Стиль
Впечатления «Надежда есть?» Два этажа современного искусства в типографии Сытина
Стиль
Впечатления «Надежда есть?» Два этажа современного искусства в типографии Сытина
Впечатления

«Надежда есть?» Два этажа современного искусства в типографии Сытина

Фото: Николай Казеев
Более двухсот художников из 54 галерей ждут своих покупателей на ярмарке |catalog| с 12 по 14 апреля

Бархатные инсталляции художницы Алины Глазун (галерея MYTH, Санкт-Петербург) постепенно становятся комментариями к ярмаркам современного искусства, на которых они продаются, и, может быть, к сегодняшней жизни в целом. И если на последней Cosmoscow художница констатировала, что «ситуация интересная», то на стенде ярмарки |catalog| задается вопросом, есть ли надежда.

Сравнение двух ярмарок неизбежно — молодой и дерзкий |catalog| наступает на пятки мастодонту, удивляя своей демократией (всем галереям отведены одинаковые пространства) и требованием представить хотя бы одного молодого художника от каждой галереи. Очередь ко входу на выставку в день предпоказа растянулась до конца Пятницкой улицы, ажиотаж вокруг складывается не меньший, чем вокруг Cosmoscow.

Русская тропикалия или русский транс?

На вопрос, где мы сейчас находимся и есть ли у нас надежда, художники отвечают по-разному. Масштабное, почти 2×2 м полотно «Русский транс 2» Сергея Карева (FUTURO Gallery, Нижний Новгород) наводит на мысли о пограничном состоянии между бытием и небытием, а цифра 2 намекает на то, что мы в нем оказались не впервые. «Русская тропикалия» — не менее масштабная инсталляция от петербургских художников из группы «Север-7» Александры и Лизы Цикаришвили (Marina Gisich Gallery, Санкт-Петербург) — описана на сайте галереи как «неспособность переварить реальность, которая при этом сопровождается непреодолимой тягой продолжать ее пожирать, желанием скрыть ее в себе».

Фото:  Варвара Топленникова

На что мы смотрим?

Холст Александра Кабина (Галерея ARTSTORY) «Серые дни. Условная зона комфорта» ставит свой диагноз и дарит нам неплохую формулировку для описания окружающей действительности.

Молодые художники говорят о том, что их тревожит сегодня. На работе Артема Брюхова (ART&BRUT, Санкт-Петербург) — размытый и ускользающий Ким Чен Ир (а, может, и Ким Чен Ын, точно определить сложно). Уже кажущиеся архивными работы 2017 года Ангелины Меренковой (pop/off/art, Москва) «Протест» и «Ограждение» напоминают о недавнем прошлом, а «Звук дронов» Анны Афониной — о тревожном настоящем.

Артем Брюхов, Kim Chen Alien, 2020. Art & Brut

Артем Брюхов, Kim Chen Alien, 2020. Art & Brut

Ангелина Меренкова, «Протест», pop/off/art

Ангелина Меренкова, «Протест», pop/off/art

Что мы слышим?

Звук на этой ярмарке играет не последнюю роль. В насыщенной и емкой программе, помимо лекций и дискуссий (темы: «Бизнес и искусство», «Культура коллекционирования» и «Накопленный опыт»), два музыкальных концерта — Глеба Андрианова с солистами камерного оркестра CINEMATICA 13 апреля и сольное выступление композитора Владимира Мартынова в день закрытия ярмарки.

Фото: николай казеев

Что мы видим?

На стыке аудиального и визуального родился совместный проект «РБК Стиль» и команды newnow — как попытка придать прямой речи форму, превратив ее в физический объект, который можно потрогать и забрать с собой. Инсталляция «На что вы смотрите? А что вы видите?» — это симфония разных голосов, к которым мы прислушиваемся: художников и музыкантов, предпринимателей и режиссеров, фотографов, меценатов, докторов наук и многих других, чьи мысли нам кажутся созвучными текущему моменту. Карточки с цитатами героев «РБК Стиль» собираются в единую композицию, задавая зрителю вопрос, на который неизбежно придется ответить самому себе после просмотра ярмарки.