Ольга Свиблова — о новой главе и новой жизни Мультимедиа Арт Музея
Выставка «Коллекция Фонда Still Art. Шедевры мировой фотографии моды»
Ольга Свиблова, директор Мультимедиа Арт Музея, Москва
О ремонте и его контекстах
С сентября 2022 года наш музей на Остоженке был закрыт на капитальный ремонт. И все, что обычно незаметно гостям музея, приходящим для встречи с искусством, но без чего музей существовать не может, нам пришлось менять. Перечислять могу долго как проделанные дела, так и благодарности. Отдельная — правительству Москвы и Департаменту культуры города Москвы, без которых этот капремонт здания, многие системы которого находились в аварийном состоянии, был бы невозможен. Так, нам пришлось менять практически все инженерные системы. И самое сложное — систему вентиляции, от которой зависит климат-контроль музея. Мы полностью разобрали и построили заново эксплуатируемые кровли (больше 800 кв. м), так что теперь летом на обновленной и похорошевшей крыше, с которой открывается лучший вид на Москву, мы сможем проводить разные мероприятия, как мы любим. После затопления Лопухинского переулка и аварийных ситуаций мы переживали потопы, так что восстанавливали еще и фундамент.
И теперь, после ремонта, музей возвращается с новой своей главой. Например, появится большой книжный с собственным выставочным пространством, изменится кафе, в котором мы будем экспериментировать с арт-меню, обновится кинолекционный зал. Мы всегда показывали в музее кино, а теперь при поддержке Альфа-банка, нового нашего стратегического партнера, откроем полноценный киноклуб с регулярной многожанровой программой.
О книжном магазине
После ремонта в музее наконец-то появится большой книжный магазин, которого нам так не хватало все эти годы. Он будет одновременно похож и не похож на другие музейные магазины. Надеюсь, его архитектурное решение удивит и обрадует, потому что для общения с книгами или с сувенирными изделиями художников должно быть создано специальное пространство, куда приятно прийти и провести время.
Конечно, в магазине будет традиционный набор всего, что связано с нашими выставками и богатейшей коллекцией музея: книги, открытки, магнитики, наклейки, постеры, текстильный мерч, керамика и много чего еще, а также гаджеты и сувениры от нашего нового партнера — «Яндекс Маркета» (благодаря ему все можно будет купить и онлайн). Второе пространство магазина — выставочный зал, который мы условно называем pop-up place. В нем будут представлены лимитированные издания работ художников, с которыми сотрудничает музей, фотопортфолио, изданные на основе нашей музейной коллекции, авторские книги художников, а также издания, подписанные авторами. Там будут проходить выставки рисунков, картин, скульптуры, арт-объектов.
В pop-up place мы будем проводить встречи с художниками, дизайнерами, авторами книг, историками искусства, рассказывающими о книгах, представленных в магазине. Я сама — большой фанат музейных магазинов и, признаюсь, иногда иду в них еще до начала осмотра выставок. Так что жизнь нашего магазина станет важной частью выставочной и просветительской деятельности музея.
О команде, работе и новых проектах
Пока музей был закрыт на ремонт, команда продолжала напряженно работать. За последний год охваты наших соцсетей достигли почти миллиарда, а значит, музей не терял контакта с аудиторией. Мы рассказывали о коллекции и избранных выставках, прошедших в МАММ за 27 лет его существования. Вспоминая свои лучшие фотографические экспозиции и выставки классиков мирового и российского современного искусства, мы создавали и новую выставочную программу на 2024–2025 годы.
С момента открытия МАММ в 1996-м наша программа строилась как интернациональная. У искусства и культуры нет границ. До закрытия на ремонт в сентябре 2022 года мы сохраняли в экспозиции работы звезд мирового современного искусства, знаменитых зарубежных фотографов и молодых художников и планируем продолжать эту традицию. 12 апреля в рамках гала-открытия музея после ремонта мы показываем восемь экспозиций:
- «Коллекция Still Art. Шедевры мировой фотографии моды»;
- Эрик Булатов «Живу дальше. Лаборатория художника»;
- «Спорт в фотографии. От Родченко до наших дней»;
- Алексей Каллима «Теорема дождя»;
- Константин Батынков «Футбол»;
- «Дар музею. Памяти Юрия Рыбчинского»;
- «Модницы XIX века. Из коллекции МАММ»;
- Эдоардо Делилле, Джулия Пьермартири «Атлас нового мира».
О коллекции Фонда Still Art
На выставке «Коллекция Still Art. Шедевры мировой фотографии моды», приуроченной к пятилетию фонда, основанного Еленой и Михаилом Карисаловыми, мы покажем больше 150 работ легенд мировой фотографии моды и стиля: Питера Линдберга, Хельмута Ньютона, Уильяма Кляйна, Сары Мун, Энни Лейбовиц, Ричарда Аведона, Хорста П. Хорста, Эрвина Блюменфельда, Альберта Уотсона, Ги Бурдена, Ирвина Пенна, Патрика Демаршелье, Ника Найта, Тима Уокера, Херба Ритца и других авторов. Этот список имен впечатляет, а выставка представит новые поступления в собрание Фонда Still Art, часть из которых будет показана в Москве впервые.
На знаковых для истории искусства и моды снимках запечатлены, например, актрисы Мэрилин Монро, Одри Хепбёрн, Элизабет Тейлор, Настасья Кински, Ума Турман; супермодели Синди Кроуфорд, Наоми Кэмпбелл, Кейт Мосс, Линда Евангелиста, Наталья Водянова; принцесса Диана, группа The Beatles, Опра Уинфри и другие культовые персонажи.
Выставка «Коллекция Фонда Still Art. Шедевры мировой фотографии моды»
МАММ показывал персональные экспозиции многих из входящих в коллекцию Still Art фотографов, но когда шедевры одного автора демонстрируются вместе с работами звездных коллег, возникает полифоническое звучание и возможность увидеть, как художественные инновации появляются в диалоге с предшественниками и современниками.
Коллекция fashion-фотографии Фонда Still Art начала формироваться в 2004 году, а музей в 2018 году представлял избранные произведения из нее. За прошедшие годы собрание активно пополнялось и сегодня стало одним из наиболее представительных в Европе, объединив главных революционеров жанра fashion-фотографии. В разное время они бросали вызов сложившимся канонам модной фотографии, представлениям о телесности, красоте женщины и ее роли в обществе, стирая границы между рекламной продукцией и произведением высокого искусства.
О выставке Эрика Булатова
Выставка «Живу дальше. Лаборатория художника» приурочена к 90-летию классика российского и мирового современного искусства Эрика Булатова. Это семь картин и больше 100 рисунков художника. И в таком объеме рисунки Эрика будут показаны впервые. Они дают возможность увидеть, как зарождается и развивается его художественный замысел. Иногда работы «мучают» его десятилетиями, пока наконец не находится одно-единственное решение, получающее свое воплощение на холсте.
Подзаголовок названия выставки — «Лаборатория художника» — достаточно точно выражает ее концепцию. В фокусе нашего внимания оказались прежде всего рисунки, в которых Эрик Булатов работает со словом. В начале ХХ века русский авангард начинает использовать слово как сюжет художественного произведения. Александр Родченко, Эль Лисицкий, Густав Клуцис и другие художники работали в первую очередь с большевистскими слоганами. Эти слоганы не предполагали проблематизации, нескольких прочтений — они должны были воздействовать на зрителя с огромной суггестивной силой. В стране, где произошла Октябрьская революция, где больше половины населения было неграмотным или малограмотным, лозунги новой — советской — власти должны были легко считываться и с директивной ясностью воздействовать на сознание людей. Шрифты и перспективные решения русского авангарда решали эти задачи. Их работы обладали абсолютной visual power. Позже приемы русского авангарда стали использоваться в советских плакатах, а также повлияли и влияют до сих пор на мировой графический дизайн.
О тексте и его роли в современном искусстве и произведениях Эрика Булатова
В современном искусстве текст становится важнейшей частью произведения у московских концептуалистов Ильи Кабакова, Виктора Пивоварова и других. Эрик Булатов, которого с кругом московских концептуалистов несколько десятилетий связывала тесная дружба, работает со словом принципиально иначе.
Изначально Булатова интересует пространство картины. Оно у него уникальное, многослойное, уходящее вглубь холста и за его пределы и одновременно раскрывающееся изнутри полотна на зрителя. Это пространство имеет сложную архитектонику взаимодействия разных перспективных систем. Кроме чисто изобразительных свойств, у него сложная ментальная топография: пространство социальное — плоское; пространство реальное — уходящее в глубину (неслучайно Булатов строит свой диалог с русской пейзажной живописью XIX века); пространство метафизическое — из которого на зрителя идет свет и в которое «улетают» слова на картинах Булатова. Свет и горизонт — важнейшие элементы топологии картин этого художника. Слово в работе Булатова — прежде всего пространственный образ.
Нельзя назвать рисунки Булатова эскизами к картинам, даже если некоторые из них на первый взгляд такими кажутся. Это законченные произведения — как правило, с детальнейшей проработкой пространства. А пространство у Булатова и есть та магия, которая его слова, в том числе апроприированные им по-своему стихотворные тексты поэта Всеволода Некрасова, превращает в актуальное искусство.