но давнему пелевинскому читателю (не говоря уже про тех, кто ищет у Пелевина чистого жанрового удовольствия) может быть трудно увлечься происходящим. Странным образом, лучшая экшен-сцена — драка двух «петухов» — происходит в середине книги, а решающая битва добра со злом выглядит бледно и как-то необъяснимо скомкано. Как говорил Набоков про развязки у позднего Бунина: «Все равно, как кончить, а кончить надо». К слову, любимым пелевинским авторам тут тоже посылают приветы — правда, совсем уж дежурные.

Во-вторых, Пелевина сильнее обычного раздражает его материал. Среди персонажей снова угадываются реальные фигуры из самых разных политических и эстетических лагерей: харизматичный заключенный, поднимающий бунт против властей, но способный выторговать у «кума» особые условия содержания; левая активистка, которую используют втемную для индивидуального террора; ключевое лицо в государстве, отвечающее одновременно за прогрессивные технологии и репрессивную идеологию; много разной подтанцовки — стримеров, журналистов, галеристов, оскандалившихся олигархов; есть даже крупный литературовед. Смотрел ли Пелевин «Слово пацана» и «Задачу трех тел»? Читал ли «К себе нежно» и «В сторону рая»? Следил ли за дискуссией вокруг «Мастера и Маргариты»? Помнит, на каком сервисе выходила его предыдущая книга? А сами-то как думаете.

Ко всему этому Пелевин, очевидно, относится довольно брезгливо — как к ноосферному навозу. Или к рыбе. Сленговое обозначение заглушки, бессмысленного сочетания произвольных слов, становится у Пелевина синонимом текста в широком смысле: от легкомысленных песен до Книги Жизни. Удобный способ снять с себя ответственность за всю инерцию, тоску и скуку, что есть в новом романе. За «дроченую пустоту» — как сказано тут с саморазоблачающей прямотой.

«Круть» как-то поразительно уныла в сюжетном отношении.

Впрочем, больше всего Пелевина тошнит от медиа. Мы наконец подобрались к тому, вокруг чего при удачном для авторского бренда стечении обстоятельств в ближайшее время могут разгореться жаркие споры. Настоящей, куда важнее Ахилла и армагеддона, сюжетной интригой оказывается изъятая глава из эротических мемуаров Шарабан-Мухлюева. Он много пьет, злословит о мигрантах и эмигрантах, либералах и евреях, французской и британской поп-музыке, ЦРУ и его роли в современной русской литературе. Выходит нарочито утрированная, с некоторым даже перехлестом, квазиавтобиографическая фигура. Но главное в разящей перегаром исповеди Мухлюева, которая выполнена в технике дзуйхицу (когда мысль следует за кистью и ничего нельзя править), — признание в страстном садистском романе с литературоведкой Рыбой. Брутальные ролевые игры рядом с его собранием сочинений. Внесение окончательной ясности в разницу между «ранним» и «поздним» Мухлюевым. Угрозы и унижения.

Все это очень утомляет — и оставляет после себя чувство тяжелой неловкости. Конечно, «Круть» — художественное произведение: дым, зеркала, обман зрения. Да и сам Пелевин как будто все понимает: «Это уже не дно, а какая-то сверхглубокая скважина», рассуждает о прочитанном Зоргенфрей. Но даже если допустить, что перед нами просто радикальная автопародия, есть в этих стилистических конвульсиях что-то патологическое. Что-то всерьез настораживающее. Не говоря уже о том, что едва ли кто-то сегодня будет разбираться, где здесь жестокая металитературная игра, а где вопль уязвленного белого самца. Где пастиш на писателя-охранителя — а где нутряные опавшие листья. Ищите себя потом в каком-нибудь стремном паблике.

«Круть» — далеко не первый случай, когда Пелевину хочется пожелать взять саббатикал. В конце концов, 35 лет почти непрерывного письма: с несколькими большими удачами и россыпью блестящих вещей. С бесспорным местом в истории русской литературы. Представляете, какой бы это мог быть мощный заголовок: «Пелевин не выпустит новую книгу в 2025 году». И как вдруг всем снова станет интересно, о чем он напишет в 2026-м. Автор точно заслужил паузу. Закрыв эту недлинную и все же изнурительную книжку, понимаешь: заслужили ее и мы.